поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
03 марта 2006  распечатать

Дина Малышева

Религия и традиции абхазов

Рецензия на книгу А. Б. Крылова

Малышева Д. Б. (доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН)
А. Б. Крылов. Религия и традиции абхазов. Москва, Институт востоковедения РАН, 2001, 404 с. (Авторский вариант рецензии, опубликованной в "Вестнике Евразии", № 4, 2002 г.)

В наши дни любое упоминание об Абхазии невольно связывается с представлениями о войне, конфликте, беженцах и других безрадостных сюжетах. И действительно, почти целое десятилетие Абхазия – этот некогда безмятежный и цветущий край, известный курорт, куда в советские времена приезжали отдыхать со всех концов нашей необъятной страны – переживает (как, впрочем, и остальная Грузия) далеко не лучшие времена: конфликт с Грузией лишь приостановлен, но так и не разрешен; экономика республики находится в коллапсе, а пережившее этнические чистки и стремительно сокращающееся под воздействием миграционных процессов население, "освобожденное" к тому же от "грузинского компонента", пытается преодолевать негативные тенденции – в том числе и на путях формирования национальной идентичности в рамках собственно абхазской государственности.

Что помогло абхазам выстоять в самые тяжелые времена? Что составило их духовную опору в годины испытаний? Что способствует их сохранению как этноса в быстро меняющемся мире?

Ответы на эти вопросы и стремится найти Александр Крылов – российский ученый, знаток абхазских культурно-религиозных традиций и автор многочисленных публикаций по этой проблематике. Рецензируемая книга, ставшая своеобразным итогом многолетних творческих усилий автора на поприще абхазоведения, дает наиболее полное представление об Абхазии, ее народе и его верованиях. Она же ломает многие устоявшиеся в современной науке об Абхазии стереотипы, концепции и понятия, предлагает новое прочтение доведенной до сегодняшнего дня истории абхазов и их "непризнанного" государства, раскрывает неизведанные еще страницы традиционной религии этого народа – то есть той области, которая остается еще в основном не охваченной отечественным кавказоведением.

А.Крылов критически проработал внушительную по объему литературу религиоведческого, этнологического, политологического характера. При анализе работ своих предшественников, ему удается не просто дополнять и комментировать уже имеющиеся суждения: он удачно выстраивает собственную концепцию. Важным дополнениям к содержащимся в книге рассуждениям о формирующемся национальном самосознании абхазов, об их культурном своеобразии и степени религиозности служат материалы полевых исследований и социологических опросов, проведенных автором в разные годы в Абхазии.

Логично выглядит избранная ученым структура исследования. Она дает возможность полнее раскрыть творческий замысел автора и реализовать те цели и задачи, которые ставились им при изучении этнорелигиозной ситуации в Абхазии. Комплексный этнологический и религиоведческий подход позволил автору изучить религии и традиции абхазов в неразрывном единстве и взаимовлиянии.

Традиционная религия абхазов исследуется в работе А.Крылова в общем контексте сложившейся в Грузии этнорелигиозной ситуации. Как подчеркивается в книге, "это – единая религия, в которой сохраняются устойчивые представления и ритуальная практика. Степень влияния на эту религию со стороны иудаизма, христианства и ислама является весьма незначительной и таким образом ее нельзя отнести к синкретическим религиям" (стр.342). Значительный интерес в этой связи представляют наблюдения А.Крылова относительно слабой приверженности абхазов к другим, "не своим" вероучениям: "В Абхазии христианство, ислам (и атеизм) играли в первую очередь роль не религии, а официальной государственной идеологии" (стр. 156). Так, например, опросы людей, причислявших себя к категории "абхазских мусульман", позволили автору выявить следующую картину: в подавляющем большинстве они не имеют представления о Коране, не проявляют никакой заинтересованности в изучении этой священной для мусульман книги, ничего не знают ни о канонической молитве, ни о других "пяти столпах" ислама. В итоге ученый приходит к выводу, что "в реальности в современной Абхазии подлинными мусульманами можно считать лишь потомков абхазских мохаджиров, возвратившихся на свою историческую родину из различных стран Ближнего и Среднего Востока. Но они составляют совсем незначительную часть местного населения (не более нескольких сот человек), проживают довольно замкнуто в нескольких расположенных друг от друга населенных пунктах и не оказывают сколько-нибудь заметного влияния в масштабах всего абхазского этноса" (стр.145-146).

Автор обращает внимание на то, что процесс своеобразного возрождения и даже возвеличивания традиционных верований абхазов совпал по времени с распадом СССР: по мере того, как движение за национальное самоопределение набирало в Абхазии силу, традиционные верования, и до того служившие абхазам в качестве важнейших основ национальной идентичности, стали возводиться властями в ранг почти что государственной религии. Однако в перспективе, по мере углубления духовного разрыва между разными поколениями абхазского этноса, автор усматривает возможность роста негативных тенденций в развитии местных традиционных институтов, что связано с криминализацией общества, духовным кризисом и прочими подобными явлениям, быстро набирающими силу на всем постсоветском пространстве. Но если более многочисленным народам бывшего Советского Союза кризис общества и упадок нравов не несет пока столь серьезной угрозы для их общественного выживания, то такого же рода негативные процессы представляются А.Крылову катастрофическими для малочисленного абхазского этноса, крайне уязвимого от внешних воздействий и зависимого от политических факторов.

Наряду с детальным рассмотрением представлений, норм и канонов традиционной религии абхазов, включая сюда и интереснейшие описания их святилищ и молений (Глава 3), автор поднимает сложные теоретические проблемы – такие как этногенез абхазов и грузин, специфика самобытной культуры и уклада жизни абхазов и других проживающих в Грузии народов, механизм формирования национальной идентичности абхазов, эволюция традиционных институтов абхазского общества за его почти двухвековую историю (с начала XIX в. и до исхода XX в.).

Как подчеркивается в книге А.Крылова, абхазы, говорящие на одном из языков абхазо-адыгской группы, – родственники не грузин, имеющих самоназвание картвели и говорящих на языках картвельской группы, а абазин, адыгов, кабардинцев, черкесов, шапсугов и других, то есть они принадлежат к северокавказскому культурному сообществу: "Современные абхазы и грузины:это – не родственные народы" (стр.5), они лишь "являются соседями с незапамятных времен" (стр.7).

Подобный подход не вписывается в официальную грузинскую версию национальной истории , версию, нацеленную на то, чтобы обосновать известную политическую доктрину об Абхазии как исконной и неотъемлемой части Грузии, а также доказать историческую принадлежность Абхазии грузинскому этнокультурному пространству. Из книги А.Крылова явствует, что в сегодняшней Грузии изрядно политизированное историческое сознание и детерминированные им исторические представления становятся заложниками политической и идеологической конъюнктуры, служат обоснованием правоты грузинской позиции в "этноконфликте" с Абхазией. Последний автор, разумеется, не мог обойти вниманием.

"Грузино-абхазский конфликт – говорится в книге, – вышел за рамки конфликта двух народов и приобрел характер противоборства между грузинским государством – с одной стороны, и всем остальным полиэтническим населением Абхазии – с другой" (стр.17). Трудно полностью согласиться с такой трактовкой. Во-первых, вряд ли можно назвать то, что существовало в Грузии на момент возникновения конфликта "государством" – если исходить из того смысла, которое вкладывает в это понятие современная наука; тем более Грузия не была (да, кстати, так и не стала!) "нацией-государством". Во-вторых, сводить данный конфликт только к межэтническому, межнациональному противостоянию было бы большим упрощением, поскольку таким образом затушевывается роль, которую сыграл – возможно, и невольно – в инициировании конфликта тогдашний союзный центр: ведь изначально в конце 80-х годов Москва, чтобы покончить с национально-освободительным движением в Грузии, встала на сторону традиционно лояльной Абхазии, которую активно поддержал – в противовес Тбилиси – и советско-российский генералитет. Наконец, де-факто вооруженному противоборству в Абхазии начало положили бесчинства на ее территории воинства Тенгиза Китовани, а затем и "добровольцев" Конфедерации народов Кавказа. До этого же грузино-абхазское противостояние развивалось в основном на уровне политической борьбы элит, а населению отводилась роль статистов (последнее, собственно, имело место и в других конфликтах, разгоравшихся в СССР во времена перестройки).

Наше несогласие с такой трактовкой конфликта вовсе не означает, что автор необъективен в оценках сложных и не всегда открытых постороннему взгляду событий, разворачивающихся в современной Абхазии, или же, что в книге А.Крылова недостаточно представлен политический контекст. Напротив, автор досконально и скрупулезно анализирует его. В качестве примера можно привести проведенное ученым исследование феномена "непризнанности" – фактической независимости группы государств (в их число входит и Абхазия), которым отказано в праве стать легитимными членами международного сообщества. "Непризнанные государства являются порождением наиболее острых межэтнических конфликтов, они остаются некими "изгоями" современного международного сообщества и рассматриваются как политическая аномалия. Тем не менее, некоторые их них, например Тайвань и Турецкая республика северного Кипра, несмотря на свою юридическую "неполноценность", существуют давно и вполне благополучно" (стр.46).

А.Крылов увязывает феномен "непризнанности" с политическими, социальными и культурно-религиозными процессами, происходящими и в постсоветском пространстве, и в мире в целом. Автор выходит в своем анализе за географические пределы Абхазии и Кавказа, подчеркивая, что феномен "непризнанности" не имеет границ и его проявления можно отыскать как в афро-азиатском мире, так и в Европе. В этой связи А.Крылов обращает внимание на такой исторический парадокс: хотя СССР, Чехословакия, Югославия, Эфиопия нарушили закрепленный в основополагающих документах ООН принцип территориальной целостности, мировое сообщество спокойно и без проволочек признало новые государства, образовавшиеся после их распада и дробления, однако оно с куда меньшей благосклонностью восприняло аналогичные процессы в Азербайджане, Грузии, Молдавии, где "меньшинства превратились в объект откровенной дискриминации и были вынуждены защищать свое право на национальное, да и физическое выживание" (стр.47).

Оценивая научный труд А.Крылова, хотелось бы отметить непредвзятость в подходах ученого к анализируемым проблемам, его живую и искреннюю заинтересованность судьбой, историей и перспективами этнического выживания малочисленного абхазского этноса. Все это в сочетании с глубоким и пытливым проникновением в суть рассматриваемых проблем помогли А.Крылову создать весьма неординарную работу. Она позволяет читателю адекватно оценить смысл и содержание сложных и противоречивых процессов, происходящих ныне в самой Грузии и на ее "мятежной" территории – в Абхазии, которую официальный Тбилиси продолжает считать своей.

Книга Крылова подводит также к мысли о том, сколь необходима человечеству многомерность религий и культур, какого бережного и трепетного отношения требуют к себе эти хрупкие и уязвимые субстанции, как важно в сегодняшнем глобализирующемся и взаимозависимом мире учитывать стремление к сохранению "самости", самобытности столь отличных друг от друга религиозно-культурных общностей (как крупных, так и малых, наподобие абхазской) и какой опасный характер – необратимый и разрушительный по своим последствиям – может приобрести насильственная унификация в рамках унитарного, централизованном государства разнородных религиозно-культурных общностей, каждое из которых по-своему уникально и непреходяще.


СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Дина Малышева

книги:

Александр Крылов. Религия и традиции абхазов

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

12.12.2018

Подвиг российских католических новомучеников вспоминали на конференции в Петербурге

В РПЦ призывают администрацию Трампа в корне изменить подход к оценке религиозных свобод

В Русской Церкви призвали патриарха Варфоломея отменить собор на Украине

Архиереям Донбасса вернули возможность пересекать линию разграничения

Украинский суд подтвердил незаконность отказа Минюста регистрировать уставы УПЦ

Состоялось заседание Объединенного диссертационного совета по теологии

Состоялась встреча ректора Московской духовной академии и директора Института мировой литературы РАН

11.12.2018

О чём говорил Щипков (62)
Релиз 62-го выпуска программы "ЩИПКОВ" на ТК "СПАС"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

11.12.2018

Аргументы недели:
Аркадий Минаков
Столетие Солженицына

09.12.2018

Православие.RU:
Протоиерей Владимир Вигилянский
Протоиерей Владимир Вигилянский: "Я бы никогда не стал разговаривать с тележурналистом Владимиром Познером"

07.12.2018

Санкт-Петербургские ведомости:
Сергей Рукшин
Не реформировать ли реформы

16.11.2018

Официальный сайт Московского Патриархата:
Митрополит Волоколамский Иларион
Митрополит Волоколамский Иларион: Действия Патриарха Варфоломея не излечивают раскол, а углубляют его

10.11.2018

Русская народная линия:
Андрей Сошенко
Русская Идея в отражении XXII Всемирного Русского Народного Собора

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты