Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_26814.html


03 марта 2006

Ясен Засурский, декан факультета журналистики МГУ

Книга "Религия в информационном поле российских СМИ"

Предисловие

Появление религиозной журналистики стало знаковым моментом в развитии постсоветской системы средств массовой информации. Возрождение Церкви, интереса к религиям, возрастающая роль религии в жизни российского общества – все это заставляет исследователей внимательнее отнестись к самому явлению религиозной прессы. В настоящей работе рассматривается информационное поле религиозной журналистики, анализируются основные тематические направления деятельности светских массовых и профилированных СМИ, а также издания разных конфессий. Главный акцент делается на количественном и качественном сопоставлении содержания газетных изданий и радиоканалов.

Огромный эмпирический материал, собранный и проанализированный доцентами факультета журналистики Московского университета Л. В. Кашинской, М. М. Лукиной и Л. Л. Реснянской – авторами, которые широко известны нашей научной общественности исследованиями современных средств массовой информации, – открывает новые возможности для более серьезного и глубокого понимания роли религиозной журналистики. Работа посвящена не только церковным изданиям, но и соответствующим разделам газет и радиостанций, рассчитанных на широкую аудиторию.

Освещение жизни Церкви ведется неодинаково и, к сожалению, далеко не регулярно в различных СМИ. В некоторых газетах созданы отделы или хотя бы рубрики, по крайней мере в "Независимой газете", в "Московском комсомольце". В них уже просматриваются определенные традиции, выявляются точки зрения и подходы в материалах, посвященных Церкви. Но на радио и телевидении дело обстоит иначе: религиозная тематика в основном представлена в деятельности специализированных каналов, а национальные каналы ограничиваются трансляцией выступлений церковных иерархов. Это отражает одну из слабых сторон постсоветской журналистики.

Да и большинство газет обращается к темам религиозной жизни от случая к случаю в связи с теми или иными событиями, которые привлекают всеобщее внимание, например с Пасхой или Рождеством. Верующие разных конфессий, которых достаточно много в России, не получают из газет, радио – и телепрограмм систематической информации о жизни своих церквей. И это тоже один из серьезных недостатков и пробелов в функционировании нашей журналистики.

На мой взгляд, эта книга позволит журналистам задуматься над тем, какое место занимает религиозная тематика в структуре информационных сообщений, аналитических материалов и в самой системе интересов нашей аудитории с тем, чтобы уделять ей достойное внимание. В этом смысле особенно полезным мне представляется интересный и даже поучительный для читателей, для широкой общественности опыт "Независимой газеты" и "Московского комсомольца".

Книга обращена к журналистам, но в еще большей степени – к церковным кругам, к исследователям СМИ, социологам, религиоведам, политологам. Необходимо подчеркнуть серьезный и объективный подход авторов к анализу исследуемых материалов. Они не стремятся к голословным выводам, а предлагают факты и цифры, которые дают читателю основания для собственных выводов и побуждают к новым исследованиям.

Это серьезная и нужная работа, которая развивает новое и очень важное направление в наших исследованиях журналистики – журналистики, рассчитанной на многопланового, многоуровневого читателя с очень разнообразными и непохожими интересами, среди которых религия занимает весьма важное место.

Я. Н. Засурский,
декан факультета журналистики МГУ

РЕКЛАМА