RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
|
03 марта 2006 Книга "Религия в информационном поле российских СМИ" Тенденции развития религиозного радиовещания Религиозное радио появилось в российском эфире на рубеже 80-х 90-х годов в разгар перестройки и "религиозного бума", охватившего почти все слои населения страны. Крушение коммунистической идеологии и либерализация общественно-политической жизни, защищенная законодательной базой (законы РФ "О свободе вероисповеданий", 1990, "О средствах массовой информации", 1992, Конституция РФ, 1993), подготовили почву для возрождения религиозной жизни и укрепления церквей и церковных организаций как институтов гражданского общества. Социологические опросы, проведенные в те годы ВЦИОМом, подтверждают резко возросшее число россиян, считающих себя верующими. Их количество возросло с 1989-го по 1993 год в полтора раза и составило примерно 50 % от населения страны, причем 90 % верующих относит себя к Русской Православной Церкви. Усиливалось и влияние церквей на духовную жизнь населения страны: среди "фигур доверия" появляются и постепенно занимают первые позиции религиозные лидеры и церковные институты. Новые реалии общественной жизни страны потребовали адекватного информационного взаимодействия всех звеньев складывающейся духовно-общественной системы: с одной стороны, между членами церквей или церковно-общественных организаций, а с другой стороны, между церквами и внешним миром, т.е. обществом в целом. К началу 90-х религиозные СМИ страны были представлены лишь печатной периодикой: имелась малотиражная периодика Издательского отдела Московского Патриархата, а также довольно разветвленная сеть епархиальной печати, частично удовлетворяющая духовные запросы православных групп верующего населения. До перестройки существовал также довольно мощный неподцензурный информационный поток в виде самиздата, частично посвященный свободе совести и вероисповедания. Выросший на почве правозащитного движения, он "обслуживал" довольно узкий круг сторонников и не приобрел массового распространения. Потенциально более массовый характер носили радиотрансляции зарубежных "вражьих голосов" передачрадио Ватикана, Трансмирового радио, религиозных программ Би-би-си и "Голоса Америки". Однако и они в силу ряда обстоятельств не могли удовлетворить информационных запросов больших групп населения, относящих себя к верующим или интересующихся проблемами религии. Серьезным импульсом развития религиозных коммуникаций послужило празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Событие это было отмечено как общенародный праздник и способствовал признанию обществом и государством христианства как вероисповедания национального масштаба, а РПЦ как основной церкви. Тогда и возникла объективная возможность появления и свободного развития канала наиболее массового распространения информации религиозного радио, которое становится неотъемлемой частью системы религиозных СМИ страны. Для изучения ситуации, сложившейся в религиозном радиовещании России, его десятилетнюю историю можно условно разбить на два этапа. Их хронологический рубеж приблизительно падает на середину 90-х годов. Первый этап. В самом начале своего существования религиозное радио распространяло основную часть своего информационного потока по национальным каналам вещания страны (Радио-1, Радио России, "Маяк", "Юность" и "Орфей"). Именно широкое покрытие практически всей территории РФ и, соответственно, миллионные аудитории оказались весьма привлекательными для различных отечественных и зарубежных программных производителей, начинающих осваивать эту новую нишу российского информационного рынка. К середине 1995 года в эфир пяти национальных радиовещательных каналов выходило 37 христианских программ и одна мусульманская с более чем 14-ти часовым недельным объемом вещания [1]. Лидером по количеству и объемам вещания среди религиозных программ в тот период являлось Радио-1. Почти половина программ, выходивших в российском радиоэфире в то время, принадлежала отечественным производящим компаниям, а половина совместным и зарубежным. На всех радиоканалах велась самостоятельная политика в отношении религиозного вещания. На Радио-1, например, в эфир выходили в основном программы не собственного производства, а созданные силами сторонних производителей: из 22 программ лишь 2 ("Домашняя церковь" и "Сорок сороков") были полностью созданы сотрудниками радиостанции, и 1 ("София") в сотрудничестве с Отделом катехизации Московского Патриархата. Остальные программы фактически арендовали эфир. Вообще, большая часть программ совместного и зарубежного производства были сосредоточены на Радио-1, "Маяке" и "Юности", в то время как на Радио России транслировались в основном программы собственного производства. Там, кстати, имелась и редакционная структура, контролирующая работу всех религиозных программ. В первое пятилетие существования религиозного, в том числе христианского, радио эфир заполнялся передачами, созданными зарубежными и совместными радиокомпаниями (49 % от общего числа) американскими, финскими и немецкими. В основном из зарубежных это хорошо известные и у себя на родине продюсерские компании, возглавляемые популярными христианскими проповедниками (Б. Грэм, Ч. Стенли, Х. Хаукка, М. Моргулис, д-р Добсон, Я. Пойсти). Содержание части программ адаптировалось к российским реалиям, но некоторые представляли собой откровенные кальки. С религиозным вещанием в российский эфир проникла модель американских евангелических телепроповедей, а также "про-семейные" христианские программы (pro-family programs), созданные по принципу мыльных опер. Любопытную картину представляла карта религиозной идентификации религиозных радиопрограмм. Их можно поделить на конфессиональные и межконфессиональные. Подавляющее большинство религиозных конфессиональных программ в российском эфире имело христианский характер. Другие традиционные конфессии представлены в электронных СМИ весьма скупо в эфире Радио России выходила одна мусульманская программа "Голос ислама". А вот некоторые нетрадиционные религиозные группы на начальном этапе развития религиозного радио достаточно агрессивно завоевывали медиа-пространство (Аум-Сенрикё, Общество сознания Кришны). Передачи секты Аум-Сенрикё на радиостанции "Маяк" были закрыты лишь после грандиозного общественного скандала, в котором были замешаны видные российские чиновники. Неразборчивость вещательных компаний по части религиозной "чистоты" передач, выходящих в эфир, нетрудно объяснить элементарной религиозной неграмотностью составителей программных сеток. Однако у этого феномена была и экономическая подоплека: бедственное положение государственных радиоканалов просто вынуждало вещателей продавать эфирное время, и делать это без соответствующей экспертизы. Среди христианских программ можно выделить:
По объему вещания преобладала группа общехристианских внеденоминационных программ. Она занимала 70 % времени от совокупного объема религиозного вещания всех каналов, а на некоторых каналах даже преобладала ("Юность" 100 %, Радио России 78 %, Радио-1 76 %). Большинство так называемых общехристианских программ на самом деле производятся различными зарубежными протестантскими религиозными организациями, в основном баптистского толка. В своей родной среде (в США и в меньшей степени в Западной Европе) эти молодые христианские группы известны весьма "продвинутыми" подходами в деле распространения своего вероучения. Они не только собирают многотысячные стадионы на религиозные собрания и проповеди, но также имеют богатый опыт использования современных медиа-технологий с целью увеличения числа своих адептов. В частности, такие проповедники, как Билли Грэм, Чарльз Стенли, Ярл Пойсти и другие, уже давно для трансляции своих проповедей используют радио и телевизионные каналы коммуникации, на них также работает целая индустрия по производству аудио и видеокассет, приносящая солидный доход. Телеевангелизм так окрестили эту религиозную деятельность уже давно стала привычным явлением в западном мире. С начала перестройки телеевангелисты пришли в Россию с благородной миссией христианизации погрязшей в коммунистическом атеизме страны. Экспансия велась по разным направлениям и довольно агрессивно, большие средства были вложены и в электронные СМИ. Корреляция данных о религиозном профиле программ с данными о характере учредительства показала, что в российском эфире в первые годы развития религиозного радио преобладали общехристианские серии программ, учредителями которых являлись зарубежные, а также совместные компании (например, Русская служба лютеранского радио, Московская служба Трансмирового радио, Русское христианское радио, Миссия "Возрождение", "Христианский мост" и др.). Была и социально-психологическая причина в том, что зарубежные программные производители открыто себя не маркировали. Дело в том, что существующие в обществе предрассудки относительно религиозных меньшинств и сложившийся к тому времени негативный стереотип "западного прозелита" вынуждал многих программных производителей стыдливо замалчивать свою религиозную принадлежность, в том числе и характер учредительства. Деноминационные программы, занимающие 30 % от совокупного недельного объема вещания, делятся на православные (20 %) и протестантские (10 %). На Радио-1 выходили две "конкурирующие" православные программы отечественного производства "София" (учредитель Отдел катехизации и религиозного образования Московского Патриархата) и "Радонеж" (учредитель религиозное общество "Радонеж"). "Радонеж" выходила и на "Маяке", там же каждую неделю транслировалась ориентированная на православие программа "Воскресенье, радуйтесь!". Радиостанция "Орфей" самостоятельно производила и транслировала часовую музыкальную программу "Христианский православный час". Канал Радио России предоставлял время двум протестантским программам российского производства "Голос надежды" (религиозный профиль адвентисты седьмого дня) и "Пробуждение России" (евангельские христиане-баптисты). Отметим еще раз, что практически все программы, открыто заявляющие о своей религиозной идентификации, принадлежат отечественным производителям, что, по всей вероятности, является показателем процесса восстановления религиозного самосознания нации. Кроме того, на Радио-1 недолгое время выходила в эфир единственная католическая программа "Благовест", производившаяся в Париже нашими бывшими соотечественниками. В небольшую группу, провозгласившую межконфессиональный характер освещения событий, входили две программы Радио России "Арника" и "Верую". Учитывая полиэтнический и поликонфессиональный характер населения страны, такую информационную политику государственной радиостанции с национальным охватом вещания можно, на самом деле, расценить как шаг на пути к веротерпимому обществу, как знак начавшихся процессов модернизации. Целевые установки коммуникаторов выразились в двух диаметрально противоположных подходах к целям и задачам вещания. Первый, назовем его информационно-просветительским, предлагал насыщенную информацию о разных аспектах религиозной жизни: передвижениях духовных лидеров, праздниках, ритуалах и обычаях, историко-этнографических истоках, проблемных ситуациях в разных общинах и приходах, и не только православных, эти и другие сюжеты формировали повестку дня радиопрограмм с таким целевым подходом. Среди них выделим информационно ("Арника") и познавательно ориентированные циклы ("Верую", "На круги своя"). Отметим, что общую тональность этих программ характеризует недирективность суждений, веротерпимость и уважение к представителям разных религий. Однако в российском радиоэфире таких программ было меньшинство. А большинство составляли программы с установками на изменение умонастроений аудитории, с задачами обращения в свою веру. Причем такие цели ставили перед собой как деноминационные, так и внеденоминационные программы. У программ православных по своему религиозному профилю ("София", "Радонеж", "Воскресенье, радуйтесь" и т.п.) вещательная концепция связана с катехизацией, с возможностью обращения путем богословского просвещения, у внеденоминационных с евангелизацией, т.е. с изучением Библии и Евангелия, с познанием истины Писания ("Вечные истины", "Живая Библия", "Библейские чтения", "Источник жизни" и т.п.). В целом же особенностью религиозного вещания на всех каналах является отсутствие информационной политики как вещателей, так и производителей программ. Изучение сеток вещания и анализ содержания программ с наглядностью продемонстрировало следующее:
Второй этап. Во второй половине 90-х годов векторы развития религиозного радиовещания начинают меняться. Одним из факторов трансформации стало состояние религиозной жизни страны. В историю уходит "перестройка" и "гласность" как важнейшие составляющие позднегорбачевского и раннеельцинского периодов правления, а с ними и эйфория населения страны от религиозной свободы. Уровень религиозности населения растет более умеренно (в Москве с 1993 года по 1996 год он повышается на 5,4 % (с 60,8 % до 66,2 %), зато в среде верующих происходят структурные изменения [2]. Сокращается число неверующих (на 6,8 %), при этом существенно увеличивается число "определенно верующих" (на 10,6 %). По России эти показатели в целом ниже. Социологическая статистика говорит и о том, что меняется вероисповедная самоидентификация населения, а именно возрастает конфессиональное самоопределение верующих. В Москве за четыре года (с 1993 по 1996) выросла на 16,5 % численность православных и на 8 % уменьшилось количество "просто христиан". Именно в это время РПЦ совместно с патриотической прессой начинает "наступление" на своих "конкурентов" иностранных христианских проповедников. Православное вероисповедание начинает все больше пониматься как национально-религиозная идентичность. Московские опросы также показали, что в эти годы наиболее значительны темпы роста верующих мусульман их численность с 1993 по 1996 гг. увеличилась вдвое с 0,8 % до 1,8 % (в России с 2,8 % до 3,8 %). О росте религиозности свидетельствует и увеличение посещаемости церквей. В Москве с 1993 по 1996 гг. оно возросло очень значительно (соответственно 48,4 % и 72 %). Причем процент постоянных прихожан довольно устойчив (примерно 22 %), а прирост произошел за счет так называемых "захожан" (тех, которые посещают церковь 1–2 раза в полгода) и "пасхальных" христиан (посещающих церковь лишь 1 раз в год). Социологи сопоставили посещение церквей и культурно-зрелищных заведений и выяснили, что москвичи в театр и кино ходят в 2-3 раза реже, чем в церковь (хотя следует учесть, что культурные заведения посещает более активная часть населения молодежь, интеллигенция, люди с более высокими доходами, а в церковь ходят представители всех слоев населения, но чаще все же пожилые и бедные). Однако рост религиозности граждан и "оцерковление" их досуга, по мнению социологов, не связан напрямую с потреблением медийной религиозной продукции. По данным опросов, пик чтения религиозной литературы пришелся на 1993–1994 гг., когда появился поток бесплатных Библий из-за рубежа. Затем этот интерес падает, более узким становится круг чтения: молитвословы, религиозные календари, Закон Божий. Сокращение числа читателей религиозных книг компенсировалось интересом к радио и телепередачам религиозного характера. В 1993–1996 гг. число слушателей и зрителей сохранялось на достаточно высоком и постоянном уровне 38–39 % от числа опрошенных по г. Москве (правда, большинство из них смотрят по ТВ только трансляции рождественских и пасхальных богослужений). При этом потребление этих двух типов медийной продукции религиозной информации (печатной и электронной) существенно различаются: интеллектуально-активное при чтении и эмоционально-эстетическое при прослушивании/просмотре. Непохожи, по мнению социологов, и их аудитории. По данным опросов, среди зрителей религиозных передач людей пенсионного возраста вдвое больше респондентов молодых и средневозрастных групп (соответственно 36 % и 17–18 %), и вдвое больше низкообразованных, чем интеллигенции. А вот среди читателей религиозной литературы чаще встречаются люди средней возрастной группы и более образованные. И все же потребители религиозной медиа-продукции это довольно узкий круг лиц, которых в численном отношении вдвое меньше числа верующих и посещающих храмы, что ставит под сомнение дальнейшее экстенсивное распространение религии путем увеличения числа печатных СМИ, радио и телепродукции. Фактором воздействия на религиозные СМИ становится и политическая составляющая. Во второй половине 90-х происходит окончательное перераспределение в сфере групп влияния в пользу тех, что базируются на олигархических и клановых связях. Привилегированное положение среди фигур влияния со все большей очевидностью начинают занимать и религиозные лидеры. Особенно активно ведет себя РПЦ и ее духовные пастыри, а Патриарх Алексий II входит в список первой сотни политических лидеров страны, так называемых "фигур влияния". Включаясь в политический процесс не прямо (ведь церковь отделена от государства!), они предпочитают оказывать давление на властные структуры с помощью отдельных представителей политической элиты и бизнеса. Становится традицией участие последних в религиозных торжествах и богослужениях, нередко и награждение их церковными наградами. Такого рода церковно-олигархические группы достигают серьезных результатов в основном в хозяйственной сфере, например получая разного рода льготы на проведение торговых операций. Параллельно намечается тенденция ущемления религиозных свобод нетрадиционных и "малых" религий. Начинает это проявляться в агрессивном наступлении отдельных православных деятелей и религиозно-общественных организаций на так называемые деструктивные секты и движения (разоблачительные выступления по телевидению, громкие судебные процессы). Позже, в 1997 г., принимается новый закон РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях", в котором хотя и подтверждается право каждого гражданина на свободу совести и вероисповедания, однако "особая роль" отводится православию, а также выражается уважение к христианству, исламу, буддизму и иудаизму как религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия России. Законом вводятся также порядок регистрации религиозных организаций, их обязательное 15-тилетнее существование на территории РФ, а также ограничения на деятельность иностранных религиозных организаций (в частности, представительства иностранных религиозных организаций не имеют права заниматься культовой и иной религиозной деятельностью). На изменение характера и объемов религиозного радиовещания повлияли и экономические факторы. Во-первых, происходит акционирование ряда радиокомпаний, во-вторых, большинство центральных радиоканалов перестают получать полноценное финансирование от своего основного спонсора государства. В таких условиях, естественно, вещателям приходится пересматривать свои маркетинговые стратегии и искать дополнительные источники финансирования, а религиозным программным производителям продумывать новые подходы к развитию своих программ. В этой сфере начинают происходить следующие процессы:
Краткое описание радиоканалов эмпирических объектов исследования Радио "Радонеж" Основано 31 марта 1991 года. Учредитель православное просветительское общество "Радонеж". Зоны вещания: на средних волнах Москва (612 кГц), Санкт-Петербург (648 кГц), Оренбург (67,58 кГц), Екатеринбург (1200 кГц); на коротких волнах Украина, Белоруссия, Молдова (6245 кГц). Кроме того Радонеж можно слушать на "Маяке" и на Московском радио (1 кнопка). Объемы вещания: ежедневно Москва (20.00–23.00), Санкт-Петербург (3 часа), Оренбург (3 часа), Екатеринбург (3 часа), на "Маяке" (5 мин. 2 раза в неделю), на Московском радио (10 мин. 2 раза в неделю). С 1999 года вещает в Интернете (radrad.ru). Религиозная принадлежность: православная. Социальный адрес: верующие и неверующие, все, кто хочет приобщиться к православию. Цели и задачи вещания: приобщить слушателей к духовным сокровищам Вселенского Православия, оперативно и достоверно информировать о новостях религиозной жизни. Информационно-тематическая структура: детские передачи, прямые эфиры с ответами на вопросы, передачи по истории Церкви, христианской литературе, музыке, изобразительному искусству, новости религиозной жизни как в России, так и за рубежом. Типы авторов: священнослужители, богословы, ученые, писатели. Радиостанция "Центр" Вещает с 1 марта 1992 года. Учредитель ЗАО Радиостанция "Центр". Зоны вещания: Москва, Московская обл., прилегающие обл., Санкт-Петербург и Ленинградская обл. (установлен ретранслятор) на средних волнах 1503 кГц (200 м). Объемы вещания: ежедневно 6.00–9.00, 16.30–0.30. Религиозная принадлежность: христианский канал, не относит себя ни к одной из конфессий (преобладают протестанты). Социальный адрес: в основном неверующие и находящиеся в поиске смысла жизни; отдельные программы ориентированы на разные социальные группы на семью, молодежь, на англоязычных. Цели и задачи вещания: проповедь Евангелия и знакомство с христианскими ценностями в современной форме, доступной каждому. Пропаганда и критика определенных христианских деноминаций недопустима. Информационно-тематическая структура: проблемы семьи, проблемы молодежи, религиозная жизнь, проповеди Чака Смита, программы для детей, программы для англоязычных жителей Москвы. Типы авторов: пасторы и журналисты. Христианский церковно-общественный канал Вещает с 1 июня 1995 года. Учредитель Си-Эр-Те-Эн (Бельгия). Зоны вещания: Москва и Московская область на средних волнах 1116 кГц (269 м). Объемы вещания: ежедневно 8.00–13.00, 16.00–23.00 [3]. Религиозная принадлежность: в структуру канала входят православное радио "София", католическое радио "Дар", а также светская студия "Пролог". Социальный адрес: на все аудиторные группы от молодежи до пожилых людей. Цели и задачи вещания: раскрытие богатого позитивного опыта христианской традиции, имеющей истоком Священное Писание и святоотеческое наследие, расширение межконфессионального диалога и взаимопонимания людей, принадлежащих к разным ветвям христианства, функция канала в основном просветительская и информационная. Информационно-тематическая структура: новости религиозной жизни, богословские программы, исторические программы, все отрасли культуры (музыка, театр, кино, изобразительное искусство), социальная проблематика в меньшей степени (только в "Прологе"), ответы на вопросы слушателей, молитвы и комментарии к Евангелию, передачи не только о христианстве, но и о других религиях. Типы авторов: священники, деятели культуры, филологи, ученые, журналисты. Радиоцерковь-Москва Вещает с 1 марта 2001 года. Учредитель Региональная общественная организация христианских радиожурналистов "Пилигрим", член Всемирной компании Far East Broadcasting Corporation. Зоны вещания: Москва и Московская область на средних волнах 963 кГц. Объемы вещания: ежедневно 7.00–22.00. Религиозная принадлежность: общехристианский канал (преобладают православные и протестантские подходы). Социальный адрес: неверующие разных возрастов и разных социальных слоев. Цели и задачи вещания: проповедь Евангелия, разъяснение христианских истин, привлечение слушателей в церковь; основная функция просвещение. Информационно-тематическая структура: социальные проблемы, общественные проблемы, психология семьи, культура и искусство, религиозная жизнь. Типы авторов: пасторы, священники, журналисты, специалисты (психологи, педагоги), деятели культуры. 1. Христианские программы на каналах национального вещания. Опыт качественного исследования. Факультет журналистики МГУ, М., 1995 2. Варзанова Т. Религиозность в Москве (по данным социологических опросов 1993–1998 гг). // Русская мысль. 1997. № 19. 3. В настоящее время (июнь 2002 г.) ежедневно 8.00-10.00 и 13.00-23.00. |
![]() |
РЕКЛАМА![]() |