Андрей Гайосинскас Христианская жизнь Литвы Евангельские Христиане в Духе Апостольском Община Евангельских Христиан в Духе Апостольском (Vilniaus Krikscioniu Evangeliku Apastalu Dvasioje bendruomene) образовалась в Вильнюсе в 1950 году, когда объединились верующие, приехавшие в город на работу, преимущественно из белорусских деревень (Ошмяны, Гольшаны и др.). В 1957 году Павлом Пецевичем был рукоположен первый пастор общины Николай Степаненко. Богослужения проходили по частным квартирам, т.к. община не была зарегистрирована. Через десять лет (1967), под влиянием проповедника Крыжановского, Степаненко уклоняется в ересь и его снимают с поста пастора. Следующие 15 лет церковь посещают приезжие пасторы, пока наконец в 1982 году, после двух лет проверки служением, все тот же Павел Павлович Пецевич пастором рукополагает нынешнего руководителя общины Ивана Станкевича. В 1979 году община регистрируется, но при этом не входит ни в какие союзы. И поныне она остается самостоятельной церковью, поддерживающей с братьями по вере только неформальные отношения (фактически материнской церковью, с мнением которой считаются, является Мостовская община). Через некоторое время после регистрации община получила разрешение проводить собрания в помещении клуба нового района Балтупяй. В 70-ых годах церковь уже насчитывала порядка 50 человек, она выросла за счет естественного прироста рождения детей у первых верующих. В 1989 году церковь получила разрешение на строительство Дома Молитвы, а в 1990 был получен пустой участок на улице Дзуку. В 1992 году началось, собственно, само строительство по проекту архитектора Вишняускаса. Уже в декабре 1992 года было готово левое крыло храма, в котором начались проводиться регулярные богослужения. Строение храма шло долго и трудно, часто не хватало денег и здание возводилось усилиями верующих. Полностью закончено оно было только в 1999 году, и богослужения были перенесены в центральный зал. Ныне число верующих остается таким же, как и 30 лет назад около 50 человек, большая часть потомственные члены церкви. Также молитвенные общины собираются в Клайпеде и Висагинасе.
Церковь Евангельских Христиан в Духе Апостольском отрицает тринитарное понимание Бога (Троицу). Основывая свою веру исключительно на Писании, они считают, что возвращаются к истинному библейскому пониманию Бога, возвращаются к единобожию (в противовес некой языческой Троице). Поэтому крещения других церквей не признают и присоединившихся перекрещивают водным крещением "во имя Иисуса Христа". Верят, что один единый Бог в разные исторические периоды являл себя в разных ипостасях (Бога-Отца в дохристианский период, Сына Иисуса Христа в начале первого века и Святого Духа после распятия Иисуса и поныне), и не верят в наличие у Бога разных личностей. Верят, что чистая, неповрежденная вера была передана через апостолов (отсюда и название) и ими хранима. В остальном "Евангельские Христиане в Духе Апостольском" мало отличаются от других пятидесятнических церквей верят в то, что в церкви действует святой Дух, проявляющий себя в исцелениях, просветлениях и откровениях, глоссолалиях (говорении на иных языках). Правда, в вильнюсской общине уже некоторое время говорение на иных языках не происходит. Последователей церкви называют "единственники", "единобожники", "иисусовцы" или "смородиновцы" (по имени одного из лидеров Н. П. Смородина), сами же они называют себя, как значительная часть протестантов, просто христианами. Причастие в церкви совершается раз в два месяца (6 раз в год), для чего специально пекутся пресные хлебцы, а в качестве причастного вина обычно покупается "Кагор". Само причастие воспринимается как символ воспоминание о Христе, его пришествии, данном им Новом Завете.
Первые последователи учения этой деноминации появились в 1913 году на территории Финляндии, откуда церковь распространилась сперва в Выборг и Петербург, а в последствии и в другие регионы России. Идеологом и главным организатором стал бывший баптистский пастор Гельсингфорса (ныне Хельсинки) Александр Иванов, принявший крещение святым Духом в 1913 году (чему предшествовали встречи с несколькими видными деятелями унитарианского пятидесятничества). Вера быстро распространилась в Европейской части России, и уже в 1914 году разъездные проповедники появились даже в Закавказье. На начальном этапе советского периода церковь действовала свободно и получала разрешение на строительство храмов. Но с 30-ых годов начались преследования. В 1947 году руководители церкви были вынуждены подписать соглашение о вхождении во "Всесоюзный совет евангельских христиан баптистов" (советской зонтично-контрольной организации, в которую сгоняли почти всех протестантов). Часть общин подобного объединения не признали и оказались на нелегальном положении. Легализация самостоятельной церковной структуры стала возможна только с падением советской власти.
Мне довелось побывать на особенном, праздничном богослужении, посвященном 56-ой годовщине общины. На этот праздник собрались не только вильнюсские верующие, но и гости со всех концов Литвы (из Шальчининкай, Клайпеды, Висагинаса) и из соседних государств (Латвии и Беларуси). Собралось около 120 человек, включая и детей, церковь была заполнена. Не было видно и доминирования какой-нибудь возрастной группы достаточно пропорционально представлены все, от младенцев до стариков. Внутри храма из украшений имеются только резные лампы на стенах да небольшой плакат с цитатой из Библии, которая периодически меняется. Крестов внутри церкви нет, т.к. это не предусмотрено в писании и символ креста и тем более крестное знамение в богослужении отсутствуют (хотя ничего против использования крестов церковь не имеет один из них украшает вход в храм, в качестве символа того, что это собственно Храм, Дом Молитвы). Приятно поразила традиционность собрания все присутствующие мужчины (за редким исключением) были в костюмах и при галстуках, а женщины в юбках и с повязанными платочками головами. Также оказалось, что и рассаживаются верующие не просто – за единичными исключениями, все женщины расположились на скамьях справа от входа, а мужчины слева. Все песни исполнялись под аккомпанемент стоящего на против хора пианино. Собрание началось с пения библейского псалма, после чего проповедовал пастор церкви, Иван Иосифович Станкевич. Лейтмотивом всех проповедей этого дня стали как Божья благодать и необходимость хранить веру в чистоте, так и история общины и возведения Храма. После пасторской проповеди последовало вознесение коленопреклонных молитв (все верующие молились на коленях, в то время как некоторые из них возносили свои молитвы-благодарности вслух). После этой молитвы трижды повторилась одна богослужебная схема – все собрание поет гимн из песенников, которые лежат в "кармашках" на спинках скамей; молодежный хор, стоя, исполняет молитву или гимн (первым исполнили "Отец наш"); происходит отдельное музыкальное восхваление (одна из гостей прочла сочиненные по данному поводу стихи и спела песню, затем молодая девушка сыграла на скрипке, а третий раз две девушки дуэтом спели песню под сопровождение пианино и саксофона); один из проповедников читает приготовленную проповедь (церковь исключительно русскоязычная, и в половине случаев явственен белорусский акцент). В конце вновь повторяются коленопреклонные молитвы, уже стоя (с опущенной головой) верующие молятся по просьбам нуждающихся в молитве, и в завершение поется гимн собственного сочинения (обычно используется баптистский песенник "Гусли" или его модификации). После двух с половиной часового богослужения верующие расходятся на небольшой перерыв (обычно вечернее собрание начинается в пять часов, но т.к. на этот раз было очень много гостей, которым еще нужно добраться до дому, намеченное молодежное служение проводят как можно скорее). Традиционализм церковной жизни виден в этой общине как в духовных (чинность и торжественность собраний, ориентация на традиционные гимны, умеренная эмоциональность молитв), так и во внешних (одежда и расположение верующих) проявлениях.
|