поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
20 апреля 2006  распечатать

Тимур Богатырев

Мусульманский "отец Гапон"

Источник: Вести гор (Черкесск)

С удивлением прочитал статью в уважаемой нами газете "Вести гор", восхваляющую Мухаммада Биджиева. Желая раскрыть глаза общественности на истинную сущность этого персонажа, направляю в редакцию статью в надежде, что она будет напечатана.

11 июля 1990 года на съезде мусульман СССР в Астрахани была учреждена Исламская партия возрождения (ИПВ). Председателем партии – амиром был избран Ахмад-кади Ахтаев, врач по профессии, известный и авторитетный во всем исламском мире мусульманский деятель, происходивший из авторитетной семьи дагестанских улемов. Ответственным секретарем и казначеем партии был избран Мухаммад Биджиев, ученик известного в Карачаево-Черкесии религиозного просветителя Яхьи-эфенди Каппушева (1905-1986 гг.), психологический лидер, не лишенный амбиций и честолюбия человек. Ахтаев отвергал насильственные методы борьбы и терпимо относился к последователям суфийских тарикатов. Он стремился ограничить деятельность своей организации лишь пропагандой идей чистого ислама. Однако среди некоторой части членов ИПВ преобладали радикалистские настроения. Одним из таких деятелей явился и руководитель Карачаево-Черкесского регионального отделения ИПВ Мухаммад Биджиев (Биджи-улу). С самого начала своей деятельности он активно включился в политическую борьбу. Политические амбиции вытеснили основное призвание ИПВ – мусульманское просвещение, и уже на следующий год региональное отделение партии приостановило свою деятельность, как отмечал сам М. Биджиев, "по тактическим соображениям, связанным с необходимостью объединиться с другими политическими силами", участвовавшими в центробежных политических процессах, сотрясавших республику в постперестроечный период. "Мухаммад Биджи-улу – фигура, мягко говоря, неоднозначная. В хронике его "духовного подвижничества" четко обозначена веха, когда возглавляемая им группа пыталась привнести в жизнь религиозных организаций КЧР чисто политический компонент. Например, в 1991-1992 гг. имела место попытка проталкивания М. Биджи-улу на пост президента проектируемой Республики Карачай", – заявил в своем интервью директор Исламского университета им. Абу-Ханифы Исмаил-хаджи Бостанов ("Северный Кавказ", N 9 от 15.03.05 г.).

30 ноября 1991 года в г. Карачаевске состоялось собрание сторонников М. Биджиева, объявленное ими I съездом мусульман Карачая. Съезд заявил об образовании параллельной Духовному управлению мусульман религиозной структуры – Имамата Карачая, руководителем которого – раис-имамом – был объявлен М. Биджиев. По его мнению, ДУМ не отвечало интересам мусульман республики и являлось "консервативным крылом" общины, в то время как он возглавил "центристское крыло" ("радикальным крылом" он объявил впоследствии разгромленного спецслужбами воинствующего первенца Имамата – молодежное экстремистское объединение "Исламский Джамаат"). Молодые люди, очарованные религией, приходили в ряды радикалов, не вполне отдавая себе отчет в их идеологии, одурманенные призывами установления в обществе справедливости и нравственности. Вначале это была небольшая по численности категория людей из социально благополучных групп населения, недовольных крушением государства, разрушением привычного уклада жизни, социально-имущественным расслоением общества, смещением моральных и нравственных ориентиров, царившей в обществе безыдейностью и искавших в религии духовную опору в период безвременья. Однако впоследствии несравненно большую часть последователей "чистого" ислама стала составлять молодежь из малообеспеченных семей, около 70% членов "ваххабитских" групп не имели определенного рода занятий, порядка 11% членов джамаатов были судимы. Низкий уровень их религиозной культуры скрывался за "подчеркнуто фанатичным соблюдением внешних предписаний ислама. Такой примитивизированный, выхолощенный и поверхностно усвоенный "ваххабизм", сведенный к внешним атрибутам и ритуалам, был для них особенно привлекательным, поскольку оказался средством для оправдания практически любого девиантного поведения" (И.П. Добаев, В.И. Немчина).

В идеологии Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края (ДУМКЧиС) исламские нормы гармонично сочетаются с нормами обычного права (адата) горцев, признается авторитет светских властей и не подвергается сомнению их легитимность, а в качестве главного маркера самоидентификации выступает гражданская принадлежность ("мы – россияне"). По словам ректора Исламского института Исмаила Бостанова, "мусульмане обязаны повиноваться демократически избранному муфтию, кто ему не повинуется – тот не мусульманин. Восставать против наших обычаев, родителей и властей – значит восставать против ислама".

В то же время в самовосприятии последователей Имамата религиозное начало превалировало над гражданским, "инакомыслящие" мусульмане приравнивались к вероотступникам, а само государство, по их мнению, не обладало легитимностью. На III Внеочередном съезде мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья, проходившем в декабре 1991 г., мероприятия, проводимые Биджиевым, были признаны незаконными. Съезд призвал мусульман не допускать использования мечетей в политических целях и осудил "участие любого мусульманина, особенно членов президиума и пленума Духовного управления, имам-хатыбов, муэдзинов и других работников мечетей, в политических партиях, и тем более в тех из них, которые смешивают религию с политикой". Итоговая резолюция съезда гласила: "В связи с попытками отдельных мусульман, попавших под влияние Исламской партии возрождения и пытающихся политизировать жизнь религиозных обществ через создание не предусмотренных уставом Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края и находящихся под влиянием этой партии оргкомитета, имамата и других управленческих структур, съезд отмечает, что эти действия членов Исламской партии возрождения нарушают нормы шариата и могут привести к подмене религиозной жизни мусульман политической деятельностью. Подмена религиозной жизни политикой препятствует мусульманам выполнять свои религиозные обязанности и способна превратить мечети в дискуссионные клубы. Это неизбежно нанесет ущерб мечетям как религиозным центрам и изменит предназначение религии ислам в связи с тем, что мусульмане будут отвлечены от вопросов своей веры". М. Биджиев, в свою очередь, обвинил муфтият в "монополизации духовной жизни мусульман" и "вымогании из скудного бюджета религиозных общин денег на различные поездки муфтия по России и за рубежом".

Сторонники Биджиева не оставляли попыток по созданию параллельного духовного центра и неоднократно обращались в Совмин КЧР с просьбой о регистрации устава религиозно-просветительского общества "Аль-Исламия", "Вахид". Наряду с этим они организовали Совет имамов Малокарачаевского района и захватили здание медресе в ауле Учкекен, выделенного администрацией Малокарачаевского района Президиуму ДУМКЧиС. Формально медресе считалось мусульманским просветительским центром, где учили чтению Корана, арабскому языку, теологии. Фактически же он был превращен в штаб экстремистов, впоследствии здесь была обнаружена литература ваххабитского толка и боеприпасы, а некоторые члены "педколлектива" были обвинены в участии в незаконных вооруженных формированиях на территории Чеченской республики и объявлены в федеральный розыск. "Понимая невозможность своей дальнейшей легальной деятельности, – вспоминает М. Биджиев, – Имамат Карачая в 1992 году принял решение "трансформироваться" в неформальное исламское движение, зарегистрированное в Министерстве юстиции как культурно-просветительская организация "Аль-Исламия".

В это время приоритетной задачей раис-имама становится пропаганда суннитского фундаментализма. В республику поступает соответствующая литература издательств "Сантлада", "Бадр", издаются газеты "Ислам Нюрю" ("Свет ислама") и "Знамя ислама". Способствуя, с одной стороны, росту образованности мусульман, эти источники в то же время готовили почву для радикализации значительной ее части. Транслируя призывы сторонников "ваххабитского" учения, материалы этих изданий способствовали развитию экстремистских настроений в молодежной среде, освобождая своих приверженцев от власти патриархальных традиций и требуя подчинения единому Богу. Новое учение выходило за рамки регулятора духовной жизни и выполняло роль политической идеологии, предоставляя новообращенным высшую религиозную санкцию в их действиях и поступках.

М. Биджиев, по данным Агентства политических новостей (АПН), "поддерживал связь с единомышленниками в Чечне, Дагестане и на Ближнем Востоке, но был скорее просто общественно-политическим деятелем времен поздней перестройки, чем проповедником и амиром вооруженного подполья", поэтому избежал участи своих соратников по салафитскому движению и прочно обосновался в Москве, где в настоящее время работает в должности заместителя председателя Совета муфтиев России (СМР) Р. Гайнутдина и даже возглавляет работу Комиссии по исламско-христианскому диалогу, организованную при СМР. Непотопляемость М. Биджиева порождает противоречивые домыслы, будто бы он является провокатором – мусульманским Гапоном, сексотом ближневосточных спецслужб и т.д. Официальный статус предоставил ему широкие полномочия и возможности для осуществления публичной деятельности, он показательно сотрудничает с проправительственными организациями и призывает к борьбе с религиозным экстремизмом.

Свою обеспокоенность по этому поводу высказал уполномоченный президента КЧР по связям с религиозными организациями Евгений Кратов: "Теперь человек, организатор первых экстремистских религиозных групп в нашей республике, поставивший в свое время Карачаево-Черкесию на грань раскола, прикрываясь корочкой заместителя Р. Гайнутдина, пытается вновь затеять политические интриги. Декларируемые мотивы, как всегда, самые благие – строительство мечети, благотворительность".

На встрече с членами движения "Наши", состоявшейся 9 ноября 2005 г. в Центре гражданского общества в Грозном, шейх Мухаммад Карачай (М. Биджиев. – Ред.) прочитал лекцию "Мусульманская община – неотъемлемая часть российской нации" и пообещал проводить с начала 2006 года на базе Центра ежемесячные мастер-классы. Появление Биджиева в руководстве СМР было негативно воспринято местным духовенством. "Активность подведомственной ему (Р. Гайнутдину. – Ред.) "номенклатуры" в КЧР мы расцениваем как грубое вмешательство в дела территории духовной юрисдикции нашего муфтията. Здесь речь не только о духовно-организационной, но и материально-финансовой экспансии на нашей территории – насколько мы знаем, ДУМЦЕЧ субсидируется мощными религиозными фондами Арабского Востока", – заявил И. Бостанов. А попытка Р. Гайнутдина провести тонкую грань между умеренными (законопослушными) сторонниками суннитского фундаментализма и радикалами-экстремистами вызвало бурное негодование председателя Консультационного центра мусульман Северного Кавказа муфтия Исмаила Бердиева: "С тревогой и недоумением мы восприняли заявление главы Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина относительно того, что нельзя считать ваххабизм экстремистской идеологией. Где как не на Кавказе хорошо известно, что данное утверждение, мягко говоря, не соответствует действительности. На наш взгляд, ваххабизм, под каким бы соусом он ни подавался, не может быть признан в России. К сожалению, некоторые религиозные деятели и сейчас придерживаются мнения, что ваххабизм может быть хорошим и цивилизованным, а может – плохим и экстремистским. Считаем такое мнение глубочайшим заблуждением. Сегодня никто не рассуждает, бывает ли хороший и цивилизованный фашизм. Подобная постановка вопроса просто абсурдна. Такому же общественному осуждению должен быть подвергнут ваххабизм".

В преддверии VII отчетно-выборного съезда мусульман КЧР и Ставропольского края, состоявшегося 16 марта 2006 г., была отмечена новая активизация деятельности М. Биджиева. "Есть основания полагать, что реализуется схема, неоднократно испытанная как им самим в начале 1990-х, так и его последователями: под видом просветительской деятельности завоевать доверие населения, параллельно организовать силы, оппозиционные официальному духовенству и действующим властям, а затем, вступив в открытую конфронтацию, постараться получить доступ к рычагам политической и духовной власти", – отмечает Е. Кратов. Накануне проведения выборов дом действующего муфтия Исмаила Бердиева был обстрелян из автоматов. Остается только гадать, кто мог иметь отношение к покушению на муфтия.


К сожалению, некоторые люди, берущие на себя роль мусульманских проповедников, пропагандируют крайне экстремистские взгляды, несущие в себе угрозу для мусульманской молодежи, безопасности общества...

Обучая несведущую молодежь искаженному видению нашей религии, сектанты превращают искренних сынов ислама в послушных роботов, способных на совершение всякого рода правонарушений, в том числе и внесение раздора в ряды самих же мусульман.

Мухаммад Биджиулу

18.04.2006

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты