Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_26809.html


03 марта 2006

Книга "Религия в информационном поле российских СМИ"

Обзоры содержания газетных изданий и радиоканалов: "Независимая газета"

"Независимая газета" – качественное ежедневное издание, ориентированное, в основном, на аудиторию интеллектуальную, влиятельную, принимающую решения. За сентябрь 2001 года в свет вышел 21 номер НГ. За этот период материалы, посвященные религиозным проблемам, печатались в газете регулярно. Таких материалов не было всего в трех номерах. Однако четко установленной схемы насыщения номеров материалами по религиозной тематике в газете не обнаруживается. Два раза в месяц, когда выходит приложение к газете "НГ-Религии", материнское издание публикует на одной из полос выборку самых актуальных материалов из приложения. В эти дни в газете насчитывается до 6 материалов, непосредственно затрагивающих сферу религии. В среднем же количество материалов по данной тематике варьируется от 1–2 до 3–4 на номер.

В исследуемый период (сентябрь 2001 г.) наибольшее количество публикаций на религиозные темы пришлось, как всегда, на дни выхода "НГ-Религии", т.е. 12 и 26 сентября. Однако всплеск материалов на темы религии можно было зафиксировать и в середине месяца: 14, 18 и 19 сентября. В этот период на номер приходится 4–5 статей. В начале и конце месяца никаких изменений не усматривалось, и количество материалов оставалось стабильным – 1–2 в номере.

В каждом номере НГ публикуются новости религиозной жизни, короткие заметки объемом 10–40 строк в специальной колонке. Размеры остальных публикаций бывают разными. Аналитическая статья или интервью могут занимать целую полосу, как, например, статья А. Игнатенко под названием "Правоверность, доказываемая ненавистью. Ваххабизм в изложении его сторонников" (14.09.2001) или материал М. Тульского "Ислам в неисламском мире" (29.09.2001). Менее объемные материалы могут занимать приблизительно 1/4–1/2 полосы, или 2–4 колонки. Всего на полосе 8 колонок, каждая содержит приблизительно по 3500 знаков. Что касается материалов, заимствованных из НГР, то они хотя и определенным образом корректируются, но по своему объему почти не отличаются от оригиналов.

Вторая декада месяца принесла всем без исключения СМИ печальный информационный повод. Террористический акт, совершенный в США 11 сентября, его последствия для страны и мира в целом бурно обсуждаются в прессе до сих пор. Ключевыми темами месяца в НГ также стали терроризм и вероятность мировой войны. Поскольку подозрение в совершении теракта в Америке падает на исламскую экстремистскую группировку ваххабитов, неудивительно, что тема войны между мусульманским и христианским мирами была основной для большего числа публикаций. Однако, как правило, религиозные проблемы рассматривались в геополитическом, экономическом, военном ракурсах. Хотя в сентябре 2001 г. газета уделила немало внимания и религиозному фактору. НГ подробно рассказала своим читателям, в чем ваххабизм отступает от канонического исламского учения, как разворачиваются события в Афганистане и США, где участились случаи межрелигиозного экстремизма, что российские мусульмане думают по поводу произошедшей в Америке трагедии (интервью М. Шевченко с председателем Исламского комитета России Гейдаром Джемалем, 20.09.2001). Было также опубликовано заявление главы ОВЦС митрополита Кирилла о том, что Америка с религиозной точки зрения имеет право на ответный удар. Это мнение православного иерарха явилось неожиданностью: сложно припомнить соответствующее место в Священном Писании, где говорилось бы о том, что месть – христианское дело.

Вторым по значимости событием месяца для НГ стал визит папы Римского Иоанна Павла II в Армению, которая в сентябре праздновала 1700-летие со дня признания христианства государственной религией. Более широкий спектр проблем, касающихся религиозной ситуации в зарубежных странах, в этот же период предложили материнскому изданию "НГ-Религии". 12 сентября 2001 г. НГ поместила опубликованные в тот же день в НГР материалы: "Верующие конфликтуют с левыми. Православная Эллада переживает национальный раскол" А. Елисеева, "ООН против расизма". 26 сентября, также в день выхода НГР в материнском издании были перепечатаны из НГР "Армянский конкордат" Д. Фейган и А. Щипкова, "На пути к глобальному джихаду" М. Ражбудинова и "Паписты-монархисты" А. Елисеева. Все эти материалы содержат серьезную аналитику, интересные и малоизвестные факты, нестандартные мнения. Например, статья А. Тувинова "Многоликий фундаментализм" дает очень емкое представление о том, что экстремистски настроенные группировки существуют во всех без исключения религиозных конфессиях.

Новости религиозной жизни в России и в мире НГ помещает в рубриках "Новости", "Коротко", "НЕГА сообщает". Под рубрикой "События и происшествия" обычно публикуются расширенные заметки и корреспонденции, как, например, заметка А. Лампси "Сорок лет епископства Алексия II" (4.09.2001). Материалы объемом не менее 3 колонок, то есть полполосы, публикуются на последней странице в рубрике "Стиль жизни". Реже встречаются статьи по религиозной тематике на полосах "Коллекция", "Регионы России", "СНГ", "В мире". Еще реже такие материалы помещают на первой полосе газеты. И, наконец, за месяц НГ ни одного материала на религиозную тему не дала на полосах "Политика" и "Экономика".

В газете очень широко используется графический материал, а именно фотография. Она выполняет не только изобразительную, но и рекламную функцию. Последняя рассчитана на то, чтобы привлечь внимание читателя к материалу. Причем фото – это единственный вид изобразительного оформления Иллюстрируются материалы, за исключением новостей, почти всегда. газеты, рисунки, другой графический материал не используется Поскольку материалы в НГ обычно объемные, то и снимки соответствуют им по размеру. Иногда они занимают такую же площадь, что и текст. Следует отметить, что НГ не отличает высокий художественный уровень иллюстраций. В этом плане дочерняя – НГР – оформлена гораздо интереснее, с большим разнообразием и затейливостью. В НГ же статью о православии, например, непременно сопровождает фото большого формата, где обязательно фигурируют рясы, клобуки и кресты. Еще ценятся в газете снимки полуразрушенных церквей и портреты религиозных иерархов.

Поскольку основная часть материалов на религиозные темы в НГ перепечатывается из собственного приложения, очевидно, НГР и определяет редакционную политику материнского издания в этом направлении. Поэтому тематические и содержательные параметры в этих изданиях практически полностью совпадают.

В религиозных проблемах НГ, так же как и НГР, позиционирует себя как экспертное издание. В соответствии с этой позицией в газете в основном публикуются аналитические материалы. Авторы ставят проблемы, анализируют их с привлечением широкого фактического материала, в том числе примеров из религиозной жизни российских регионов.

Другой тип материалов из религиозной жизни российских регионов – это различные конфликты, происшествия. Так, в сентябре 2001 г. НГ перепечатала из НГР корреспонденцию А. Солдатова "Неоправданное давление на Суздальскую церковь" (12.09) об интригах против митрополита Валентина, главы Суздальской альтернативой церкви (Российская Православная Автономная Церковь – РПАЦ), а также корреспонденцию И. Вербы "Религиозные инъекции в Приморье" (20.09), где действует огромное количество сект. О русской общине в Крыму, которая борется за сохранение национальной идентичности, пишет Н. Айрапетова в корреспонденции "РОК противостоит экстремизму" (18.09).

Среди новостей из регионов такие: "Пскову вернули икону Божией Матери", "В Самаре сожгли православную церковь", "Тула ждет Патриарха". О происшествиях из других регионов мира газета сообщает, например, что "В Израиле чтят подвиг "праведников народов мира", что в Национальной галерее в Варшаве открылась выставка "Одигитрия", что талибы судят иностранцев в Афганистане, а в Африке христиане открыли сезон охоты на мусульман.

Экспертный характер публикаций на религиозные темы в НГ, естественно, предполагает критический анализ проблем, представление различных точек зрения и позиций. Интервью М. Шевченко с Гейдаром Джемалем, опубликованное в НГР и в НГ, содержит альтернативное мнение по поводу проблемы "исламского терроризма". Председатель Исламского комитета России критикует США за то, что в теракте 11 сентября виновными считают мусульман. Нет ни одного доказательства, подтверждающего эту версию. К тому же Усама бен Ладен – лидер исламских террористов, является наемником ЦРУ, считает Гейдар Джемаль. По его мнению, теракт был устроен секретными американскими спецслужбами специально для того, чтобы развязать третью мировую войну.

Прямая критика в адрес госчиновников, которые ради миллиардных контрактов с Китаем решили не давать визу Далай-ламе, содержится в корреспонденции А. Лампси "Живого Будду не пустили в Россию" (12.09). В уже упоминавшемся материале А. Солдатова "Неоправданное давление на Суздальскую церковь" тоже звучит прямая критика в адрес кругов, спровоцировавших конфликтную ситуацию в Суздальской Автономной церкви. Сообщается, что с целью воспрепятствовать этой дискредитационной кампании 3 сентября в Доме журналистов состоялась конференция, на которой многие священники высказались в поддержку иерарха. В публикации высказывается мысль о том, что травля митрополита Валентина бьет по репутации Православной Церкви и может привести к расколу православия в России.

В целом НГ старается соответствовать своему девизу "Без гнева и пристрастия", поэтому ее материалы отличаются сдержанностью, в них нет ни гневных выпадов, ни хвалебных высказываний в адрес тех или иных религиозных деятелей. Однако ненавязчивые предпочтения все-таки проявляются. Так, в рейтинге популярности лидируют главы Русской Православной и Римско-Католической церквей. В сентябре 2001 г. публикаций НГ, где прямо или косвенно упоминается Патриарх, – 10, Понтифик – 11. За ними следуют Католикос всех армян Гарегин II, муфтий Равиль Гайнутдин, Далай-лама ХIV Тенцзин Гятцо.

В отличие от религиозных деятелей, которые чаще или реже появляются на страницах НГ, жизнь простых прихожан здесь практически не представлена. Только в нескольких коротких заметках отмечается их реакция на какие-либо события в религиозной жизни. Буквально несколько слов сказано о визите Патриарха в Тулу и о таком большом скоплении желающих поприветствовать предстоятеля РПЦ, к что ему пришлось даже усилить охрану. В короткой заметке о сгоревшей в Самаре православной церкви, которая за неимением средств ютилась в вагончике, говорится, что прихожане собираются своими силами восстановить церковь.

В сентябре 2001 г. нечасто затрагивалась в НГ и тема влияния религиозных организаций на светскую жизнь. А если и затрагивалась, то по большей части косвенно. Газета, например, опубликовала августовский рейтинг двадцати ведущих политиков России, где Святейший Патриарх Алексий II занял 4-ю позицию. Более прямые связи представлены в заметке "Патриарх наградил Полтавченко" (12.09) о вручении полпреду президента ордена благоверного князя Даниила II степени. Как отметил Патриарх, эта награда "вручается за заслуги в деле духовности и помощи Православной Церкви". Сообщается также, что на церемонию Патриарх приехал вместе с главой администрации Президента Александром Волошиным.

Более подробно газета пишет о проблеме влияния религиозных организаций на светскую жизнь в странах ближнего и дальнего зарубежья. В статье А. Елисеева "Верующие конфликтуют с левыми" говорится о большом влиянии церкви на светскую жизнь в Греции, где православная общественность ведет упорную борьбу за то, чтобы в удостоверениях личности осталась графа о религиозной принадлежности.

Интересна также публикация на эту тему А. Тувинова "Многоликий фундаментализм" (26.09). Автор, ссылаясь на мнение наблюдателей, пишет о том, что политик-республиканец Джон МакКейн на предварительных выборах во время последней избирательной кампании проиграл Джорджу Бушу именно потому, что выступал с резкой критикой в адрес консервативных протестантских деятелей, которых многие считают столь же радикальными, как и исламисты.

Эта же тема освещается и на примерах из восточных стран. Газета сообщает, что видный саудовский богослов шейх Хамуд бен Акля Аш-Шувейби издал 13 сентября фетву (богословско-правовое заключение), запрещающую сотрудничество любой исламской страны с США в действиях, направленных против другого исламского государства.

В этот период газета практически не обсуждала деятельность руководителей государства, связанную с религиозной сферой. Их имена упоминались в материалах на другие темы или в новостях. В номере от 19.09.2001. опубликована заметка о том, что президент России Владимир Путин поздравил евреев с национальным праздником и осудил такое явление, как антисемитизм.

В корреспонденции А. Лампси "Живого Будду не пустили в Россию" отмечалась принципиальная позиция президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова, который обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой вмешаться в создавшуюся ситуацию: "Путин пообещал Илюмжинову лично разобраться в этом вопросе".

Так же мало внимания в этот период газета уделяла и теме государственно-церковных отношений. В корреспонденции А. Солдатова "Неоправданное давление на Суздальскую церковь" по поводу роли Церкви в жизни государства высказывается такое мнение: "РПАЦ идеально подходит для отработки новой российской модели церковно-государственных отношений, которая позволяет избежать извечного русского спора: "священство выше царства", неизбежного в условиях монополии одной "самой традиционной" конфессии". Более подробно эта тема освещалась на примере других стран, в частности Армении. В статье Д. Фейган и А. Щипкова "Армянский конкордат", перепечатанной из НГР, обсуждалась новая модель государственно-церковных отношений в этой стране. Здесь говорится: "Государство поручает Армянской Апостольской Церкви сохранение национальной идентичности и готово оговорить в конкордате особые отношения с ААЦ и полностью вывести ее из-под действия закона о свободе совести, по которому будут жить все остальные религиозные организации".

В исследуемый период в НГ не было отдельных материалов о деятельности светских СМИ в религиозной сфере. Можно привести лишь одну публикацию А. Солдатова "Неоправданное давление на Суздальскую церковь", где содержалась такого рода информация. Речь здесь идет о владимирской областной газете "Призыв", которая организовала кампанию по дискредитации митрополита Валентина в июне 2001 г. В рамках своего "журналистского расследования" она опубликовала несколько анонимных "жалоб" и "обличений" суздальского владыки, обвинив его, в частности, в распродаже святынь Суздаля иностранцам, воровстве икон и мощей, развращении малолетних и подкупе их родителей гуманитарной помощью. Газета утверждает, что располагает материалами (хотя упорно не публикует их), из которых она знает всю "подноготную" творящихся в Суздале беззаконий. Все публикации газеты против митрополита Валентина подписаны не конкретным именем, а неким "бюро журналистских расследований".

Информация по имущественным вопросам также освещалась только в коротких заметках: "Пскову вернули икону Божией Матери" (07.09), "Краденые иконы наркоман менял на героин" (11.09), "В Петропавловской крепости освящен и торжественно открыт карильон" (19.09), "Патриарх освятил место закладки новой часовни в Свиблово" (27.09). Серьезных проблем, связанных с каким-либо законодательством, разделом, спором о церковном имуществе, как и о монастырской экономической деятельности, в газете за исследуемый период не поднималось.

Тем не менее, регулярно освещая масштабные проблемы в сфере религиозной жизни в России и за рубежом, НГ предоставляет своей аудитории разнообразную информацию из этой сферы. Газета выполняет важные просветительские задачи. Газетные публикации привлекают внимание аудитории к актуальным проблемам, дают анализ этих проблем. Авторы НГ используют солидную аргументацию, дают взвешенные оценки событий и ситуаций в религиозной жизни. Здесь нет карикатурности, приторного заигрывания. Нет ничего, что прямо или косвенно могло бы оскорбить чувства верующих. В этой газете нет материалов неэтичных, неделикатных, неграмотных, чего не скажешь о других светских СМИ и чем НГ по праву может гордиться. Может быть, НГ грешит избыточной пафосностью, легким мудрствованием, чему, впрочем, активно способствует "НГ-Религии".

Следует отметить религиозную толерантность НГ. Газета избегает резкого, осуждающего тона, не допускает агрессивности. Авторы дают обзор событий, их анализ, предоставляя читателю возможность делать выводы самостоятельно. В качестве иллюстрации можно привести фрагмент материала А. Лампси "Насилие рождает насилие": "Сразу после теракта глава Отдела внешнецерковных связей митрополит Калининградский и Смоленский выступил с заявлением, в котором прозвучало, что "с христианской точки зрения у американцев есть религиозные основания на ответный удар". Однако уже через несколько дней Патриарх Алексий II призвал США отказаться от ударов возмездия. Изменил тональность своих заявлений и глава ОВЦС, сосредоточившийся теперь на опасности глобального конфликта цивилизаций".

Во всех публикациях на религиозные темы НГ придерживается принципа: критика должна быть ненавязчива, аргументированна, аргументация всегда должна быть подтверждена фактами. Сдержанность и отсутствие голословных обвинений – вот те факторы, которые укрепляют репутацию качественной светской газеты.

РЕКЛАМА