поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
18 сентября 2006  распечатать

Виктор Хамраев

"Хозяевами политической сцены могут стать именно радикалы"

Интервью Александра Верховского, директора информационно-аналитического центра СОВА

Источник: Коммерсантъ-Власть

"Власть" завершает серию материалов, посвященных основным идеологическим течениям в российской политике.* О месте и роли радикализма корреспонденту "Власти" Виктору Хамраеву рассказал Александр Верховский, директор информационно-аналитического центра СОВА, исследующего проблемы ксенофобии в обществе и радикализма в политике.

"НБП исповедует радикализм в чистом виде"

– Почему радикалы вышли на авансцену именно сейчас, когда в стране стабильность? Разве не должен был их звездный час наступить во времена кризиса 1990-х?

– Такая, значит, стабильность. Во время кризиса 10-15 лет назад в стране появились не только радикалы, но и все нынешние партии. Политика тогда была намного живее и динамичнее нынешней, и потому радикальные группировки не особо выделялись.

– А теперь, значит, на безрыбье и рак рыба?

– Если, конечно, подразумевать не исчезновение партий. Они есть, но, если оценивать их не политически, а по-человечески, партии стали вялыми.

– В нынешних условиях не быть вялой опасно для любой партии.

– Но это обстоятельство не в силах отменить протестных настроений, допустим, среди молодежи...

– Которая из-за вялости, скажем, КПРФ идет в нацболы? – Из-за вялости компартии молодые пойдут скорее в АКМ ("Авангард красной молодежи"). В нацболы же они идут не от глубокой приверженности левой идее, а потому, что натуры у них бунтарские. Суть позиции Национал-большевистской партии в том, чтобы радикально оппонировать как политическому истеблишменту, так и массовым настроениям общества в целом. В 1990-х годах доминировали либеральные прозападные установки, и лимоновцы были антикапиталистами, антилибералами и империалистами. А теперь тренд сменился, и у нацболов настрой стал не то чтобы либеральным, но антиавторитарным. Они стали похожи не леваков, хотя империализм им все равно не чужд. Им все равно, в чем быть радикалами, главное – быть ими. В этом смысле НБП уникальная группировка, потому что исповедует радикализм в чистом виде. Все иные радикалы не представляют собой отдельного течения политической или общественной мысли, они непременно связаны с какой-нибудь идеологией.

– С либерализмом тоже?

– Представить себе некую организацию либеральных радикалов не могу. Такое, видимо, невозможно по определению. Разве что есть отдельные личности, которых очень условно можно было бы отнести к либерал-радикалам. Сразу вспоминается Валерия Новодворская, лидер партии "Демсоюз". Но от нее никто не ждет каких-либо практических политических действий радикального толка. Она радикал по эмоциональному складу, пламенный оратор и публицист. Наговорить она может, конечно, всякого, но ничего людоедского не предлагает. Есть еще Борис Стомахин, человек, на мой взгляд, психологически не слишком благополучный. Он выпускал как-то самиздатовский листок от имени какого-то "Революционного контактного объединения", потом листок "Сепаратист". Известность приобрел за счет восхваления чеченских сепаратистов и призывов бомбить Москву. Таким он видел путь к свободе либерально-западного толка – с помощью Басаева и американских бомбардировщиков. Сейчас он в СИЗО, против него возбуждено уголовное дело за призывы к экстремистской деятельности. Но это социальная патология. Этого радикала в стране вообще не знают, да и не должен о нем никто знать. Правда, русские националисты его очень ценят: из-за него они могут утверждать, что все либералы такие, когда скинут маску. – А радикальный национализм не патология?

– При желании и его можно счесть патологией. Но делать это все сложнее, потому что русский национализм практически стал общественно приемлемым явлением.

"Обыватели в принципе не против "России для русских""

– Пока мы имеем лишь усиление ксенофобии и рост числа сторонников тезиса "Россия для русских", что вряд ли можно считать националистическим радикализмом. Ведь нет больше ни "Русского национального единства", ни радикальных группировок в национальных республиках.

– Ксенофобия сама по себе действительно не радикальна. В национальных республиках радикал-националистов почти нет – те, кто был там в 1990-х, поутихли, потому что просто постарели, а молодые новые националисты не появились. РНЕ тоже нет. Однако новые русские националисты появились.

– Скинхеды?

– Да, есть фашисты – нацисты, скинхеды. Но есть и антифашисты – "антифа", которые тоже подраться не дураки. Они бегают за фашистами, скинхеды бегают за ними. Они открытые адепты уличного насилия и не ищут опору во власти или ходы во власть.

– Какой же это радикал, если он ищет опору во власти? Радикал должен брать власть, а не искать ходы!

– Одна из главных особенностей (по другой версии – од но из достоинств) радикалов в том, что они постоянно экспериментируют, пробуют разные идеологемы, нащупывают все новые и новые подходы к болевым точкам. Их поиск без преувеличения можно назвать авангардным, и для него нужны не скинхеды, а идеологи. Если находка бывает удачной, то есть созвучной общественным настроениям, ее довольно быстро усваивает политическая элита, чтобы соответствовать настроениям.

– И что нового нашли радикалы в последнее время?

– Самая главная находка – это Движение против незаконной иммиграции (ДПНИ). Их лидер Белов начинал в "Памяти" у Васильева. И он, и все активисты ДПНИ-радикалы в чистом виде. Они старательно копируют западных крайне правых – французского Ле Пена, австрийского Хайдера, выучившись говорить относительно политкорректным языком. Но в Европе требования к политкорректности намного выше, чем у нас. Поэтому мимикрия наших национал-радикалов настолько прозрачна, что без усилий прочитывается их главная идея – гнать инородцев поганой метлой. Впрочем, формулируется идея такими словами, которые не только не побуждают прокурора завести уголовное дело, но и не отпугивают простого обывателя.

– Наш обыватель не против поганой метлы?

– Социологи оценивают нынешнюю этноксенофобию на уровне 50-60%. Большинство – те самые обыватели, которые в принципе не против поганой метлы и "России для русских", но не хотят ничего для этого делать, да и говорить публично об этом им неловко. Они пассивны, но радикальные требования в чистом виде не поддержат. Поэтому радикал-националисты из ДПНИ нашли выигрышный вариант мимикрии.

– Почему же левые радикалы оказались не такими находчивыми, как националисты?

– Во-первых, люди не воспринимают нынешних левых радикалов, потому что еще помнят прежних – большевиков. Во-вторых, у нас нет массовых антикапиталистических настроений. В-третьих, идейный фон в стране в немалой степени задают люди, которые состояли в свое время в радикальных националистических группах или разделяют их идеи. То же РНЕ было многочисленной организацией, через которую прошли десятки тысяч людей.

– Что значит в данном случае "идейный фон"?

– То, что национализм становится какой-то общепринятой вещью. Многое из того, о чем еще пять лет в приличном обществе никак нельзя было говорить, теперь можно – и запросто. До 2003 года никто бы не решился строить свою избирательную кампанию на агитации против иммигрантов или "южан". А сейчас это происходит довольно часто и без каких-либо последствий для агитирующего. – Неужели радикальные группировки 1990-х были настолько действенными, что смогли обеспечить фон 2000-м?

– Не только они, разумеется. Нынешний фон – плачевные плоды краха интернационализма, всем надоевшего к концу советской власти. На смену ему в России пришел не национализм в западноевропейском смысле этого слова, а сугубо этноцентристское мышление, довольно архаичное по сути. Оно пропитало школьную программу, в университетах преподают зачастую по книгам Льва Гумилева, в некоторых вузах в качестве учебного пособия предлагается даже "Геополитика" Дугина. Словом, интеллигенция усвоил а представление о мире исключительно как о поле этнических битв и уже оттранслировала через образование свое представление обществу. И в этот фон вполне вписывается режим нынешней власти с ее явными имперскими наклонностями. Вот и православие преподносится властью как имперская и этнографическая религия – в духе вручения меча Ильи Муромца президенту Путину.

"Радикалов всего лишь загоняют в подполье"

– Кстати, реален ли у нас религиозный радикализм?

– Настолько же, вероятно, насколько либеральный радикализм. Наше общество после советской власти в целом намного секулярнее любой западноевропейской страны. Политики теперь, правда, демонстрируют свою религиозность, но религиозные группировки в политике занимают то место, какое им и отводится в сугубо секулярном обществе, – на обочине. В частности, выпускается газета "Русь православная", которую можно отнести к православному радикализму. Но этот радикализм-вещь в себе. Он занят обсуждением абсолютно специфических вопросов, которые не могут вызвать широкого общественного интереса. Например, является ли покойный Николай II соискупителем? Имеется в виду искупление грехов русского народа, а через него и всего человечества. Так что говорить о какой-то политической роли православного радикализма не приходится.

– Но в России есть еще ислам.

– А также буддизм, иудаизм и т. д. Очевидно, что для радикальных буддистов или иудеев в России нет почвы. Чего нельзя сказать об исламе, радикальные группировки которого есть на Северном Кавказе.

– Но ведь все они действуют нелегально.

– Верно. Если ты там назвал себя радикальным исламистом, к тебе приходит человек из ФСБ. Арестовывать, может, не станет, но сопровождать будет повсюду. Но сомневаюсь, что жесткий прессинг в отношении радикал-исламистов можно назвать разумным противодействием. Радикалов всего лишь загоняют в подполье. Так было в Кабардино-Балкарии, где власть арестовывала по поводу и без повода всех, кого подозревала в радикализме, а местные муллы не пускали людей в мечети. Так и дошло дело до вооруженного мятежа в Нальчике.

– А как еще власть должна поступать с теми, кто изначально готов взяться за автомат?

– Ну изначально мало кто готов взяться за него. К радикальным исламистам приходят молодые парни, мировоззрение которых еще не устоялось. Им совсем не интересно слушать муллу, который знает лишь обряды и ритуалы, но не имеет ответов на вопросы молодых людей. А мулла радикальной группировки, имея арабское образование, дает ответы на все интересующие вопросы. Значит, нужно сделать так, чтобы ответы находились не только у радикалов.

– Вот только как это сделать?

– Есть лишь два пути не допустить развития любого радикализма, хоть религиозного, хоть этнонационалистического. Первый – давить и сажать. Второй – "выкапывать" массовую опору радикализма. Нужно не запирать существующие этнофобии, а превращать их во что-нибудь иное. Западная либеральная модель предлагает адаптировать иммигрантов, запускать очень сложные мультикультурные процессы.

– Но события последних лет и в Европе, и в США показывают несостоятельность этой модели.

– Да, это сложный процесс с множеством издержек. И есть что в нем подправить. Но там хоть что-то делается и что-то полезное все же происходит. У нас же не происходит ничего. Точнее, наша власть предлагает свою альтернативу: если уж ксенофобских настроений не избежать, то нужно перенаправить их с внутреннего врага на внешнего, против которого и сплотиться всенародно.

– Чем плоха эта альтернатива? – Тем, что она не снимает ксенофобии в обществе. А значит, как только закончится период нынешней стабильности, хозяевами политической сцены могут стать именно радикалы.


История российского радикализма

В постсоветской России деятельность радикальных политических организаций становилась наиболее заметной во времена внутриполитических потрясений.

Во время событий сентября-октября 1993 года в Москве именно члены радикальных национал-патриотических организаций, прежде ограничивавшиеся относительно мирной пропагандой своих идей, стали самыми активными участниками вооруженного сопротивления "ельцинскому режиму". Ядром боевых отрядов, формировавшихся тогда в осажденном Белом доме, если верить правоохранительным органам, были активисты Фронта национального спасения Ильи Константинова, Союза офицеров Станислава Терехова и "Трудовой России" Виктора Анпилова. На этом основании все три лидера были позже арестованы (в начале 2004 года их амнистировала Госдума), а их организации запрещены указом президента Бориса Ельцина. В середине 1990-х годов Кремль, озабоченный проблемой сохранения власти, пытался подвести под обвинения в политическом экстремизме своих главных оппонентов из КПРФ, но эта попытка не удалась. Зато уже после победы Ельцина на президентских выборах-1996 в России резко активизировались "настоящие" радикал-националисты в лице "Русского национального единства" во главе с Александром Баркашовым. Самым нашумевшим их мероприятием стала акция в Москве в январе 1999 года, когда 200 баркашовцев беспрепятственно промаршировали по столице, выкрикивая свои лозунги. А осенью 1999-го Баркашов возглавил на выборах в Госдуму список движения "Спас", которое было лишено регистрации лишь большими усилиями Минюста во главе с нынешним генпрокурором Юрием Чайкой. По мере укрепления выстраиваемой Владимиром Путиным управляемой демократии Кремль научился отсекать от выборов самые неблагонадежные партии, допуская в большую политику лишь не слишком радикальных националистов вроде блока "Родина". Однако радикалы тут же нашли внепарламентские формы самовыражения, не требующие одобрения властей. Лидерами в этом жанре стали официально не зарегистрированные Национал-большевистская партия Эдуарда Лимонова (НБП) и Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ). НБП взяла на вооружение самый эффектный, хотя и весьма сомнительный с точки зрения закона метод – силовой захват различных государственных учреждений вроде приемной администрации президента или Министерства здравоохранения и социального развития. А активисты ДПНИ не только стали главными участниками скандального "Правого марша" по Москве 4 ноября прошлого года, но и, по данным СМИ, сыграли активную роль в митингах, вылившихся в антикавказские погромы в карельской Кондопоге в сентябре 2006-го.

* Материал о левой идее см. в N 29, о либерализме – в N 31, о консерватизме – в N 33, о национализме – в N 35.


"Радикализм на Кавказе будет только усиливаться"

По мнению руководителя отдела социально-политических исследований "Левада-центра" Льва Гудкова, хотя большинство россиян осуждают агрессию, политические перспективы у российского радикализма все-таки есть.

Радикализм в российской действительности присутствует как некий фермент плюрализма, сопровождающий политику даже в условиях "управляемой демократии". На ближайших выборах радикалы могут рассчитывать на 1-2% голосов в лучшем случае. Реальной силой радикализм может стать при трех обязательных условиях. Первое – полная дискредитация государства в глазах общества, признание его коррумпированным и антинародным. Второе – идеологическая база. Обязательным элементом идеологии должен быть проект будущего – утопия, оправдывающая насилие ради достижения общих благих целей. И третье – наличие действенной организации, нелегальной или полулегальной, или хотя бы ее элементов. Все три этих условия сложились сегодня только на Северном Кавказе. Там большинство населения считает государство слабым и коррумпированным, приватизированным местной властью. При этом есть определенные идеологические проекты, предлагающие консолидацию общества на религиозной основе. И есть, конечно же, сеть неформальных организаций, которые пользуются определенной поддержкой населения. Полагаю, радикализм на Кавказе будет только усиливаться – и тем быстрее, чем жестче и топорнее будет политика федеральных властей в этом регионе. На остальной же территории страны можно обнаружить пока только одно из условий, обеспечивающих успех радикалам, – устойчивую дискредитацию государства и власти на всех уровнях. Причем, с одной стороны, в обществе действуют факторы, которые отчасти подавляют радикализм: апатия, привычка приспосабливаться – в общем, так называемое русское долготерпение. Но, с другой стороны, есть взрывы на Черкизовском рынке, расследование которых указывает на элементы организации. А распространенность скинхедов позволяет предположить, что предпринимаются попытки создать сеть нелегальных организаций националистического толка. Очень тревожным признаком надо считать и то, что в подобные движения втягиваются не люмпены с окраин и маргинализованная молодежь без социальных перспектив из хронически депрессивных регионов. Втягивается студенчество, то есть молодежь с социальными ресурсами и перспективами. В стране сложились условия для распространения русского нацизма, пока еще слабого.

Впрочем, большинство населения осуждает любые формы открытой агрессии, хотя и проявляет солидарное с радикалами отношение к иммигрантам, Западу, олигархам. Кроме того, большинство россиян боятся, что их вовлекут в какие-то авантюры. Ведь агрессия одних экстремистских групп может вызвать ответную агрессию других, а страдать в этой войне будут простые люди. В том, что страдания будут неизбежны, уверены две трети населения, полагающие, что власть не в состоянии защитить их, в частности, от терактов. 57% опрошенных опасаются, что радикальными группировками могут воспользоваться политические силы, стоящие сегодня у власти, которые попытаются сделать из них отряды погромщиков наподобие хунвейбинов или штурмовиков. Наибольшие опасения вызывают национал-патриотические молодежные объединения: 45% россиян пугают скинхеды и фашисты, 24% опасаются нацболов Эдуарда Лимонова. Остальные группировки вызывают намного меньший страх: 6% указывают на "соколов Жириновского", 2% – на "Авангард красной молодежи". А наибольшее сочувствие радикальным группировкам и настроениям наблюдается в правоохранительных органах.

18.09.2006

СМ.ТАКЖЕ

персоналии:

Александр Верховский

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты