поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
03 марта 2006  распечатать

Книга "Религия в информационном поле российских СМИ"

Обзоры содержания газетных изданий и радиоканалов: "НГ-Религии"

"НГ-Религии" – качественное, профильное издание экспертного характера, анализирующее и оценивающее процессы, происходящие в религиозной жизни страны и в мире. Выходит 2 раза в месяц. За исследуемый период (август–октябрь 2001 года) вышло 6 номеров газеты "НГ-Религии" В зависимости от объема публикаций количество материалов в каждом номере распределялось следующим образом: 31, 39, 35, 37, 37, 41.

Как экспертное издание, НГР в основном использует жанр аналитических постановочных и теоретических статей, средний объем которых составляет 11 000 – 12 000 знаков. Нередко встречаются материалы на целую полосу. Объемы информационных заметок и корреспонденций на 1/4 колонки составляют от 1 000 до 2 500 знаков.

В НГР существует продуманная система рубрик. Некоторые рубрики повторяются из номера в номер. Например, "Вести" – постоянная новостная рубрика, занимающая целиком 2-ю полосу. Постоянное место рубрики "Факты и комментарии" – 3-я полоса. "Стиль жизни" и "Форум" всегда расположены на последней полосе. Остальная печатная площадь отводится под рубрики, которые могут чередоваться от номера к номеру. Это рубрики, посвященные внутриконфессиональной тематике: "Православие", "Протестантизм", "Буддизм", "Ислам" и т.п. Под рубриками "Конфликты" и "В царстве Кесаря" публикуются материалы по особо острым социальным, политическим, религиозным проблемам. Под рубрику "Концепции" отводится целая полоса, где публикуются в основном теоретические материалы. В рубрике "Мир и человек" публикации посвящены проблемам педагогики, психологии и т.д. Рубрики, посвященные выходу в свет новинок научно-религиозной литературы: "Рецензии", "Печатное дело" и "Новые книги по религии в Российской государственной библиотеке", – присутствуют в каждом номере на последней полосе.

В качестве графического материала НГР использует только фотографию. Достижением газеты можно считать то, что фотоматериал выполняет именно изобразительную функцию, иллюстрирует, рекламирует и дополняет текстовые материалы. При этом фотографии выполняются на высоком профессиональном уровне. Из-за низкого качества очень редко используются фотографии, полученные через Интернет.

На страницах НГР представлена информация по всем актуальным проблемам жизни различных конфессий страны, освещаются и анализируются наиболее острые конфликты на уровне церковного управления и местные, локальные. Публикуются интервью с видными религиозными деятелями, экспертами, аналитиками на самые злободневные темы, предлагаются разные модели решения насущных вопросов церковно-государственных отношений и т.д.

НГР предоставляет читателям возможность ознакомиться с различными взглядами, подходами, дает различные, нередко противоположные, мнения, факты, цифры. Однако следует отметить, что в исследуемый период в газете уделялось больше внимания религиозной ситуации в странах дальнего зарубежья, чем религиозной ситуации в российских регионах и странах СНГ.

Самой популярной за исследуемый период стала тема международного терроризма и связанная с ним проблема роста религиозного экстремизма, ожесточение настроений радикальных исламистских кругов стран Ближнего Востока и столкновения на межконфессиональной почве. Все это напрямую связано с терактом, произошедшим 11 сентября в США.

В газете активно обсуждалась проблема идентификации ислама с экстремистскими группировками. Этому вопросу посвящен целый разворот в номере за 10 октября. Кандидат исторических наук А. Хасянов в статье "Угроза с Востока" задается вопросом, существует ли вообще "исламский терроризм"."Очевидно существует, – пишет он, – но с одной оговоркой, что под термином "исламский" понимается не религия, а псевдорелигия, то есть религиозные лозунги, являющиеся прикрытием деятельности определенных политических сил". Автор утверждает, что в сознании западного обывателя уже давно и прочно утвердилась цепочка араб – мусульманин – террорист... События последних дней показали, что США и их ближайшие союзники решительно настроены на силовое решение проблемы международного терроризма в ее вашингтонской интерпретации... При решении этой задачи совсем не обязательно выявить действительных виновников трагедии, главное – сделать решительный шаг и показать свою готовность и способность "защитить демократию", пусть и в нарушение ее основополагающих принципов. А. Хасянов убежден в том, что таким образом международный терроризм как явление не будет уничтожен.

Председатель Исламского комитета Гейдар Джемаль в интервью М. Шевченко "Возможный ответ политического ислама" критикует политику США и считает, что все мы оказались свидетелями рождения нового политического "неомакиавеллизма", который сочетает кровавые провокации небывалых прежде масштабов с соответствующим шантажом и запугиванием всех без исключения стран мира, чтобы вовлечь их в пожар третьей мировой войны...

В августе–октябре 2001 года в газете было опубликовано множество других материалов, анализирующих проблемы жизни исламского общества. Авторы пытались объяснить причины возникновения радикальных идей и мотивы формирования экстремистских группировок. В номере НГР от 10 октября этим проблемам посвящены еще три материала: "Саудовское общество и терроризм" Л. Сюкияйнена, "Реальна ли исламская угроза Узбекистану?" И. Александрова, "В лабиринтах джихадизма" З. Арухова. Есть и другие примеры. В номере за 8 августа, то есть еще до теракта в Америке, на полосе "Ислам" были опубликованы два материала на эти темы: "Истоки фундаментализма – в бедности" А. Саватеева и "Ваххабизм в России: миф или реальность?" Д. Жантиева. Целая полоса посвящена исламу и в номере за 12 сентября, а в номере за 24 октября публикация К. Михайлюка "Возьмут ли исламисты власть в Пакистане?" помещена на первой полосе. Во всех этих материалах есть одна общая тенденция: они не разжигают межнациональную рознь, не провоцируют конфликт, а напротив, ставят своей целью консолидацию передовых сил общества против озлобления и межконфессиональной вражды.

Другим наиболее актуальным событием, вызвавшим острую дискуссию в газете, было опубликование двух проектов концептуальных основ вероисповедной политики государства. Первый проект был предложен кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при президенте РФ (РАГС). Второй разработан совместно Институтом государственно-конфессиональных отношений и права и Главным управлением Министерства юстиции РФ по городу Москве. Оба проекта подверглись критическому рассмотрению.

В статье "Две концепции и семь принципов" (10.X.01) ее автор, заместитель председателя Российского союза евангельских христиан-баптистов Ю. Сипко, пишет о терминологической путанице и сложности многих понятий в проекте, предложенном Институтом государственно-конфессиональных отношений. Автор, в частности, считает, что документ не обозначает причин межконфессионального напряжения, не дает ответа на вопрос, как государство может уладить ситуацию, где в проекте представлены интересы различных конфессий и т.д.

Критическому разбору этих проектов посвящена еще одна объемная аналитическая статья под названием "Цели и методы религиозной политики" (24.10). Ее авторы – юрист, эксперт по вопросам свободы совести С. Бурьянов и кандидат исторических наук, религиевед С. Мозговой – считают основным недостатком проекта РАГСа сведение проблемы обеспечения свободы совести лишь к вероисповедной политике государства. "Таким образом, права каждого индивида на свободу совести отданы на откуп интересам власти и церковной бюрократии – структурам, имеющим свои корпоративные интересы, не всегда совпадающие с интересами общества".

В целом положительно оценивая документ, предложенный РАГСом, автор статьи "Политика государства и вера" (12.09), советник юстиции 1-го класса, кандидат философских наук А. Залужный, полагает, что проблему консолидации сил, призванных осуществлять политику государства в сфере свободы совести и вероисповедания, можно решить только при условии создания федерального государственного органа по делам религиозных объединений.

"Усилия одного чиновника" – так озаглавлено интервью А. Казанкина с директором Института религии и права, кандидатом исторических наук Анатолием Пчелинцевым (22.08). Комментируя интервью, данное газете "Известия" (19.07) заместителем начальника ГУ Минюста РФ по г. Москве Владимиром Жбанковым, Пчелинцев отметил, что некоторые предлагают придать особый статус отдельным религиям. Однако это противоречит Конституции РФ, где сказано, что Россия – светское государство; никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом; свобода совести гарантируется каждому.

Проблемы церковно-государственных отношений связаны с другой важной проблемой – влияния и роли религиозных институтов в жизни общества. Эти темы тоже активно обсуждались на страницах НГР, в отдельных материалах, упоминались в публикациях, посвященных другим проблемам.

Автор статьи "Почему мы русские, почему православные?" (12.09), кандидат философских наук, главный редактор газеты "Православное книжное обозрение" В. Аверьянов рассуждает о путях сотрудничества государства и Церкви. Он считает, что конкретные формы и пределы такого союза остаются непроясненными. Он предлагает вести обсуждение перспектив "участия православной традиции в создании на основе опыта прошлого новейшей политической философии". Причем автор заявляет, что речь не идет о скором и решительном воцерковлении верховной власти и официальной идеологии... "Скороспелое, непродуманное воцерковление власти может привести к тому, что огромный политический потенциал русского православия будет задействован самым неудачным образом."

Различные аспекты этой проблемы рассматривались в этот период и в других материалах НГР. Материал "Положение церкви в России" А. Зайцева представляет собой рецензию на книгу Сергея Сафронова "Русская Православная Церковь в ХХ в.: территориальный аспект". Автор отмечает, что в последние годы активизировалась деятельность архиереев, которые стремятся заключить своеобразные договоры о сотрудничестве с местными властями и силовыми структурами. Возникает определенная двусмысленность, когда награждаются церковными орденами государственные чиновники и спонсоры "не за веру, а за социальный статус, за денежные средства, выделенные Церкви нередко не из своего кармана".

Публикации НГР свидетельствуют о том, что религия действительно плотно вошла в жизнь общества, и нередко она тесно переплетается с политикой. В корреспонденции А. Казанкина "Спалить дом, чтобы приготовить яичницу" (08.08) рассказывается о том, что в нижегородской области религиозный компромат испортил рейтинг на губернаторских выборах одному из кандидатов Вадиму Булавинову. Соперники кандидата распространили информацию, что якобы от имени его партии в городе был выпущен "Вестник католической молодежи", в котором "содержался призыв к признанию "единоличия Папы Римского" и утверждалось, что "скорейшее открытие приходов Римской Католической Церкви на земле нижегородской может дать нижегородцам новый невиданный источник жизненной силы"". Итогом этой провокации стал провал Булавинова на выборах. Использование религиозной тематики в предвыборных гонках получает все более широкое распространение. Эти факты говорят о том, что политика с религией переплетаются все более тесно. По мнению автора, этот процесс будет только усиливаться.

В газете довольно часто упоминаются руководители государства. Но, как правило, их действия в религиозной сфере подробно не обсуждаются, информация о мероприятиях с их участием помещается обычно в рубрике "Вести".

Более подробна в этом отношении корреспонденция А. Лампси "Живого Будду не пустили в Россию" (12.09). Здесь говорится о том, что президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов обратился к Владимиру Путину с просьбой посодействовать в выдаче визы Далай-ламе и сделал заявление на Радио "Свобода", что по истечении второго президентского срока уйдет в монастырь, только еще не решил, буддийский или православный.

Гораздо большее внимание в исследуемый период газета уделяла действиям руководителей стран дальнего и ближнего зарубежья. В материале Н. Любимова "Католики против президента" (22.08) рассказывается о том, что религиозную общественность США всколыхнуло заявление Джорджа Буша о возможном выделении бюджетных денег на научные эксперименты с эмбриональными клетками человека.

В другом материале А. Лампси "Кучма за поместную церковь" (12.09) сообщается о юбилее Киево-Печерской лавры, где президент Украины в очередной раз выступил за единство украинских православных церквей, подчеркнув в своем заявлении, что активная, деятельная и ответственная позиция единой Церкви "цементирует нацию, укрепляет государство и политическую стабильность, содействует духовному развитию общества".

Во всех случаях публикации НГР отличает взвешенность оценок, сдержанность стиля, объективность анализа событий и явлений. Газета старается не оскорблять религиозные чувства своих читателей и в своих публикациях о религиозных иерархах. Как правило, газетные материалы на эти темы не содержат ни ярко выраженного одобрения, ни явной критики, никому не отдают предпочтения. Авторы НГ стараются апеллировать к фактам, не злоупотребляя эмоциями. Газета одинаково уважительно пишет и о Патриархе, и о Папе, и о Далай-ламе, и о других религиозных деятелях. Хотя освещает и негативные факты их деятельности. Так, в материале В. Ганкина "Террорист № 1 финансировал российский ислам" (24.09.2001 г.) с подзаголовком "Родной брат Усамы бен Ладена возил в нашу страну крупные суммы" автор утверждает, что имеются доказательства того, что огромные суммы, исчисляющиеся миллионами долларов, отданы братом террориста на постройку мечети в Ульяновске, но были присвоены Верховным муфтием Талгатом Таджуддином.

Критике деятельности тогда еще епископа Церкви Божией по Самарскому региону Василия Ляшевского посвящен обширный материал А. Голика "У пятидесятников Самары переполнилась чаша терпения" (12.09.2001 г.).

Самыми строгими критиками в газете выступают ее читатели. Они размещают на форуме в Интернете свои мнения, часть из которых публикуется в газете на последней полосе в рубрике "Форум". Тон этих суждений порой довольно резок. Хотя читатели часто хвалят публикации, благодарят их авторов за правдивое изложение фактов.

В силу своего характера экспертного издания НГР больше внимания уделяет проблемам глобальным, масштабным. В контексте таких проблем в основном рассматривается и религиозная ситуация в российских регионах. Материалов, непосредственно посвященных жизни отдельных епархий, приходов, мусульманских общин и т.д., немного. Информационные поводы такого рода публикаций чаще связаны с конфликтами, происшествиями. Например, корреспонденция А. Солдатова "Кому помешала "Суздальская церковь"?" (12.09.2001) посвящена скандалу, разразившемуся вокруг митрополита Суздальского Валентина (Русанцова). В этом же номере помещены еще два материала из жизни регионов: "У пятидесятников Самары переполнилась чаша терпения" А. Голика о скандале в среде поволжских протестантов и заметка Н. Петрова "Хроника одного пожара" о том, что в городе Маркс Саратовской области власти пытаются отобрать у лютеран церковь и что этот конфликт привел к поджогу здания. О подобном случае, но уже во Владимирской области, рассказывается в материале И. Свечникова "Автономникам подпустили красного петуха" (10.10.2001).

В НГР многие проблемы подвергаются критическому рассмотрению. Газета предоставляет возможность высказаться всем, кто может взвешенно и аргументированно обозначить свою позицию. Здесь публикуются разные точки зрения, не обходится без полемики, дискуссий. Единственным условием для такого рода материалов служит мотивированность оценок и обоснованность суждений.

Религиозная жизнь простых прихожан в НГР также по большой части освещается в контексте каких-либо проблем. С этой точки зрения следует отметить помещенные в номере за 10 октября социальный портрет верующего и сведения о его общественно-политической позиции, полученные в результате социологического опроса Исследовательского центра "Религия в современном обществе".

НГР – поликонфессиональная профилированная газета, которая ставит перед собой цель консолидировать все силы передовой религиозной мысли для создания в обществе терпимого отношения к различным религиозным течениям путем адекватного освещения проблем в этой сфере. В этой связи надо сказать, что наряду с информационными и обзорными функциями НГР в полной мере выполняет просветительские функции, представляя аудитории широкую информацию о современной религиозной ситуации в стране и мире, давая знания по вопросам церковной истории, богословию, религиозной литературе и искусству, развивая межконфессиональный диалог.

НГР не оставляет без внимания деятельность других СМИ, освещающих проблемы религиозной жизни. Специальных материалов на эти темы немного, но деятельность СМИ часто обсуждается в различных материалах. Как правило, оценки этой деятельности весьма негативны. Так, в материале М. Шевченко "Позиции Синода неизменны" (08.08.2001 г.) упоминается заметка агентства "Вертоградъ" под названием "Переворот в РПЦЗ" и отклик на нее епископа Евтихия, который, в частности, сказал: "Эти издания, с одной стороны, вполне в духе бульварной прессы всегда ориентируются на негативную информацию, а с другой стороны, нельзя не заметить жесткую срежиссированность их всегдашних выступлений... Их общая цель и горячее желание – перессорить между собой архиереев РПЦЗ".

В статье "Ваххабизм в России: миф или реальность?" автор Д. Жантиев пишет о том, как многие средства массовой информации весьма активно, порой бесцеремонно, вмешиваются в дискуссии, идущие среди самих мусульман.

Не являются примером адекватного отношения к религии и зарубежные СМИ. Заметка А. Лампси "Истинное блаженство "Фалуньгун"" посвящена деятельности одноименной китайской тоталитарной секты, адепты которой совершают массовые самосожжения. После того как секта была запрещена в Китае, она стала объектом внимания западных правозащитных организаций. Автор считает показательным, что Пулитцеровскую премию за лучшую работу журналиста-международника за 2000 год вручили Иэну Джонсону из "Wall Street Journal", автору серии репортажей о преследовании членов движения "Фалуньгун" правительством Китая. Созданный образ гонимого общества любителей лечебной гимнастики выгоден Америке, считает автор, потому что с его помощью можно оказывать давление на власти КНР в связи с нарушением прав человека.

На темы СМИ публикуются заметки и под рубрикой "Вести": например, заметки "Воронежская епархия против "АиФ"" и "Газета оскорбила главного муфтия". Этой же теме посвящен материал А. Елиссева "Паписты-монархисты" (26.09), в котором сообщается о существовании в России католико-монархистского радикального движения "Русская фаланга", выпускающего одноименную газету. В материале "Фалангисты без Ватикана" (10.10) М. Шевченко рассказывает о письме, направленном в редакцию НГР Конференцией католических епископов России. В другом номере Н. Петров в заметке ""Свет Евангелия" снова станет еженедельным" (24.10) сообщает о том, что "газета русских католиков возвращает свою периодичность благодаря поддержке Папского совета по СМИ"; здесь же заметка Е. Смирновой "Религиоведы создали журнал" о новом научно-теоретическом журнале "Религиоведение".

Важная тема религиозной собственности в НГР затрагивается не часто. Как правило, информационными поводами к публикациям такого рода служат конфликты различных религиозных организаций с местными властями. За истекший период в издании не обсуждался вопрос и о том, станут ли монастыри субъектом экономической деятельности.

Газета НГР – единственное в России качественное профильное издание, освещающее проблемы религиозной жизни страны и мира. Как экспертное издание, газета анализирует и оценивает события и тенденции религиозной жизни, давая возможность представителям разных конфессий высказывать свою точку зрения на происходящие процессы, публикуя различные, порой противоположные мнения.

Публикации НГР отличает взвешенность и обоснованность оценок, сдержанный стиль, объективный анализ событий и явлений. В поле зрения НГР находятся все наиболее актуальные и злободневные проблемы религиозной жизни. В исследуемый период наиболее актуальными проблемами стали: международный терроризм с использованием исламского фактора, государственно-церковные отношения, роль религиозных организаций в жизни общества и другие. Вместе с тем повседневная религиозная жизнь в российских регионах и странах СНГ, жизнь простых верующих, за исключением конфликтных ситуаций и происшествий, в газете освещаются неполно, фрагментарно.

СМ.ТАКЖЕ

книги:

Религия в информационном поле российских СМИ

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

14.07.2020

В афонском монастыре Кутлумуш избрали нового наместника

В Москве открылась выставка к 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума

Массовое паломничество хасидов в украинскую Умань в этом году не состоится

МИД РФ выразил сожаление в связи с преобразованием Святой Софии в мечеть

13.07.2020

Заявление Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с событиями в Черногории

Всемирный Совет Церквей призвал Эрдогана пересмотреть решение по Святой Софии

Путин получил от Эрдогана гарантии сохранности христианских святынь в Айя-Софии

Исаакиевский собор откроется для посетителей и прихожан с 19 июля

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

22.06.2020

Русская народная линия:
Анатолий Степанов
Бунт схиигумена Сергия
В чём причины и каковы могут быть последствия?

19.06.2020

Российская газета:
Владимир Путин
75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим
"Российская газета" публикует статью президента РФ Владимира Путина

12.06.2020

Аргументы неделi:
Юрий Поляков
Силён ли русский Бог?

04.06.2020

Русская народная линия:
"Ни богословия, ни ру"
Профессор Алексей Иванович Сидоров о научной квалификации прот. Павла Великанова

14.05.2020

Царьград.ТВ:
Михаил Тюренков
"Wi-Fi-причастие" по-украински: В чём опасность либерального "COVID-богословия"

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты