поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
27 июня 2006  распечатать

Лидия Калинина

Гостиница "Университетская" – паломнический центр

Источник: Московская правда

Паломничество для верующего человека – неотъемлемая часть духовной жизни. Святые места, осененные памятью святых подвижников, являются источником благодатной энергии и благословения. Это особая реальность – подобно тому, как говорят о биосфере, ноосфере, можно говорить и об агиосфере – "сфере святости", обнимающей собою нашу планету и, может быть, в наибольшей степени охраняющую и сберегающую ее. Когда-то паломничество и странничество было самым любимым и распространенным на Руси делом. В 1914 году – последний мирный год XX века – на одну только Пасху в Иерусалиме было более 6000 русских паломников. Как сейчас возродить эту важную духовную традицию? Какие учреждения занимаются этим? И можно ли возделывать "сферу святости" целенаправленно и профессионально?

Обо всем этом мы беседуем с генеральным директором Паломнического центра Московского Патриархата Сергеем ЖИТЕНЕВЫМ в его кабинете на 14 этаже... гостиницы "Университетская". Чем и обусловлен мой первый вопрос.

– Сергей Юрьевич! "Университетскую" знали все. У многих до сих пор представление, что ничего не изменилось.

– Это в связи с тем, что мы не поменяли название. У нас была мысль сменить вывеску, назвать гостиницу "Паломник", но это сразу ударило бы по загрузке гостиницы. Если на протяжении тридцати с лишним лет гостиница проходила во всех справочниках как "Университетская", и вдруг меняет название – люди начинают путаться и не знают, о чем идет речь... Так что название пусть Вас не беспокоит.

– С какого года существует Паломнический Центр?

– Гостиница "Университетская" была передана Русской Православной Церкви в 1994 году. Но здание (не знаю, нужно ли об этом писать) захватили тогда криминальные элементы, и ни Госкомимущество, ни сотрудники Церкви войти в него не могли. Пять лет спустя, при подготовке к празднованию 2000-летия Рождества Христова, остро встал вопрос о большом наплыве гостей. Стало ясно, что без гостиницы Церкви не обойтись. Тогда митрополит Кирилл и обратился ко мне, как к бывшему заместителю министра по туризму, с предложением создать в гостинице Паломнический центр и управлять им. С помощью правоохранительных органов мы в спокойном режиме вошли в гостиницу и стали с тех пор ею управлять. Это было 23 июля 1999 года. Гостиница требовала реконструкции, из 10 этажей работало только 5. В кратчайшие сроки мы ее косметически подготовили к 2000 году, и для нас был большой праздник, когда в 2000 году, в июле, ровно через год, как мы вошли в здание, гостиницу посетил Святейший Патриарх Алексий, благословил наш труд, и здесь у нас жили почти все участники юбилейного Архиерейского Собора.

Итак, с 1999 года мы ведем реконструкцию гостиницы. Сейчас она на заключительном этапе. Мы сознательно делаем гостиницу православную, паломнического класса. В переводе на профессиональный язык – это гостиница трех звезд, в оформлении каждого номера предусмотрены иконы, на 15-м этаже у нас есть храм во имя святой равноапостольной княгини Ольги (самый высокий – по местоположению – храм в Москве). В наших кафе и чайной, где мы кормим людей, соблюдаются посты, в гостинице действует специальный паломнический тариф, по которому мы принимаем паломников и служителей Церкви.

– Но вообще гостиница открыта для всех?

– По законам Российской Федерации мы не имеем права людей не впускать и не селить. У нас останавливаются представители разных религий: католики, протестанты и мусульмане. Отрадно, что представители других конфессий никогда не жаловались, что у нас иконы в номерах, и что у нас в каждом номере лежит Евангелие. В этом отношении конфликтов никогда не было. Основная часть проживающих – это гости Москвы, паломники, туристы, командировочные и т.д. Поскольку в гостинице достаточно демократические цены, это устраивает многих.

Второй большой плюс – рядом с гостиницей мэр Москвы Ю.М. Лужков передал в аренду Церкви (в символическую аренду) бывший кинотеатр "Литва", – с большим залом в 500 мест, с большим фойе, где мы проводим выставки, где можно проводить конференции. Этим пользуются и крупные федеральные ведомства, и общественные организации, которые приглашают участников из разных регионов страны. Они у нас проживают и параллельно имеют возможность здесь же работать на конференциях.

Но, конечно, главная задача Паломнического центра, которая была поставлена Святейшим Патриархом Алексием II и председателем Отдела внешних церковных связей митрополитом Кириллом это помощь в развитии паломничества.

Мы выпускаем журнал "Православный паломник", проводим общецерковные конференции, посвященные развитию паломничества, отправляем людей в Святую Землю, в Египет, Грецию, Турцию, другие страны и, естественно, организуем паломничество по святым местам Москвы, Подмосковья, России. Планируем издать серию дешевых паломнических путеводителей по святыням различных регионов, чтобы по доступным ценам распространять их в епархиях – по приходам, монастырям, благочиниям.

– В процентном отношении сейчас какого паломничества больше: за рубеж или по России?

– Туристическая статистика по России развита пока очень слабо, а паломнической и вовсе не существует. Когда мы в 1999 году начинали работу, паломнические структуры существовали хорошо если в десятке епархий. Сейчас они существуют более чем в половине епархий на территории России, во многих епархиях на Украине, начали их создавать и в Белорусском Экзархате. Я имею в виду не туристские фирмы, а церковные, паломнические организации. Когда у нас более или менее сложится во всей полноте система паломнических организаций, можно будет говорить о статистике в сфере паломничества.

Сейчас на уровне экспертной оценки по России участвуют в паломничествах около 2 миллионов человек. Паломничество за рубеж мы оцениваем более скромной цифрой – до 50 тысяч человек в год. Может показаться, что это очень мало, но мы разделяем паломников и религиозных туристов. Есть люди, которым интересно посмотреть монастыри, храмы, но они там не молятся, не участвуют в богослужении.

– Но ими Вы все равно занимаетесь?

– Мы всеми занимаемся. Человек, который поехал, например, в Иерусалим или на Соловки, как человек невоцерковленный, неверующий, может вернуться воцерковленным и верующим. Даже принять там святое Крещение. Но как учесть эту статистику? Когда люди выезжают за рубеж, у них в графе написано "туризм", они и сами не знают, то ли они в познавательный туризм едут, то ли на отдых... Единственный источник статистики – пограничный контроль, где все пишут: "Цель поездки – туризм". А какой, не расшифровывают. Поэтому на самом деле, если кто-то будет утверждать, будто знает, сколько религиозных туристов мы отправили за рубеж, это будет выглядеть странно и не убедительно. Достоверно мы можем учитывать только сугубо паломнические, со священниками, по благословению епископов, направляемые группы.

– А паломнические маршруты по России Вы сами разрабатываете?

– Крупные по зарубежному паломничеству и по России мы разрабатываем. Тут мы выступаем туроператорами – договариваемся о транспорте, месте размещения, о питании, то есть в данном случае выполняем функции оператора, сами создаем маршруты. Многое зависит от епархии. Например, в Екатеринбурге разработаны прекрасные паломнические маршруты по всей епархии с поклонением святым царственным мученикам.

– А какие еще маршруты наиболее популярны?

– Самый популярный маршрут – Москва. Люди едут поклониться московским святыням. Московским и подмосковным: Троице-Сергиевской Лавре, Савво-Сторожевскому монастырю в Звенигороде. Второй по значимости общероссийский маршрут – к преподобному Серафиму, в Серафимо-Дивеевскую обитель. Третий – в Санкт-Петербург и Тихвин, к Тихвинской чудотворной иконе Божией Матери. Многие едут в Курск – в Курскую Коренную пустынь. Если говорить об СНГ, то это, конечно, Киев, Киево-Печерская лавра.

– Как Вы считаете, динамика есть? Больше становится паломников?

– Трудно сказать. Дело в том, что путешествие по России, тем более за рубеж, это прежде всего вопрос материальных средств. Миллионы людей с удовольствием совершили бы паломничество и в Святую Землю, и в Киев. Не у всех есть такие возможности. В последние годы число паломников все-таки немного увеличивается.

– Наверное, известную пользу могла бы принести агитационная работа? Я, например, никогда не была в Киеве. Но, если бы я постоянно сталкивалась с напоминанием о нем, если бы постоянно звучала тема киевских святынь...

– Я не согласен. Паломничество можно и нужно совершать по зову сердца – и по благословению духовника. Не все люди готовы к паломничеству. Паломничество – это всегда духовный подвиг, большая внутренняя работа. За этим стоит тысячелетняя традиция. За последние 70 лет у нас произошла ломка этой традиции. И сейчас люди не очень представляют себе, что такое паломничество. Некоторые говорят даже, что паломничество возникло после туризма. Сначала, мол, был туризм (то есть лет сто назад)... А когда им объясняешь, что паломничество существует уже 2000 лет, они смотрят так, словно ты им рассказываешь сказки. Большинство из нас, к сожалению, не знают истории, тем более церковной. Российскому паломничеству уже 1000 лет (со времени Крещения Руси), а до этого и в Римской, и в Византийской империях существовала традиция паломничества. Паломничество исторически и было тем громадным основанием, тем фундаментом, на котором вырос потом массовый туризм. Мне думается, что паломничество с трудом, но будет обязательно возрождаться.

– Является ли для Вас постоянным видом работы помощь паломникам, которые не имеют средств, привлечение спонсоров?

– Мы сейчас стараемся создать специальный фонд, обращаемся к разным организациям, меценатам, благотворителям с тем, чтобы людей, социально не обеспеченных, в том числе молодежь, привлечь к паломничеству за счет этого фонда.

– То есть, это направление Вы считаете важным?

– Это необходимо, просто необходимо делать, и у нас есть благословение на это священноначалия. Но, как известно, добыть деньги на благое дело сложновато.

– Что касается паломников в Москву из-за рубежа – можно ли проследить тенденцию, что хотя бы их все-таки приезжает к нам больше?

– До известных событий в Нью-Йорке в сентябре 2001 года к нам довольно много ездило православных паломников, и мы принимали по нескольку групп в месяц. Но после того, как началась глобальная борьба с терроризмом, многие страховые фирмы за рубежом не страхуют группы в Россию. Либо страхуют с достаточно высокими ценами. Паломники, которые и раньше к нам приезжали, были не очень богатые люди, теперь им очень трудно стало сюда приехать. Через несколько лет поток, может быть, восстановится, но сейчас пока он нарушен. Мы очень надеемся, что процесс сближения с Русской Православной Церковью за рубежом, который сейчас активизировался, даст приток паломников из Америки и из Европы.

– Существует ли у Вас проблема кадров? Ведь качество сопровождения особенно важно. Где Вы берете экскурсоводов?

– Мы отказались от термина "экскурсовод". Мы считаем его туристским термином, неприемлемым для паломничества. У нас эти люди называются "сопровождающими паломническую группу". Это длинно, но более верно. У нас есть определенный круг людей, которых мы привлекаем к этой работе. Есть очень талантливые люди, батюшки и миряне, к которым даже специально повторно приезжают паломники, чтобы попасть к ним в группу.

В прошлом году мы открыли курсы для организаторов паломничества, которые пользуются большим успехом. Через наши курсы уже прошли сотрудники паломнических служб более 40 епархий. В ближайшее время мы хотим открыть курсы для сопровождающих, с тем чтобы учить людей правильно называть храмы, владеть православными маршрутами. Нужно воспитать кадры, которые знали бы церковную историю, могли ответить на многочисленные вопросы, которые возникают у паломников. Мы сейчас работаем над тем, чтобы где-то осенью уже приступить к первым занятиям.

– Что Вы можете сказать о журнале, который издает Паломнический центр? Каковы результаты его работы? И сфера его распространения?

– Это непростой вопрос. Журнал "Православный Паломник" стабильно распространяется в Москве, Московской области, в Санкт-Петербурге, Твери, Смоленске. Но есть проблема. Поскольку паломничество всегда очень сильно путали с туризмом, то церковное видение паломничества вызвало и неприятие журнала. Люди не понимают, о чем мы пишем. Журналу пять лет, и первые годы было очень трудно и с подпиской, и с распространением. Потом появились постоянные читатели, мы ведем с ними переписку, организуем через журнал познавательные конкурсы. С этого года журнал выходит в цветном варианте (до этого он был черно-белый), и соответственно, пользуется значительно большей популярностью.

– А как насчет конкуренции? Паломнический центр работает на "популярном" деловом поле.

– Я не ощущаю конкуренции. На сегодняшний день очень немногие организации реально занимаются паломничеством. Мы сами содействуем тому, чтобы создавать паломнические организации, чтобы в каждой епархии были свои церковные паломнические структуры. У нас столько святынь, столько людей, так быстро увеличивается поток паломников, что, наоборот, на мой взгляд, не хватает паломнических служб.

– То есть Вы заботитесь о расширении своей сети?

– Это не моя сеть. Все в руках местного архиерея, и все деньги остаются в епархиях. Мы не рассматриваем епархиальные паломнические центры как "свою сеть". Они могут работать автономно, нас это не волнует.

– То есть, Вы приветствовали бы, если бы возник еще один паломнический центр РПЦ?

– Мы этим как раз и занимаемся: насаждаем паломнические структуры в епархиях с тем, чтобы потом паломнические потоки не оказались в руках коммерческих структур. Мы содействуем созданию паломнических служб, но не подчиняем их себе ни в финансовом, ни в организационном, ни даже в методическом смысле. Каждая епархия вольна создавать все, что угодно. Другой вопрос – что мы им помогаем. Говорим: срочно создавайте, потом будет поздно. Когда в 1999-2000 годах мы начинали эту работу, епархии отправляли в паломничество людей через туристические фирмы. А что такое туристические фирмы в воспитательном смысле? Когда люди возвращаются из такого "паломничества", они больше в храмы не ходят, потому что они уже не верят ни во что. Потому что их везут на алмазную фабрику, а не в храм.

– Как обозначить тогда отношение Паломнического центра к этим епархиальным службам?

– Как учебно-методическую помощь. Даже скорее учебную.

– У мусульман есть лозунг, что каждый должен хоть раз в жизни совершить хадж.

– Это не в нашей традиции. Русское православное паломничество не связано с практикой одновременного массового хождения, приуроченного к определенному сроку. Да, конечно, люди едут в паломничество на Пасху, на Рождество, очень много людей паломничают во время постов. Но и в византийской традиции не было такой установки, что в Иерусалим сходить надо. Скорее даже в России хождения в Святую Землю, странники, "калики перехожие" в большей степени стали частью духовной жизни и культуры, чем в Византии. Но это не есть духовная обязанность христианина.

– Занимается ли Ваш центр или Церковь в целом строительством новых гостиниц для паломников?

– Желание есть, но возможностей пока мало. Строительство любой гостиницы – это очень "долгие" деньги. Долгосрочные капиталовложения, как раньше говорили. Гостиница окупается за 8-10 лет. К сожалению, привлечь такие деньги пока не удается. В планах Русской Православной Церкви есть желание строить паломнические гостиницы, и при крупных монастырях они строятся. Но чтобы такую большую гостиницу, как "Университетская", построить, например, в Петербурге или Нижнем Новгороде – пока таких возможностей нет.

– На какие средства осуществляется ремонт вашей гостиницы?

– Мы изыскиваем внутренние ресурсы. Мы отказались от привлечения средств, потому что кредитные средства очень дорогие, и мы из оборотов гостиницы их платить не сможем. Что заработали, на то и строим. Ни инвесторов, ни спонсоров.

– Как Вы лично пришли к паломничеству? Выбирая генерального директора для Паломнического центра, Церковь должна была быть озабочена подбором именно опытного управленца.

– Работая в Советском фонде культуры с Д.С. Лихачевым, мы ставили задачу – еще в советское время – вернуть Церкви Соловецкий, Валаамский, Верхотурский монастыри. И мы этим занимались. Тогда я познакомился со Святейшим Патриархом Алексием II, тогда еще митрополитом Ленинградским и Новгородским. Потом я работал в Верховном Совете Российской Федерации в Комитете по сохранению культурного и природного наследия, а с

1991 года перешел работать в правительство. Тогда контакты с Церковью были очень активными. Мы сотрудничали по возвращению храмов и монастырей. А потом, когда я ушел из правительства Гайдара, пришел работать в Комитет по туризму. Почему меня пригласили? Я, естественно, знал гостиничное хозяйство, но самое главное, долгая совместная работа с Церковью по .возвращению святынь и сыграла решающую роль, что мы вместе стали работать со Святейшим Патриархом и Владыкой Кириллом.

– А сами-то Вы, наверное, часто отправляетесь в паломничество?

– Да, каждый год. И в Святую Землю, и по России – я паломник активный. Но заведомо должен сказать, что всех святынь обойти в этой жизни никому, конечно, не удастся.

27.06.2006

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты