Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_31780.html


27 июля 2006

Андрей Зайцев

Лютеранин Владимир Пудов отвечает на вопросы "Религии и СМИ"

Судя по всему, он намерен продолжить дело Йозефа Баронаса

Каково на Ваш взгляд современное состояние лютеранства в России?

В стране существует несколько лютеранских церквей. Условно их можно разделить по национально-этническому и теологическому признаку. Евангелическо-Лютеранская Церковь (До 1994 года называлась Немецкая Евангелическо-Лютеранская Церковь в СССР) и Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии в России. Во многом процесс создания этих церквей шел параллельно национальному движению.

Эти Церкви были созданы с началом перестройки и объединяли в себе верующих по национальному признаку, получив официальную регистрацию только в 1991 году. До этого времени существовали только автономные общины, образованные по национальному принципу. Правда в том же 1991 году была попытка построить Церковь, которая не основывалась бы по национальному признаку – Единую Евангелическо-Лютеранскую Церковь России. Ее основатель Йозеф Баронас – помощник епископа Немецкой Евангелическо-Лютеранской Церкви Харальда Калныньша, которого тот в 1990 году послал в Ленинград с целью создать общину, но вместо этого заявил о создании Единой Евангелическо-Лютеранской Церкви России. Последняя, по его словам, возрождала Евангелическо-Лютеранскую Церковь, существовавшую в России до 1917 года. Все, что было в лютеранстве с 1917 по 1990 год как, будто бы и не существовало. Он быстро организовал около двадцати общин в Москве, Ленинграде, Самаре, Астрахани, Оренбурге других городах. Привлек в Церковь много способных верующих, которые играли и продолжают играть заметную роль в жизни Евангелическо-Лютеранской Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви, куда большинство из них перешли после распада Единой Евангелическо-Лютеранской Церкви России. Особенно хотелось бы вспомнить ныне покойного пастора Церкви Ингрии Сергея Преймана, много сделавшего для становления своей Церкви. Если бы у нас было, хотя несколько таких ярких и умных пасторов как Сергей, то лютеранская Церковь давно заняла принадлежавшее ей ранее место среди христианских Церквей.

В настоящее время в России официально зарегистрированы две Церкви, основанные по национальному принципу, хотя в последнее время эти Церкви освобождаются от национальных пристрастий и все больше становятся Церковью для всех, а не только для финнов и немцев.

Какое место среди этих течений занимает "русское лютеранство" и в чем причина создания новой Евангелическо-Лютеранской церкви России?

Не знаю можно ли говорить о "русском лютеранстве", но у россиян всегда был глубокий и неподдельный интерес к идеям Реформации. "Русское лютеранство" – ровесник Реформации. Очень хорошо об этом пишет, хотя может быть, немного преувеличивает в своей книге "Лютеранство – возможная панацея от опричнины" пастор Рязанского прихода нашей церкви, Владимир Солодовников. Даже царь Иоанн Васильевич склонялся одно время к принятию лютеранства, рассматривая его как альтернативу развития страны и фундамент для нравственных и административных реформ. Евангелическо-Лютеранская церковь России возникла как естественное развитие событий. Возникновение лютеранской церкви для всех россиян нормальная реакция наших сограждан, принявших всем сердцем Церковную Реформу и оправдание по вере в Иисуса Христа, как основу своего христианства. Этническое лютеранство выполнило свою миссию, сохранив веру тогда, когда были уничтожены все лютеранские церковные организации. Это не немецкая, и не финская вера. Когда критическая масса приходов "нового типа", то есть не основанных на национально-культурной идеи достигла определенного уровня, родилась, или лучше сказать выкристаллизовалась Российская церковь.

В своем Заявлении Вы пишете о недостаточной миссионерской активности и неумении ЕЛЦ сохранять приходы, что они отходят в Сибирскую церковь к Всеволоду Лыткину, который достаточно четко заявляет о своем консерватизме. Не получится ли так, что новая Лютеранская Церковь, хотя Вы этого не хотите, еще больше раздробит лютеран России?

За последние несколько лет, благодаря сотрудничеству с миссией Служение Лютеранского Часа, Сибирская церковь интегрировала в свои ряды несколько новых общин, созданных совместными усилиями в Челябинске, Курганской области, на Камчатке. Однак, Сибирская церковь не воспринимает прихожан как активную миссионерскую силу, возлагая ответственность проповеди на клир. Тем самым, отступая от фундаментального принципа лютеранской теологии – "всеобщего священства всех верующих". Но это другая тема.

Новая Лютеранская церковь призвана объединить лютеран различных традиций из разных регионов. Но объединение это должно происходить не вокруг либеральных идей из Германии, Финляндии и т.д., а на основании здравого классического лютеранского учения. Уже сейчас Евангелическо-Лютеранская церковь России объединяет в своих рядах наиболее жизнеспособные российские приходы. А позиция лояльного отношения Церкви по вопросам внешней формы, богослужения, при сохранении приверженности консервативному учению, станет еще большим объединяющим фактором.

Вы говорите о "самодостаточных общинах" и эффективном административном руководстве, как об отличительных особенностях Евангелическо-Лютеранской церкви России. Каким образом вы планируете управлять "самодостаточными приходами, слезшими со спонсорской иглы"? Вы можете получить Церковь, состоящую из независимых разрозненных приходов с номинальным руководством.

Самодостаточность и здоровой конгрегационализм и были одной из изначальных идей доктора Мартина Лютера. Чрезмерная централизация церковной власти приводит к папству и церковной деспотии, которую мы можем наблюдать не только в традиционных церквях, но и в усвоивших этот подход протестантских течениях. Конгрегация по Лютеру – центр христианской жизни и самодостаточная часть Тела Христова. Союз конгрегаций составляет территориальную церковь. Принципы управления такой церковью – соборность и уважение друг другу, как к дарам служения. Одновременно с этим в такой здоровой конгрегации существует принцип ответственности за свою церковь, в том числе финансовой. Таковыми являются общины, уже вошедшие в Евангелическо-Лютеранскую Церковь России и этим они выгодно отличаются от "гуманитарных лютеран", привыкших к дотациям от "старших братьев" из-за рубежа. Центральная канцелярия такой церкви не феодал с деньгами, а необходимое всем конгрегациям, которые ее для этого и содержат.

Существует конфликт "либералов" и "консерваторов" в российском лютеранстве, но создается впечатление, что либеральнее течение не так велико, соответствует ли это действительности? Вы в своих статьях и интервью напротив говорите о "либеральном лобби" в лютеранстве.

Я ничуть не преувеличиваю, говоря о существовании такого лобби. При сегодняшнем положении дел в ЕЛКРАС, да и в Церкви Ингрии, другого и не может быть. Большинство пасторов приехавших из-за рубежа, плоть от плоти и кровь от крови западной либеральной традиции. И нет ничего удивительного, что, приехав в Россию, они стремятся донести ее до своих прихожан. Хотя их влияние не стоит преувеличивать, здоровая российская духовная ментальность с трудом принимает либеральное влияние.

Каково отношение Евангелическо-Лютеранской Церкви России к возможности женского священства и однополым "бракам". Есть ли у российских лютеран единая позиция по этому вопросу? Какова позиция по этим вопросам у Вас? В случае с женским священством Вы опираетесь исключительно на церковную традицию, говоря об отсутствии однозначного разрешения или запрещения в Новом Завете. Насколько я понимаю, ваша статья, осуждающая однополые браки, вызвала недовольство у руководства ЕЛЦ ЕР и стала одним из формальных поводов потребовать Вашей отставки?

По вопросу женского священства вопрос действительно не однозначный. Если мы говорим о служении кафедры и алтаря, то женское священство считаю не целесообразным в России. Если же подходить с позиции всеобщего священства верующих в церкви, то, несомненно, роль женщины в приходе велика. Хотя, если женщина была уже ординирована, никто не может запретить ей быть пастором, только потому, что она женщина. Поэтому я считаю необходимым ввести мораторий на дальнейшую ординацию пасторов женщин.

А повод действительно был формальным, дело было конечно не в моей статье, просто руководству Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской части России очень хотелось убрать меня из Москвы. Александр Церр и Давид Рерих инициировали обсуждение статьи "Об однополых браках и женском священстве", ну а наши немецкие пасторы охотно за ними пошли. Вопрос был чисто экономический, хотя ему пытались придать теологическую окраску, чтобы привлечь к моему осуждению пасторов из Германии. Конечно, ничего более глупого и вредного для Церкви они не могли и придумать, но очевидно для них, для достижения своей цели все средства хороши.

В своем Заявлении Вы пишете "Я не нужен своей Церкви, она от меня отказалась, я ушел, но не в небытие, как вероятно, кто-то надеялся. Я буду продолжать работать. А те общины, которые составили основу нашей новой Церкви это те люди, которых так же, как и меня, не пожелали видеть в составе ЕЛЦ". Как Вы намерены преодолевать изначальное отношение к Вам как к Церкви "изгоев" и "раскольников"?

А на что они надеялись? Что Пудов просто исчезнет в одночасье, потому что кому-то мешает? Я нужен Господу, Который призвал меня нести Евангелие всем народам, как и каждого христианина в этом мире. Говоря "я не нужен своей церкви", я подразумевал, что я не нужен ее руководству. Вот идти на прямой конфликт с руководством было бы как раз раскольнической деятельностью. Я предпочел отойти в сторону, но не сложа руки, а попытаться помочь таким же как я, всей душой болеющих за лютеранство в России и не видящих выхода и перспективы внутри существующих церковных образований. Всё нежизнеспособное рано или поздно умрет, все насаженное Господом будет процветать. Царь Давид в свое время тоже был изгоем, но потом стал спасителем Израиля. Апостолы в верхней горнице были группой изгоев посреди моря фарисейства, но им предстояло покорить вере весь мир.

Следует также понимать, что отношение некоторых руководителей и отношение простых верующих, рядовых пасторов – это большая разница. У меня хорошие отношения с большинством пасторов и в немецкой церкви и в Церкви Ингрии, с простыми верующими. Многие из них сочувствуют мне и сочувствуют идее создания Евангелическо-Лютеранской Церкви России.

Как вы полагаете, займёт ли русское лютеранство в России второе место после православия среди христианских конфессий?

Нет, конечно. Нужно трезво оценивать себя. Другое дело, что в лютеранстве огромный и пока не использованный потенциал, который еще будет востребован христианским сообществом. Думаю, уместнее будет говорить о лютеранстве в России, как некой теологической соли, которая поможет многим протестантски мыслящим россиянам обрести твердое основание христианской веры, помогая им пройти сквозь подводные камни сектантства и ложных доктрин.

А этническое лютеранство обречено. С ростом численности российских лютеранских общин в составе Евангелическо-Лютеранской Церкви России вопрос об идентификации лютеран как "финнов", "немцев", "латышей" и т.д. отпадет сам собой.

РЕКЛАМА