Михаил Поздняев Бог за решеткой Московская патриархия все активнее идет к заключенным Источник: Новые известия Сегодня в России около 360 тюремных храмов, еще 71 строится, в местах лишения свободы 500 молельных комнат и 375 воскресных школ. Об этом сообщил вчера на пресс-конференции начальник управления по социальной, психологической и воспитательной работе с осужденными Главного управления Федеральной службы исправления наказаний (ФСИН) полковник Виталий Полозюк. По его убеждению, "приобщение осужденных к вере, духовной культуре самым благоприятным образом сказывается на их состоянии и душах".
До революции Церковь веками являлась действенной частью пенитенциарной системы России. Возрождение традиции началось в 1995 году, когда был создан Отдел Московского патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами.
И вот более чем десятилетняя совместная работа принесла свои плоды. Виталий Полозюк вчера впервые озвучил такой факт современной российской зоны: некоторые бывшие осужденные, отбыв срок, принимают священный сан. "Это люди, считает представитель ФСИН, которые уже никогда не совершат преступлений, поняли смысл жизни и поведут за собой других".
Между тем, по словам Виталия Полозюка, православие исповедуют лишь 12, 5 тыс. российских зэков из почти 1 млн. заключенных. Так что работу РПЦ на зоне следует скорее расценивать не как помощь прихожанам, оказавшимся в неволе, а их рекрутирование. Подобно тому, как лоббируется сегодня закон о введении института армейских капелланов. Не случайно РПЦ были заключены с армейским и милицейским руководством соглашения о борьбе с "сектантами". В любом случае церковная деятельность за решеткой заслуживает внимания. "Зона" становится для РПЦ своеобразным испытательным полигоном. На недавней конференции на эту тему говорилось, что уверовавший в неволе должен стать "прихожанином-заочником", чтобы после освобождения влиться в "свой" приход. Был предложен принцип: "Один приход одна община в зоне". Одобрена идея проведения Всероссийского смотра-конкурса православных общин в местах лишения свободы. В числе критериев наличие храма, участие заключенных в его строительстве, украшении и содержании, активность общины. Наталья Пономарева из Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета рассказала о реализации в епархиях общецерковной системы дистанционного образования основам православной веры. "Дистанционка" пользуется огромным интересом у заключенных, их общение становится "более осмысленным", они, судя по их отзывам, "погружаются в Евангелие". Сотрудники УИС приняли систему "на ура" и в этом смысле, как выразилась г-жа Пономарева, даже "бегут впереди священства".
Но главная трудность это даже не богослужение за решеткой, а то, что станет с его участниками на воле. Как говорит священник Воронежской епархии, работающий только в зонах, отец Алексий Острин, многие верующие зэки настолько глубоко вникают в церковную жизнь, что, освободившись, не могут вписаться в жизнь "вольных" приходов. Кто-то уходит в монастырь, но не везде с такой анкетой принимают. В епархии, где служит о. Алексий, на базе одного из фермерских хозяйств создана община реабилитации, члены которой строят храм. Вопрос какая разница между такими общинами и сектами, с которыми борется РПЦ? Ведь секта по определению часть, отколовшаяся от основной структуры и живущая уже по своим уставам, замкнутая в своей скорлупе. Да и "тюремная церковь" в этом смысле тоже в чистом виде сектантство.
31.05.2006
|