поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
06 марта 2006  распечатать

Книга "Религия в информационном поле российских СМИ"

Обзоры содержания газетных изданий и радиоканалов: "Московский комсомолец"

"Московский комсомолец" – массовое издание, рассчитанное на разные социальные и возрастные группы. За сентябрь 2001 года вышло 30 номеров МК. Материалы, прямо или косвенно касающиеся религии, содержались в 15 номерах. Как правило, на номер приходилось по одному материалу, за исключением двух номеров, содержащих два материала, и только в одном номере (1409) было три материала религиозной тематики.

Первая декада месяца характеризуется достаточно динамичным распределением материалов на религиозные темы: 4, 5, 6, и 7 сентября. Во второй декаде номера с религиозной тематикой шли парами друг за другом: 11-12, 14-15, 18-19. В третьей декаде – через номер: 21, 23, 25, 27 и 30 сентября. Таким образом, в МК на декаду приходится приблизительно по 4-6 номеров, в которых содержатся материалы по религиозной тематике. Часть из них целиком посвящены вопросам религии, другие содержат лишь косвенное упоминание о ней.

Максимальный размер одного печатного материала – не больше трети полосы. Так, объем корреспонденции М. Черницыной "Монастырь на кумаре", опубликованной в номере за 4 сентября, составил приблизительно 8000 знаков. Объем заметок в новостных рубриках составляет примерно 2000 знаков. Размер других материалов, опубликованных в сентябре 2001 г., варьируется в этих границах.

В публикациях МК вопросы религиозной жизни освещаются чаще всего в новостях или косвенно затрагиваются в материалах на другие темы. Поэтому рубрики для них могут быть самые разнообразные: "Турклуб", "Спорт", "Память", "Взрывная волна" и др. Самая популярная информационная рубрика – "Срочно в номер", и еще одна новостная – "Non-Stop". Аналогичного плана публикации в сентябре 2001 г. публиковались во вкладке МК "Московия" и в приложении к МК – "МК-Воскресенье".

В МК, как и в других массовых изданиях, основную печатную площадь занимает графический материал. Он выполняет идеологическую функцию и вкупе с оформлением заголовков и своеобразной версткой представляет индивидуальное лицо газеты. Фотографии в МК, как правило, большого формата. Если они иллюстрируют материалы на религиозные темы, то на них изображены духовные лица, иконы, храмы. Например, материал М. Овсовой "Сокровище с чердака" проиллюстрирован фотографией иконы XV века "Христос во гробе", что сразу привлекает внимание к самой публикации. Модель газеты подразумевает использование на полосах не только фотографии, но и карикатуры, шаржа. Однако такой графический материал редко иллюстрирует публикации по религиозной тематике.

Присущая МК некоторая вольность заголовков и фотографического оформления нередко отражает склонность к сенсационности в подаче информации. Например, один из материалов в цветном номере "МК-Воскресенье" (23.09.2001 г.) привлекал внимание не только красочным заголовком "Пришествие сатаны", но и иллюстрацией – репродукцией одной из картин Иеронима Босха. Свои выводы апокалиптического характера автор, Д. Минченок, подкрепляет цитатой из высказываний "православного священника Ивана Охлобыстина", который предрек скорое пришествие Антихриста. Двусмысленность заголовка в корреспонденции М. Черницыной "Монастырь на кумаре" (04.09) намекает на сенсацию, хотя ничего сенсационного в самом тексте нет. Речь здесь идет вовсе не о монахах-наркоманах и не о монастырском наркобизнесе, а о том, как наркозависимая девушка-послушница пытается врачевать свой недуг в женском Владычном монастыре в Серпухове. Впрочем, самое интересное в этой истории не монастырь, а судьба юной наркоманки: любовь, ломки, дозы, суицид и другая романтика жанра. Таким образом, в погоне за сенсацией очень важная тема социального служения Церкви не находит адекватного развития.

Анализ специфики газеты, качества публикаций приводит к выводу, что информационные поводы здесь не отличаются особым разнообразием. В религиозной тематике преобладают новости, причем не самые актуальные. Так, в сентябре 2001 г. газета обошла вниманием визит Папы Римского в Армению, обострение религиозной ситуации в мире в связи с терактом в США и другое. В сентябре 2001 г. читатели МК узнали из заметки "Буддийский храм тянется к небесам" (0509) об открытии в Москве нового храма, а также что "Вандал сжег иконы в старообрядческом храме" (12.09). Заметка "Пассажиры смогут помолиться перед поездкой" (14.09) сообщала, что на всех московских вокзалах будут выстроены часовни. Читателям сообщили также, что один из лучших футболистов мюнхенской "Баварии" Мехмет Шолль стал буддистом, что в Москве прошла выставка картин буддийского монаха Су Ана и т.п. За этот период в газете не появилось ни одного аналитического материала на религиозную тему, хотя было несколько публикаций на эсхатологические и мистические темы.

"Верую" – единственная религиозная рубрика в МК – в сентябре не вышла ни разу.

В основном через новости освещается и религиозная жизнь Московского региона. В опубликованной в "МК-Московия" заметке "Губернатор стал кавалером церковного ордена" (14-о9) сообщается, что губернатор Подмосковья Б. Громов награжден орденом преподобного Сергия Радонежского II степени. В заметке из Одинцовского района "Монастырь начали разрушать сами монахи" (19.09) рассказывается о ситуации в Саввино-Сторожевском монастыре.

Многие серьезные проблемы, связанные с религиозной сферой, в сентябре 2001 г. МК обошел своим вниманием или затронул лишь косвенным образом. В материале Ю. Ряжского "Семнадцатый сын" религиозному вопросу отводится не более абзаца, где утверждается, что лидер исламских террористов Усама бен Ладен хочет построить единое исламское государство. Далее автор критикует американские спецслужбы, которые сами вырастили террориста № 1 и десятилетиями заигрывали с экстремистами в исламском мире.

Критическое рассмотрение проблем, связанных с религиозной сферой, в основном ограничивается их кратким упоминанием в контексте других проблем или короткими заметками в информационных рубриках: "Монастырь начали разрушать сами монахи", "Вандал сжег иконы в старообрядческом храме", "Охранники синагоги проспали акт вандализма" и т.д. В последней заметке коротко сообщается о возмущении прихожан по поводу того, что ночью стены московской синагоги в Большом Спасоглинищевском переулке вандалы расписали глумливыми антисемитскими надписями.

О прихожанах упоминается и в корреспонденции "In Бог we trust" (14.09). Ее автор Д. Беликов рассказывает о панихиде по погибшим в результате теракта в Америке, которая состоялась в храме святой великомученицы Екатерины на Большой Ордынке, где простые люди, православные верующие, молились и скорбели, не скрывая своих слез. Он цитирует слова одного из прихожан: "Что с миром происходит? Только на Божие милосердие и остается уповать..." Такими короткими заметками МК исчерпывает и другую важную тему – жизнь и настроения простых прихожан.

Лишь в корреспонденции С. Бычкова "Саперная лопата – оружие пролетариата" (06.09.2001), посвященной 11-летию даты со дня убийства отца Александра Меня, автор иронизирует по поводу бессилия силовых структур России, которые до сих пор не могут найти убийцу священника.

Мало представлены в МК и персоны священнослужителей. Они упоминаются в коротких информационных заметках, сообщающих о различных мероприятиях с их участием. Более полная информация о деятельности священнослужителей содержится в том же материале С. Бычкова "Саперная лопата – оружие пролетариата". Автор пишет о духовных детях о. Александра Меня, которые продолжают его дело. "В Москве восстановлены из руин два храма, которые посещают тысячи прихожан. Священник Георгий Чистяков и прихожане храма Косьмы и Дамиана совершают служение в республиканской детской больнице, опекая самые сложные отделения – искусственной почки и лейкемии. Один из самых близких отцу Александру прихожан, ныне также священник Александр Борисов, возглавляет Российское библейское общество". Правда, автор не упоминает в публикации о том, что о. Александр Борисов является также и настоятелем храма Косьмы и Дамиана.

Материалы о религии выполняют в газете скорее обзорную и информационную функции. Просветительская функция требует более широкого охвата тем и проблем, более глубокого их рассмотрения. Публикации по вопросам религии в МК довольно легковесны, поверхностны, в них отсутствует анализ проблем, их причин и следствий.

Несколько слов о бездействии глав Российского государства сказано в материале "Саперная лопата – оружие пролетариата". Автор напоминает, что в 1990 году Борис Ельцин, тогдашний председатель Верховного Совета России, взял под свой личный контроль расследование дела об убийстве православного священника. "Сегодня в России другой президент, его преемник, избранный им самим, – Владимир Путин. Силовые структуры знакомы ему не понаслышке. Если следственная группа Генеральной прокуратуры не сумела найти убийц, то, быть может, стоит признаться в собственном бессилии и закрыть дело об убийстве отца Александра?"

Актуальная тема церковно-государственных отношений и связанная с ней проблема взаимоотношений РПЦ со светской властью отражена лишь в заметке "Губернатор стал кавалером церковного ордена". "Русская православная церковь постоянно ощущает помощь и поддержку Бориса Всеволодовича, – подчеркнул патриарх. – И как знак нашей благодарности я хотел бы вручить ему награду великого молитвенника и сподвижника". Генерал-губернатор скромно заметил: "У меня есть награды, в том числе и боевые. Но получить знак отличия из рук Святейшего патриарха – для меня особая честь". Таким образом, читатель МК может сделать выводы о том, что никаких проблем в сфере церковно-государственных отношений в России не существует, Церковь и светская власть активно сотрудничают друг с другом.

Проблемы прессы в МК не обсуждались, как и вопрос об экономической деятельности православных монастырей.

Анализ деятельности МК в религиозной сфере позволяет сделать вывод: газета обходит темы религии, имеющие чуть большее значение, чем локальная новость, необременительный факт. В публикациях, которые в большинстве случаев затрагивают сферу религии косвенно, поверхностно, нет проблемы, нет анализа. Возможно, такое нежелание поднимать острые, актуальные проблемы религиозной жизни есть намеренная редакционная "политика невмешательства".

СМ.ТАКЖЕ

книги:

Религия в информационном поле российских СМИ

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

15.07.2020

Глава думского комитета призывает вернуть России храмы Стамбула

Десять храмов-памятников отреставрируют в Москве

Глава Сербской Церкви призвал Эрдогана использовать Святую Софию как музей, храм и мечеть

Отошел ко Господу заслуженный профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Аркадий Иванов

14.07.2020

В афонском монастыре Кутлумуш избрали нового наместника

В Москве открылась выставка к 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума

Массовое паломничество хасидов в украинскую Умань в этом году не состоится

МИД РФ выразил сожаление в связи с преобразованием Святой Софии в мечеть

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

22.06.2020

Русская народная линия:
Анатолий Степанов
Бунт схиигумена Сергия
В чём причины и каковы могут быть последствия?

19.06.2020

Российская газета:
Владимир Путин
75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим
"Российская газета" публикует статью президента РФ Владимира Путина

12.06.2020

Аргументы неделi:
Юрий Поляков
Силён ли русский Бог?

04.06.2020

Русская народная линия:
"Ни богословия, ни ру"
Профессор Алексей Иванович Сидоров о научной квалификации прот. Павла Великанова

14.05.2020

Царьград.ТВ:
Михаил Тюренков
"Wi-Fi-причастие" по-украински: В чём опасность либерального "COVID-богословия"

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты