Андрей Романов Москва и Константинополь слезам не верят Источник: pravoslavie.bg Проблемы в Сурожской епархии РПЦ едва ли коснулись бы нас особенно сильно – мы не являемся прихожанами РПЦ и не живем на Британских островах, где находится упомянутая епархия. Но самое тревожное в этой истории – тот факт, что конфликт между двумя большими центрами православного мира – Вселенским Патриархатом и Москвой – растет из года в год и становится все тяжелее и болезненнее.
Уже давно не секрет, что отношения между ними не дружественные. Они ссорились по поводу церквей в Эстонии и на Украине и русских приходов во Франции. Может быть, не все знают, что в определенный момент в 90-ые годы отношения настолько обострились, что патриархи двух Церквей перестали поминать друг друга на Литургии. Имея в виду, что это Церкви с самым большим влиянием в православном мире, – Константинополь веками традиционный лидер и центр его грекоязычной половины, а Москва – лидер самой большой Православной Церкви в мире и авторитет для его славянской половины, – мы можем только сказать: горе православному христианству! Его единство раздирается на части.
События в Сурожской епархии снова подлили масло в огонь и раздули конфликт, который, между тем, никогда не прекращал тлеть. Каждая из двух сторон считает себя правой, каждая ссылается на апостольские правила и каноны, которые, на ее взгляд, обосновывают ее право и поражают противника. Я не специалист по каноническому праву и не берусь судить о правильности их аргументов. Единственное, что могу сказать, это то, что с чисто человеческой точки зрения действия Константинополя не выглядят безупречными. Принять чужого клирика, не спросив его Церковь, и поручить ему управлять частью паствы этой Церкви – это едва ли можно считать дружественным, добросердечным поступком. Как будто бы в один день ко мне пришел сердитый мальчик, сын соседей, и сказал мне, что рассорился с родителями и попросил бы меня усыновить его, а я не только бы исполнил его желание, родителям даже не сказав ни слова, но поручил бы ему привести и своих братьев и сестер.
Аналогия, конечно, относительная. Можно возразить, что в этом случае родители были плохие. Тут уже можно только поднять руки – трудно нам из далекой Болгарии судить, управляла ли РПЦ своей Сурожской епархией хорошо или плохо. Но уже сам факт, что она назначила главой русской епархии местного человека, этнического англичанина – епископа Василия Осборна (Basil Osborne), говорит о том, что она едва ли выступала в роли строгого, дающего пощечины родителя. Даже и сам владыка Василий этого не утверждает. Из его заявлений можно только заключить, что он во всем обвиняет епископа Илариона Алфеева – он якобы человек, который сеял раздор между сурожцами с их патриархатом.
Интересное суждение! Богословы очень хорошо знают это имя – епископа Илариона Алфеева. Небогословам скажу, что он – одна из восходящих богословских надежд Русской Церкви, а может быть и всего православного мира. Совсем недавно я держал в руках его книгу о св. Григории Богослове – фундаментальное исследование об этом великом православном святителе. И это только маленькая часть того, что он написал. Он знаток древних языков, святоотеческой традиции. Более того, в последние годы епископ Иларион начал становиться церковным деятелем и дипломатом первого ранга. Он был главой делегации РПЦ на ассамблее в Порто Алегре; он уже несколько лет представляет Русскую Церковь в отношениях с Ватиканом и Европейским Союзом – и делает это блистательно. К его мнению прислушиваются на Западе. По сравнению с ним, Его Преосвященство Базил Осборн выглядит слишком скромно, чтобы не сказать незаметно. Никто до сих пор ничего не слышал про него, ни хорошего, ни плохого, никто не держал в руках ни его статьи, ни книги. Рискую сказать, что слава епископа Базила основана исключительно на сурожском скандале.
В чем не могли согласиться Иларион Алфеев и Базил Осборн? Епископ Иларион в начале 2000-ых годов был назначен викарием митрополита Сурожского Антония (вместе с епископом Базилом) по настоятельному желанию и просьбе митрополита Антония и вопреки желанию русского патриарха Алексия и председателя ОВЦС Московского патриархата митрополита Кирилла, которые хотели оставить блестящего молодого богослова в распоряжении Синода. Очевидно, покойный митрополит Антоний видел в нем своего потенциального наследника и продолжателя своего дела. Но это явно совсем не нравилось епископу Базилу. Епископ Иларион утверждает, что его блокировала и ему препятствовала группа сторонников епископа Базила. Последний, напротив, утверждает, что епископ Иларион плел интриги против епархии и против него. Так или иначе, в конце концов измученный епископ Иларион махнул рукой и покинул Сурожскую епархию.
Кроме всего остального, случившееся в Суроже является и трагическим спором о наследии Сурожского митрополита Антония – имя, хорошо известное во всем православном мире. Митрополит Антоний в 60-ые годы прошлого века создал Сурожскую епархию РПЦ из ничего. И в самые черные годы, когда Русская Церковь была буквально раздавлена сапогом советского атеизма, он остался ее верным сыном, был борцом и рыцарем именно русской традиции, русского православия. И теперь, после его смерти, когда Русская Церковь, наконец, стала свободна и возрождается, отрывают труд его жизни – Сурожскую епархию – от тела Церкви, которой он посвятил свою жизнь. Трагично.
... Так или иначе, война между двумя столицами православного мира продолжает разгораться и надо в ней, как кажется, ожидать дальнейшее развитие, новые эпохальные "сражения". Скоро состоится заседание российского Синода, который, вероятно, заклеймит действия Константинополя. Последний, очевидно, не останется в долгу. И так далее, и так далее – до пропасти. До раскола.
Дай Бог, чтобы этого не было. Ответственность архиереев перед Богом и людьми за единство Православия огромна. Надеюсь, что они этого не забудут.
Будем надеяться, что, вопреки пословице, Москва и Константинополь в конце концов поверят слезам всего православного мира и закончат свою гибельную вражду, которая грозит разорвать единое стадо Христово. "Царство, разделившееся само в себе, опустеет", говорит Спаситель. Так оно и есть.
Опубликовано на сайте: http://pravoslavie.bg
Перевод с болгарского.
|