поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
03 марта 2006  распечатать

Книга "Религия в информационном поле российских СМИ"

Выводы и рекомендации

Данное исследование было предпринято как очередной этап в изучении деятельности религиозных СМИ, а также светской прессы, активно освещающей проблемы религиозной жизни. Эта работа ведется на факультете журналистики МГУ уже не первый год. Изучаются системные параметры с точки зрения структуры религиозных коммуникаций, типология религиозной прессы. Анализируются основные тематические направления деятельности светской массовой и профилированной прессы в религиозной сфере.

Однако на сегодняшний день еще не выработаны общие методологические и методические подходы к анализу как всей системы религиозной коммуникации, так и светских СМИ, уделяющих значительное внимание проблемам религиозной жизни.

Исследуемое информационное поле отличается большой подвижностью. В современном российском обществе продолжается активный поиск ценностных ориентиров, обсуждаются пути духовного развития страны, в том числе на основе религиозного самосознания. Это естественным образом оказывает влияние на развитие конфессиональной и профилированной прессы, а также светских СМИ, которые в большинстве случаев становятся трибуной для дискуссий на религиозные темы.

Настоящее исследование рассматривается как пилотажное. Цель исследования – поиск адекватных методик для анализа содержания печатных СМИ и радиоканалов, создание научного инструментария для изучения содержательных параметров СМИ в религиозной сфере.

Контент-аналитический зондаж текстов позволил выявить четкую зависимость содержания от типов изданий и радиоканалов. В процессе исследования выявлена необходимость дальнейшего изучения содержательных характеристик на уровне тональности, поиска критериев оценок деятельности тех или иных религиозных СМИ, образов религиозных персон и религиозных ситуаций. Очевидна также необходимость дальнейшего изучения типологической картины религиозных СМИ.

В результате комплексного исследования, нацеленного на изучение освещения религиозной жизни в информационном поле российских СМИ разных типологических моделей (газет универсального типа и специализированных изданий, а также профилированных радиоканалов), авторы пришли к следующим выводам и рекомендациям.

За более чем десятилетний период развития этого сектора российских СМИ, начало которому было положено на рубеже 80-х – 90-х годов в дни празднования 1000-летия крещения Руси, сделан серьезный шаг вперед в развитии системы религиозной коммуникации и ее содержательного наполнения, каналов распространения информации и их аудиторий. Пройден ранний этап становления, отличающийся непрофессионализмом разработки информационно-тематической структуры и низким уровнем полиграфии в печати, деперсонификацией, назидательным монологизмом и использованием калек с зарубежных программ в электронных СМИ.

Современная религиозная пресса страны представляет собой:

  • многопрофильную конфессиональную печать, ориентированную на все мировые религии, с более разветвленной сетью православных изданий;

  • СМИ универсального характера, в содержании которых широко представлена религиозная проблематика;

  • специализированные религиозные радиоканалы, рассчитанные на определенные аудиторные группы;

  • Поле религиозной коммуникации, за последнее время пополнившееся весьма разветвленным и бурно развивающимся сектором интернет-вещания сетевых СМИ (Интернет), которое еще предстоит исследовать.

Однако информационная картина религиозной сферы российского общества пока еще неполноценна:

  • в массовой прессе, ориентированной на широкий спектр общественных групп, гетерогенных в религиозном отношении, наблюдается перекос в сторону религии-доминанты – православия. Явление это, вполне объяснимое с точки зрения статистики, не может служить оправданием неполноты присутствия в информационном поле других легитимно равных религий и религиозных образований и требует дальнейшего обсуждения. Наиболее сбалансированная картина наблюдается в этом смысле в газете "НГ-Религии";

  • перекосы внимания отчетливо прослеживаются и в отношении духовных лиц как персон упоминания. "Крупный план" достается православным священнослужителям, а выявленные доли внимания к религиозным деятелям иных вероисповеданий носят скорее ситуативный характер (визит Папы Иоанна Павла II в Армению, теракт в США). Следует отметить ХЦОК, который из всех анализируемых радиоканалов подходит к данному вопросу не с узкоконфессиональных позиций, а с точки зрения общественного интереса, пытаясь уделить сбалансированное внимание разным конфессиям. Особенно это показательно в сравнении с радиостанцией "Радонеж", на волнах которой объемы внимания к христианам иных традиций исключительно невелики, а упоминание Папы Римского, даже несмотря на его визит в Армению, вообще отсутствует;

  • массовая пресса в освещении религиозной жизни может рассматриваться как универсальная коммуникация, ориентированная на широкую аудиторию. Объемы и акценты внимания к тем или иным темам соответствуют целям и задачам изданий, а также запросам соответствующих аудиторий. Следует отметить, что редакции весьма оперативно отзываются на остроактуальную проблематику, связанную с усложнением человеческих взаимоотношений, "размыванием" ценностных рядов и объективными процессами кросс-культурного взаимодействия. При этом тематика МК значительно беднее в сравнении с НГ и НГР. Целый спектр тем в МК не представлен, в то время как в двух других "провальной" оказалась лишь сфера социальной работы религиозных организаций;

  • профилированные СМИ, представленные в исследовании средневолновыми радиоканалами, пока еще не нашли оптимальной формулы присутствия всех аспектов религиозной тематики в своем информационном поле. Наряду с зонами повышенного внимания, такими как богословие и вероучительные, канонические проблемы, наблюдаются и информационные пустоты. В частности, на большинстве каналов невыразительно выглядит социальная проблематика, практически не освещаются экономические аспекты деятельности религиозных организаций, мало внимания уделяется правовым проблемам их функционирования. Между тем широкое обсуждение вопросов формирования бюджетов религиозных организаций разных уровней, могло бы способствовать экономической и правовой прозрачности этих "серых" зон общественного устройства;

  • сложившиеся в мире новые векторы противостояния актуализировали проблему межконфессионального диалога. К сожалению, в своей массе российские СМИ, как светские, так и конфессиональные, не способствуют такому диалогу, не участвуют они и в формировании цивилизованных взаимоотношений между сообществами разной вероисповедной ориентации. Религиозная коммуникация не отличается объективными, взвешенными подходами, стремится к радикальным определениям, к навешиванию ярлыков, демонстрирует примеры нетерпимости к иноверцам. Примеров межконфессионального диалога и в прессе, и в электронных СМИ встречается немного. Положительно можно в этом плане оценить газету НГ и ее специализированное приложение "НГ-Религии". Что касается радиоканалов, то в рейтинге тем межконфессиональные отношения занимают не последние позиции на каналах ХЦОК и "Радонеж".

  • при освещении религиозной жизни иерархия уровней видения происходящих событий соответствует типологической принадлежности печатного издания. Например, ракурс рассмотрения в массовой городской газете МК ближе к человеку, семье, общине, а в газете НГ и ее приложении "НГ-Религии", претендующих на статус общенациональных, и ракурсы крупнее – "мир в целом", "отдельные регионы мира", "страна". К мировой панораме религиозной жизни стремится и радиоканал ХЦОК, в эфире которого преобладают материалы с крупномасштабными ракурсами рассмотрения "мира или страны в целом", а слабым звеном оказывается уровень рассмотрения с точки зрения отдельной личности и полностью "выпадает" ракурс семьи, что обедняет социальную платформу канала, сужает его аудиторию. На "Радонеже" прослеживается другая тенденция: охват событий на уровне общины, прихода, монастыря, при этом из фокуса внимания выпадает отдельный человек;

  • исследование выявило новые векторы развития форм публикаций в религиозных СМИ. Монолог как преобладающая форма, свойственная религиозной коммуникации большинства вероисповедных традиций, постепенно отходит на второй план. Это особенно четко проявилось на радиоканалах, где диалогичность эфира оказалась достаточно развитой. Радиоканалы в анализируемый период по большей части продемонстрировали редко встречающуюся в отечественных СМИ способность работать без сугубо монологичных публикаций, в режиме "использования суждений других лиц", что является переходной формой от монолога к диалогу. Это можно считать признаком продвижения к современным формам публичного общения. К сожалению, в прессе эти тенденции пока проявляются не в такой явной форме;

  • по составу авторского корпуса исследуемое информационное поле не представляется модернизированным сектором отечественных СМИ. Авторы, выступающие на религиозные и сопутствующие темы, в основном представлены журналистами или сотрудниками данного канала распространения информации, к тому же в большинстве случаев они деперсонифицированы. Первое говорит об ограниченном спектре "голосов" и мнений общественности, участвующих в информационном обмене, в том числе и об отсутствии экспертного анализа ситуации. Второе – об архаичных, обезличенных формах представления авторов, снижающих потенциал открытости общения, что в конечном итоге приводит к потере доверия аудитории. Более современно на общем фоне выглядят НГ и "НГ-Религии", а из радиоканалов – ХЦОК и "Радонеж", которым присуща культура представления авторов. Другие же каналы, Радиостанция "Центр" и "Радиоцерковь-Москва", теряют эффективность контакта со слушателями из-за полной обезличенности голосов, звучащих в эфире. Авторам публикаций, создателям программ настоятельно рекомендуется усилить персонифицирующую компоненту представления, анонсировать авторов по возможности более развернуто (на радиоканалах можно применять анонсы передач и их авторов в перебивках между программами);

  • исследование подтвердило специфику религиозных электронных коммуникаций в плане их склонности к "консервативности" форматов, "монотонности" жанровых структур, крупномасштабным временным формам. Наименее модернизированные в этом смысле радиоканалы, где доля "старомодных" 60-минутных передач достаточно велика, должны обратить серьезное внимание на коррекцию своих сеток вещания. Производителям программ следует отказаться и от невыигрышной политики "одноцветной" жанровой палитры, от программ-монополистов, от перекосов в сторону монологичных жанров, больше внимания уделять жанровой полифонии. Возможно, тогда будет преодолен общественный стереотип представления о религиозной программе как о чем-то "скучном", "занудном";

  • динамичность эфира определяется и наличием в нем интерактивных форм. Исследование показало, что интерактивность передач пока не стала главной тенденцией общения с аудиторией ни на одном канале. В этом отношении выгодно отличается ХЦОК, где доли неинтерактивных материалов ниже, чем на других каналах. На ХЦОКе более развитая жанровая структура и самое большое число материалов с активным использованием суждений других лиц. Очевидно, что современный модернизированный радиоканал, ориентированный на расширение аудитории, должен рационально и профессионально заниматься жанровой архитектурой и стимулировать диалог со слушателями;

  • недостатки деятельности СМИ в религиозной сфере связаны главным образом с низким профессиональным уровнем журналистов, с их религиозной необразованностью. Выход из создавшейся ситуации надо искать в преодолении кадровых проблем, в профессионализации журналистов. Предлагаются следующие пути решения кадрового кризиса:

    a) углубленная подготовка по религиозной проблематике студентов, обучающихся в университетах по специальности "Журналистика" (как положительный опыт отмечена программа на факультете журналистики МГУ);

    b) организация подготовки кадров религиозных журналистов;

    c) организация конкурсных программ, творческих конкурсов для журналистов, которые работают в этой теме.

    d) приглашение на работу в качестве консультантов и авторов специалистов-религиоведов, создание во всех СМИ информационных баз экспертов. Знающие журналисты плюс религиоведчески образованные специалисты могли бы грамотно модернизировать информационную политику СМИ, уделяя внимание всем конфессиям, всему спектру религиозных тем, актуализируя межконфессиональный диалог, фокусируя внимание на всех уровнях рассмотрения темы (от мира в целом до отдельного человека), отказываясь от старомодных форматов, активно включая диалогические и интерактивные формы общения с аудиторией.

СМ.ТАКЖЕ

книги:

Религия в информационном поле российских СМИ

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

14.07.2020

В афонском монастыре Кутлумуш избрали нового наместника

В Москве открылась выставка к 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума

Массовое паломничество хасидов в украинскую Умань в этом году не состоится

МИД РФ выразил сожаление в связи с преобразованием Святой Софии в мечеть

13.07.2020

Заявление Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с событиями в Черногории

Всемирный Совет Церквей призвал Эрдогана пересмотреть решение по Святой Софии

Путин получил от Эрдогана гарантии сохранности христианских святынь в Айя-Софии

Исаакиевский собор откроется для посетителей и прихожан с 19 июля

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

22.06.2020

Русская народная линия:
Анатолий Степанов
Бунт схиигумена Сергия
В чём причины и каковы могут быть последствия?

19.06.2020

Российская газета:
Владимир Путин
75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим
"Российская газета" публикует статью президента РФ Владимира Путина

12.06.2020

Аргументы неделi:
Юрий Поляков
Силён ли русский Бог?

04.06.2020

Русская народная линия:
"Ни богословия, ни ру"
Профессор Алексей Иванович Сидоров о научной квалификации прот. Павла Великанова

14.05.2020

Царьград.ТВ:
Михаил Тюренков
"Wi-Fi-причастие" по-украински: В чём опасность либерального "COVID-богословия"

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты