Слова Святейшего Отца при чтении молитвы "Angelus"
17.09.2006 Дорогие братья и сестры,
Апостольская поездка в Баварию, которую я совершил на днях, стала сильным духовным опытом: в нем переплелись личные воспоминания, связанные со столь близкими мне местами и пастырские перспективы для эффективного возвещения Евангелия в наше время. Благодарю Бога за внутреннее утешение, которое Он дал мне пережить, и в то же время я признателен всем тем, кто активно трудился ради успешного проведения этого моего пастырского визита. О нем, как это уже стало обычаем, я буду говорить более подробно во время общей аудиенции в ближайшую среду. Сейчас только хочу добавить, что я глубоко огорчен реакцией, вызванной небольшим отрывком из моей речи в университете Регенсбурга, который посчитали оскорбительным для чувств верующих мусульман, в то время, как речь шла о цитате средневекового текста, не выражавшей никоим образом моего личного мнения. Вчера г-н кардинал государственный секретарь обнародовал в связи с этим заявление, в котором объяснил истинный смысл моих слов. Надеюсь, что это поможет успокоить души и прояснить настоящее значение моей речи, которая в целом была и остается призывом к открытом и искреннему диалогу, с огромным взаимным уважением.
Теперь, перед чтением марианской молитвы, хочу остановиться на двух недавних и важных литургических датах: празднике Воздвижения Святого Креста Господня, отмечавшемся 14 сентября, и памяти Пресвятой Деве Марии Скорбящей, отмечавшейся на следующий день. Эти два литургических праздника можно визуально выразить в традиционном образе Распятия, в котором Дева Мария представлена у подножия Креста, согласно описанию евангелиста Иоанна, единственного из апостолов, оставшегося рядом с умирающим Иисусом. Но какой смысл имеет прославление Креста? Не скандально ли почитать позорную виселицу? Апостол Павел говорит: "Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие" (1 Кор 1,23). Христиане, однако, прославляют не любой крест, но тот Крест, который Иисус освятил Своей жертвой, плодом и свидетельством бесконечной любви. Христос на Кресте пролил всю Свою кровь, чтобы освободить человечество от рабства греха и смерти. Потому из знака проклятия Крест был преобразован в знак благословения, из символа смерти в самый настоящий символ Любви, побеждающей ненависть и насилие и рождающей бессмертную жизнь. "O Crux, ave spes unica! О крест, единственная надежда!" Так воспевает его литургия.
Евангелист рассказывает: у Креста стояла Мария (ср. Ин 19,25-27). Ее скорбь становится единым целым со скорбью Сына. Это скорбь, полная веры и любви. Дева на Голгофе участвует в спасительной силе Христовой скорби, присоединяя свое "fiat" к "fiat" Сына. Дорогие братья и сестры, духовно соединенные с Матерью Скорбящей, обновим также и мы наше "да" Богу, избравшему путь Креста ради нашего спасения. Речь идет о великой тайне, которая еще продолжается, до скончания мира, и которая требует также и нашего сотрудничества. Да поможет нам Мария брать каждый день наш крест и преданно следовать за Иисусом на пути послушания, жертвы и любви.
|