Светлана Бурлак К нам приехал "ревизор"... старообрядческий В украинском селе Белая Криница во второй декаде сентября прошел Всемирный собор Русской Православной Старообрядческой Церкви Источник: Коммерсантъ-Plus (Кишинев) Этот небольшой населенный пункт на территории бывшей Австро-Венгрии в XIXв. был крупнейшим центром старообрядчества. Здесь был принят в общение греческий митрополит Босно-Сараевский Амвросий, который положил начало так называемому Белокриницкому согласию соглашению, в результате которого были разделены сферы влияния различных епархий Русской Православной Старообрядческой Церкви. С тех пор Белая Криница превратилась в крупнейший религиозный центр старообрядчества.
Со стародавних времен 350-летней давности церковного раскола есть места с преимущественным проживанием старообрядцев и в нашей республике. По завершении Собора глава РСЦ митрополит Корнилий (Титов) отправился в поездку по Украине и Молдове, где посетил старообрядческие приходы и монастыри, совершил рукоположение в сан новых священников. А посецать в Молдове есть что здесь расположены 14 приходов и один из старейших в этой части Европы старообрядческий монастырь в селе Куничи. Именно в Куничах, в храме Воздвижения престола Господня появился в помощь 90-летнему настоятелю молодой отец Степан.
Митрополит Корнилий занимает свой высокий пост не так давно, его избрали главой РСЦ в октябре прошлого года, после того как скоропостижно, во время великорецкого крестного хода, скончался прежний митрополит Андриан (Четвергов). Митрополит Корнилий одиннадцатый предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви.
Новый митрополит, несмотря на аскетический вид, и сам весьма молод ему лишь чуток за сорок, а значит, владыке Корнилию должно хватить сил и терпения на то, чтобы продолжить начатую предшественниками работу по укреплению РПСЦ. В первую очередь речь идет об улаживании застарелых противоречий с Русской Православной Церковью и о выходе старообрядцев "из осады".
Ни для кого не секрет, что на протяжении веков старообрядцы подвергались гонениям властей как в царской России, так и в бытность СССР. И лишь в брежневские времена появился оттенок терпимости к староверам, им были возвращены некоторые храмы, либо ликвидированные как таковые, либо переданные в ведение РПЦ.
Только в 2000 году были окончательно отменены РПЦ все ограничения на контакты со Старообрядческой Церковью, и теперь две ветви русского православия стараются найти пути для решения общих вопросов. Как отметил митрополит Корнилий во время встречи с послом РФ в Молдове Николаем Рябовым, канонических вопросов во время подобных встреч обе стороны избегают в основном святые отцы предаются делам сугубо материальным: решают вопросы о передаче церковных зданий, предметов церковного обихода и т.п. И не всегда находят общий язык. Вот и на сей раз не обошлось без того, чтобы не заронить в души старообрядцев зерно сомнения. Как рассказал глава РПСЦ Корнилий (Титов), митрополит Кишиневский и Всея Молдовы Владимир во время встречи с ним намекнул, что группа деятеле культуры республики направила руководству страны и в Департамент по делам культов странную цидулу с требованием возвратить (читай отобрать) находящуюся в ведении РПСЦ Маракиевскую церковь, дабы открыть там кишиневский Успенский собор. (По неофициальной информации, подобное подметное письмо действительно есть, и подписали его люди немалые Мария Биешу, Николай Ботгрос, другие деятели науки и культуры). И руководство РПСЦ весьма озабочено такой перспективой.
Чем завершится борьба за Мазаракиевскую церковь и кем она инспирирована покажет время, а тем временем митрополит с сопровождающими лицами завершает поездки по нашей республике, принеся в дар Национальной библиотеке литературу по истории старообрядческого движения, быте и традициях паствы.
* РПСЦ Белокриницкого согласия самая крупная ветвь староверов, ведущих свою историю со времен церковного раскола ХУП века. По данным митрополии, сейчас РПСЦ насчитывает около 300 приходов, действующих в России, Молдове, Белоруссии, Казахстане, на Украине и в Австралии. Паства, по оценкам представителей митрополии, составляет от 800 тысяч до миллиона верующих. Церковью управляют предстоятель и семь епископов.
29.09.2006
|