Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_26808.html


03 марта 2006

Книга "Религия в информационном поле российских СМИ"

Тенденции развития религиозного радиовещания

Религиозное радио появилось в российском эфире на рубеже 80-х – 90-х годов в разгар перестройки и "религиозного бума", охватившего почти все слои населения страны. Крушение коммунистической идеологии и либерализация общественно-политической жизни, защищенная законодательной базой (законы РФ "О свободе вероисповеданий", 1990, "О средствах массовой информации", 1992, Конституция РФ, 1993), подготовили почву для возрождения религиозной жизни и укрепления церквей и церковных организаций как институтов гражданского общества. Социологические опросы, проведенные в те годы ВЦИОМом, подтверждают резко возросшее число россиян, считающих себя верующими. Их количество возросло с 1989-го по 1993 год в полтора раза и составило примерно 50 % от населения страны, причем 90 % верующих относит себя к Русской Православной Церкви. Усиливалось и влияние церквей на духовную жизнь населения страны: среди "фигур доверия" появляются и постепенно занимают первые позиции религиозные лидеры и церковные институты.

Новые реалии общественной жизни страны потребовали адекватного информационного взаимодействия всех звеньев складывающейся духовно-общественной системы: с одной стороны, между членами церквей или церковно-общественных организаций, а с другой стороны, между церквами и внешним миром, т.е. обществом в целом. К началу 90-х религиозные СМИ страны были представлены лишь печатной периодикой: имелась малотиражная периодика Издательского отдела Московского Патриархата, а также довольно разветвленная сеть епархиальной печати, частично удовлетворяющая духовные запросы православных групп верующего населения. До перестройки существовал также довольно мощный неподцензурный информационный поток в виде самиздата, частично посвященный свободе совести и вероисповедания. Выросший на почве правозащитного движения, он "обслуживал" довольно узкий круг сторонников и не приобрел массового распространения. Потенциально более массовый характер носили радиотрансляции зарубежных "вражьих голосов" – передачрадио Ватикана, Трансмирового радио, религиозных программ Би-би-си и "Голоса Америки". Однако и они в силу ряда обстоятельств не могли удовлетворить информационных запросов больших групп населения, относящих себя к верующим или интересующихся проблемами религии.

Серьезным импульсом развития религиозных коммуникаций послужило празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Событие это было отмечено как общенародный праздник и способствовал признанию обществом и государством христианства как вероисповедания национального масштаба, а РПЦ – как основной церкви. Тогда и возникла объективная возможность появления и свободного развития канала наиболее массового распространения информации – религиозного радио, которое становится неотъемлемой частью системы религиозных СМИ страны.

Для изучения ситуации, сложившейся в религиозном радиовещании России, его десятилетнюю историю можно условно разбить на два этапа. Их хронологический рубеж приблизительно падает на середину 90-х годов.

Первый этап. В самом начале своего существования религиозное радио распространяло основную часть своего информационного потока по национальным каналам вещания страны (Радио-1, Радио России, "Маяк", "Юность" и "Орфей"). Именно широкое покрытие практически всей территории РФ и, соответственно, миллионные аудитории оказались весьма привлекательными для различных отечественных и зарубежных программных производителей, начинающих осваивать эту новую нишу российского информационного рынка. К середине 1995 года в эфир пяти национальных радиовещательных каналов выходило 37 христианских программ и одна мусульманская с более чем 14-ти часовым недельным объемом вещания [1]. Лидером по количеству и объемам вещания среди религиозных программ в тот период являлось Радио-1.

Почти половина программ, выходивших в российском радиоэфире в то время, принадлежала отечественным производящим компаниям, а половина – совместным и зарубежным. На всех радиоканалах велась самостоятельная политика в отношении религиозного вещания. На Радио-1, например, в эфир выходили в основном программы не собственного производства, а созданные силами сторонних производителей: из 22 программ лишь 2 ("Домашняя церковь" и "Сорок сороков") были полностью созданы сотрудниками радиостанции, и 1 ("София") – в сотрудничестве с Отделом катехизации Московского Патриархата. Остальные программы фактически арендовали эфир. Вообще, большая часть программ совместного и зарубежного производства были сосредоточены на Радио-1, "Маяке" и "Юности", в то время как на Радио России транслировались в основном программы собственного производства. Там, кстати, имелась и редакционная структура, контролирующая работу всех религиозных программ.

В первое пятилетие существования религиозного, в том числе христианского, радио эфир заполнялся передачами, созданными зарубежными и совместными радиокомпаниями (49 % от общего числа) – американскими, финскими и немецкими. В основном из зарубежных – это хорошо известные и у себя на родине продюсерские компании, возглавляемые популярными христианскими проповедниками (Б. Грэм, Ч. Стенли, Х. Хаукка, М. Моргулис, д-р Добсон, Я. Пойсти). Содержание части программ адаптировалось к российским реалиям, но некоторые представляли собой откровенные кальки. С религиозным вещанием в российский эфир проникла модель американских евангелических телепроповедей, а также "про-семейные" христианские программы (pro-family programs), созданные по принципу мыльных опер.

Любопытную картину представляла карта религиозной идентификации религиозных радиопрограмм. Их можно поделить на конфессиональные и межконфессиональные.

Подавляющее большинство религиозных конфессиональных программ в российском эфире имело христианский характер. Другие традиционные конфессии представлены в электронных СМИ весьма скупо – в эфире Радио России выходила одна мусульманская программа "Голос ислама". А вот некоторые нетрадиционные религиозные группы на начальном этапе развития религиозного радио достаточно агрессивно завоевывали медиа-пространство (Аум-Сенрикё, Общество сознания Кришны). Передачи секты Аум-Сенрикё на радиостанции "Маяк" были закрыты лишь после грандиозного общественного скандала, в котором были замешаны видные российские чиновники. Неразборчивость вещательных компаний по части религиозной "чистоты" передач, выходящих в эфир, нетрудно объяснить элементарной религиозной неграмотностью составителей программных сеток. Однако у этого феномена была и экономическая подоплека: бедственное положение государственных радиоканалов просто вынуждало вещателей продавать эфирное время, и делать это без соответствующей экспертизы.

Среди христианских программ можно выделить:

  • деноминационные программы, имеющие ориентацию на три основные христианские деноминации: православие, католицизм и протестантизм;

  • общехристианские программы, не причисляющие себя к определенной христианской деноминации. "Наши программы не православные, не католические и не протестантские – они христианские", "мы не хотим подчеркивать различие между разными формами христианства", "мы работаем для всех христиан" – так характеризуют религиозный профиль своей продукции производители программ этой группы.

По объему вещания преобладала группа общехристианских внеденоминационных программ. Она занимала 70 % времени от совокупного объема религиозного вещания всех каналов, а на некоторых каналах даже преобладала ("Юность" – 100 %, Радио России – 78 %, Радио-1 – 76 %). Большинство так называемых общехристианских программ на самом деле производятся различными зарубежными протестантскими религиозными организациями, в основном баптистского толка. В своей родной среде (в США и в меньшей степени в Западной Европе) эти молодые христианские группы известны весьма "продвинутыми" подходами в деле распространения своего вероучения. Они не только собирают многотысячные стадионы на религиозные собрания и проповеди, но также имеют богатый опыт использования современных медиа-технологий с целью увеличения числа своих адептов. В частности, такие проповедники, как Билли Грэм, Чарльз Стенли, Ярл Пойсти и другие, уже давно для трансляции своих проповедей используют радио – и телевизионные каналы коммуникации, на них также работает целая индустрия по производству аудио – и видеокассет, приносящая солидный доход. Телеевангелизм – так окрестили эту религиозную деятельность – уже давно стала привычным явлением в западном мире. С начала перестройки телеевангелисты пришли в Россию с благородной миссией христианизации погрязшей в коммунистическом атеизме страны. Экспансия велась по разным направлениям и довольно агрессивно, большие средства были вложены и в электронные СМИ.

Корреляция данных о религиозном профиле программ с данными о характере учредительства показала, что в российском эфире в первые годы развития религиозного радио преобладали общехристианские серии программ, учредителями которых являлись зарубежные, а также совместные компании (например, Русская служба лютеранского радио, Московская служба Трансмирового радио, Русское христианское радио, Миссия "Возрождение", "Христианский мост" и др.).

Была и социально-психологическая причина в том, что зарубежные программные производители открыто себя не маркировали. Дело в том, что существующие в обществе предрассудки относительно религиозных меньшинств и сложившийся к тому времени негативный стереотип "западного прозелита" вынуждал многих программных производителей стыдливо замалчивать свою религиозную принадлежность, в том числе и характер учредительства.

Деноминационные программы, занимающие 30 % от совокупного недельного объема вещания, делятся на православные (20 %) и протестантские (10 %). На Радио-1 выходили две "конкурирующие" православные программы отечественного производства – "София" (учредитель – Отдел катехизации и религиозного образования Московского Патриархата) и "Радонеж" (учредитель – религиозное общество "Радонеж"). "Радонеж" выходила и на "Маяке", там же каждую неделю транслировалась ориентированная на православие программа "Воскресенье, радуйтесь!". Радиостанция "Орфей" самостоятельно производила и транслировала часовую музыкальную программу "Христианский православный час". Канал Радио России предоставлял время двум протестантским программам российского производства – "Голос надежды" (религиозный профиль – адвентисты седьмого дня) и "Пробуждение России" (евангельские христиане-баптисты). Отметим еще раз, что практически все программы, открыто заявляющие о своей религиозной идентификации, принадлежат отечественным производителям, что, по всей вероятности, является показателем процесса восстановления религиозного самосознания нации. Кроме того, на Радио-1 недолгое время выходила в эфир единственная католическая программа "Благовест", производившаяся в Париже нашими бывшими соотечественниками.

В небольшую группу, провозгласившую межконфессиональный характер освещения событий, входили две программы Радио России – "Арника" и "Верую". Учитывая полиэтнический и поликонфессиональный характер населения страны, такую информационную политику государственной радиостанции с национальным охватом вещания можно, на самом деле, расценить как шаг на пути к веротерпимому обществу, как знак начавшихся процессов модернизации.

Целевые установки коммуникаторов выразились в двух диаметрально противоположных подходах к целям и задачам вещания. Первый, назовем его информационно-просветительским, предлагал насыщенную информацию о разных аспектах религиозной жизни: передвижениях духовных лидеров, праздниках, ритуалах и обычаях, историко-этнографических истоках, проблемных ситуациях в разных общинах и приходах, и не только православных, – эти и другие сюжеты формировали повестку дня радиопрограмм с таким целевым подходом. Среди них выделим информационно ("Арника") и познавательно ориентированные циклы ("Верую", "На круги своя"). Отметим, что общую тональность этих программ характеризует недирективность суждений, веротерпимость и уважение к представителям разных религий. Однако в российском радиоэфире таких программ было меньшинство. А большинство составляли программы с установками на изменение умонастроений аудитории, с задачами обращения в свою веру. Причем такие цели ставили перед собой как деноминационные, так и внеденоминационные программы. У программ православных по своему религиозному профилю ("София", "Радонеж", "Воскресенье, радуйтесь" и т.п.) вещательная концепция связана с катехизацией, с возможностью обращения путем богословского просвещения, у внеденоминационных – с евангелизацией, т.е. с изучением Библии и Евангелия, с познанием истины Писания ("Вечные истины", "Живая Библия", "Библейские чтения", "Источник жизни" и т.п.).

В целом же особенностью религиозного вещания на всех каналах является отсутствие информационной политики как вещателей, так и производителей программ. Изучение сеток вещания и анализ содержания программ с наглядностью продемонстрировало следующее:

  • эфирное время распределялось без учета информационного поведения фокусных аудиторных групп, в частности пенсионеров, домохозяек и инвалидов;

  • в эфир выходило мало коротких, динамичных программ, использовались "длинноформатные" отживающие модели;

  • коммуникатор хотя и привычен слушателю, но зачастую неперсонифицирован, т.е. не используется природное качество радио – этого самого "интимного" канала массовой коммуникации ("из уха в ухо") с его потенциальной возможностью достижения наиболее близкого контакта со слушателем;

  • основным типом коммуникатора является проповедник, а проповедь – преобладающей стилистикой общения со слушателем;

  • характер коммуникации, выбранный для общения с аудиторией, весьма однообразен, неразвита жанровая система: преобладают монологические жанры (чтения, лекции, проповеди, комментарии), практически не используется группа диалоговых жанров, отсутствует и обратная связь со слушателем;

  • второстепенное значение имеют новости религиозной жизни, которые вяло включаются программными производителями в информационную повестку дня, а значит, не формируют у слушателей представление о церкви как о живом и развивающемся организме;

  • основной ньюсмейкер – Московская Патриархия и ее информационные службы. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II является единственным духовным лидером страны, чья деятельность находится под пристальным вниманием информационных агентств. В то же время практически не освещается жизнь других конфессий, религиозных объединений и групп, ведущих свою деятельность на территории страны. Фактически это является умалением прав граждан, исповедующих иную веру, на свободу совести и вероисповедания, гарантированных Конституцией РФ, а также ст. 4 Закона РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях", в которой говорится, что "никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной", что "религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом";

  • жизнь религиозных меньшинств практически не освещается, а та информация, которая все же просачивается в новостные сводки, относится к разряду "плохих" новостей (судебные процессы, криминал и т.п.), в то время как "хорошие" (социальное служение, гуманитарная помощь и т.п.) остаются вне повестки дня. Также за рамками внимания остаются позиции церквей и религиозных организаций по вопросам, представляющим общественный интерес (например, протестанты об альтернативной службе в армии; точка зрения церквей по вопросам биоэтики – аборты, эвтаназия, наркомания и т.д.).

Второй этап. Во второй половине 90-х годов векторы развития религиозного радиовещания начинают меняться. Одним из факторов трансформации стало состояние религиозной жизни страны. В историю уходит "перестройка" и "гласность" как важнейшие составляющие позднегорбачевского и раннеельцинского периодов правления, а с ними и эйфория населения страны от религиозной свободы.

Уровень религиозности населения растет более умеренно (в Москве с 1993 года по 1996 год он повышается на 5,4 % (с 60,8 % до 66,2 %), зато в среде верующих происходят структурные изменения [2]. Сокращается число неверующих (на 6,8 %), при этом существенно увеличивается число "определенно верующих" (на 10,6 %). По России эти показатели в целом ниже. Социологическая статистика говорит и о том, что меняется вероисповедная самоидентификация населения, а именно возрастает конфессиональное самоопределение верующих. В Москве за четыре года (с 1993 по 1996) выросла на 16,5 % численность православных и на 8 % уменьшилось количество "просто христиан". Именно в это время РПЦ совместно с патриотической прессой начинает "наступление" на своих "конкурентов" – иностранных христианских проповедников. Православное вероисповедание начинает все больше пониматься как национально-религиозная идентичность. Московские опросы также показали, что в эти годы наиболее значительны темпы роста верующих мусульман – их численность с 1993 по 1996 гг. увеличилась вдвое – с 0,8 % до 1,8 % (в России с 2,8 % до 3,8 %).

О росте религиозности свидетельствует и увеличение посещаемости церквей. В Москве с 1993 по 1996 гг. оно возросло очень значительно (соответственно 48,4 % и 72 %). Причем процент постоянных прихожан довольно устойчив (примерно 22 %), а прирост произошел за счет так называемых "захожан" (тех, которые посещают церковь 1–2 раза в полгода) и "пасхальных" христиан (посещающих церковь лишь 1 раз в год). Социологи сопоставили посещение церквей и культурно-зрелищных заведений и выяснили, что москвичи в театр и кино ходят в 2-3 раза реже, чем в церковь (хотя следует учесть, что культурные заведения посещает более активная часть населения – молодежь, интеллигенция, люди с более высокими доходами, а в церковь ходят представители всех слоев населения, но чаще все же пожилые и бедные).

Однако рост религиозности граждан и "оцерковление" их досуга, по мнению социологов, не связан напрямую с потреблением медийной религиозной продукции. По данным опросов, пик чтения религиозной литературы пришелся на 1993–1994 гг., когда появился поток бесплатных Библий из-за рубежа. Затем этот интерес падает, более узким становится круг чтения: молитвословы, религиозные календари, Закон Божий. Сокращение числа читателей религиозных книг компенсировалось интересом к радио – и телепередачам религиозного характера. В 1993–1996 гг. число слушателей и зрителей сохранялось на достаточно высоком и постоянном уровне – 38–39 % от числа опрошенных по г. Москве (правда, большинство из них смотрят по ТВ только трансляции рождественских и пасхальных богослужений). При этом потребление этих двух типов медийной продукции религиозной информации (печатной и электронной) существенно различаются: интеллектуально-активное при чтении и эмоционально-эстетическое при прослушивании/просмотре. Непохожи, по мнению социологов, и их аудитории. По данным опросов, среди зрителей религиозных передач людей пенсионного возраста вдвое больше респондентов молодых и средневозрастных групп (соответственно 36 % и 17–18 %), и вдвое больше низкообразованных, чем интеллигенции. А вот среди читателей религиозной литературы чаще встречаются люди средней возрастной группы и более образованные. И все же потребители религиозной медиа-продукции – это довольно узкий круг лиц, которых в численном отношении вдвое меньше числа верующих и посещающих храмы, что ставит под сомнение дальнейшее экстенсивное распространение религии путем увеличения числа печатных СМИ, радио – и телепродукции.

Фактором воздействия на религиозные СМИ становится и политическая составляющая. Во второй половине 90-х происходит окончательное перераспределение в сфере групп влияния в пользу тех, что базируются на олигархических и клановых связях. Привилегированное положение среди фигур влияния со все большей очевидностью начинают занимать и религиозные лидеры. Особенно активно ведет себя РПЦ и ее духовные пастыри, а Патриарх Алексий II входит в список первой сотни политических лидеров страны, так называемых "фигур влияния". Включаясь в политический процесс не прямо (ведь церковь отделена от государства!), они предпочитают оказывать давление на властные структуры с помощью отдельных представителей политической элиты и бизнеса. Становится традицией участие последних в религиозных торжествах и богослужениях, нередко и награждение их церковными наградами. Такого рода церковно-олигархические группы достигают серьезных результатов в основном в хозяйственной сфере, например получая разного рода льготы на проведение торговых операций.

Параллельно намечается тенденция ущемления религиозных свобод нетрадиционных и "малых" религий. Начинает это проявляться в агрессивном наступлении отдельных православных деятелей и религиозно-общественных организаций на так называемые деструктивные секты и движения (разоблачительные выступления по телевидению, громкие судебные процессы). Позже, в 1997 г., принимается новый закон РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях", в котором хотя и подтверждается право каждого гражданина на свободу совести и вероисповедания, однако "особая роль" отводится православию, а также выражается уважение к христианству, исламу, буддизму и иудаизму как религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия России. Законом вводятся также порядок регистрации религиозных организаций, их обязательное 15-тилетнее существование на территории РФ, а также ограничения на деятельность иностранных религиозных организаций (в частности, представительства иностранных религиозных организаций не имеют права заниматься культовой и иной религиозной деятельностью).

На изменение характера и объемов религиозного радиовещания повлияли и экономические факторы. Во-первых, происходит акционирование ряда радиокомпаний, во-вторых, большинство центральных радиоканалов перестают получать полноценное финансирование от своего основного спонсора – государства. В таких условиях, естественно, вещателям приходится пересматривать свои маркетинговые стратегии и искать дополнительные источники финансирования, а религиозным программным производителям – продумывать новые подходы к развитию своих программ.

В этой сфере начинают происходить следующие процессы:

  • Значительно сократилось количество программ и время, отведенное религиозным передачам в эфире государственных радиоканалов. По сравнению с первой половиной 90-х гг. на Радио России объемы недельного вещания уменьшились вдвое. В бедственном положении оказалось Радио-1 (Останкино) – лидер по объемам религиозного вещания, с которого постепенно "уходят" все программы этого профиля.

  • В связи с процессами коммерциализации вещания и возросшими ценами на эфирное время некоторые программные производители начинают искать альтернативные каналы вещания – на других волновых диапазонах и региональных уровнях. В этом отношении любопытный пример представляет Христианский церковно-общественный канал, вещающий на средних волнах эфира Москвы и области, который был создан на базе двух религиозных программ, транслировавшихся на Радио-1 (православная – "София" и католическая – "Благовест"). Потеряв аудиторию национального масштаба, он приобрел слушателя локального, при этом предложив ему существенно расширенные временные форматы и содержательные блоки.

  • Роль посредника между вещательными радиокомпаниями и производителями религиозных программ выполняют теперь отделы маркетинга и рекламы. Именно расценки на рекламное время и диктуют цены на эфир покупных религиозных программ, число которых существенно превышает "оригинальные", произведенные в самих радиокомпаниях. Можно сказать, что многие религиозные программы фактически вещают "на правах рекламы". Не составляет исключение даже программа "Православная энциклопедия", выходящая на "Маяке "под патронажем Московского Патриархата. Однако существуют и демпинговые цены, которые могут установить маркетинговые службы в зависимости от социальной значимости передачи. Причем в назначении расценок немалую роль играет субъективный фактор – человеческие контакты и связи. По признанию продюсера одной из программ, за семиминутный эфир на Радио России была назначена плата 800 долларов, а на "Маяке" трансляция программы такого же формата обошлась в два раза дешевле.

  • До сих пор не сформулирована информационная политика национального эфира в религиозном контексте поликонфессиональной страны. По-прежнему в сетках вещания по вполне понятным причинам наблюдается "перекос" в сторону христианства как религии-доминанты. При этом стратегически не продумано присутствие в эфире других легитимно равных, но численно "малых" религий.

  • При этом из сеток вещания национальных каналов практически "вычищены" передачи, в которых использовались проповеди зарубежных проповедников-евангелистов. По всей вероятности, причинами этому послужили как фактор православной доминанты, так и качественное несоответствие подобных калькированных программ стилистике российского радиовещания (использование монологических жанров, оторванность от российских реалий).

  • Многие крупные отечественные и трансмировые производители религиозных программ неправославного толка, в основном протестантской традиции, по-прежнему остаются в эфире национальных каналов (например, Трансмировое радио, "Голос надежды" и "Русское христианское радио" на Радио России и "Маяке"). Приспосабливаясь к новым условиям, они пересматривают свою тематическую направленность, акцентируя внимание социальном и культурно-нравственном содержании.

  • В эфире появляются передачи пограничной направленности с ярко выраженной социальной проблематикой. Взывающие к милосердию и толерантности, они по своему смыслу оказываются в широком смысле религиозными, христианскими. Интересно, что, несмотря на свою явную социальную значимость, на государственном радиовещании эти программы также оплачивают свое эфирное время, являясь спонсорскими, т.е. существующими за счет грантов ("Адреса милосердия").

  • В связи с тем, что религиозное радиовещание, как, впрочем, и печатные СМИ, во всем мире является полностью дотационным (и Россия здесь не исключение), слабым звеном этого сектора масс-медиа является отсутствие четко сформулированной социальной адресности. Отсюда – непродуманность сеток вещания и "законсервированность" стилистики (тематическое однообразие, нереактивность на злобу дня, преобладание монологичных жанров, отсутствие голосовой полифонии, медленный, нединамичный темп звукового ряда, невостребованность интерактивных форм общения с аудиторией).

  • Следующая тенденция связана с мировыми векторами эволюции религиозного радио, которое во многих развитых странах почти исчезает из сети национальных каналов вещания и перемещается на локальные радиостанции, основанные различными конфессиями и религиозными организациями. Даже в Великобритании, которая имеет давнюю традицию включения религиозных программ в сетку общественных каналов, сейчас наметилась их конкуренция с кабельным и спутниковым вещанием. В настоящее время только в эфире центральной части РФ существует четыре локальных христианских радиоканала – "Радонеж", Христианский церковно-общественный канал, Радиостанция "Центр", Радиоцерковь-Москва. Два канала ("Радонеж" и Радиостанция "Центр") вещают в средневолновом эфире уже почти десять лет, Христианский церковно-общественный канал – шесть, а самый молодой – Радиоцерковь-Москва – начал свои трансляции в марте 2001 года (с 1996 года вещал на Радиостанции "Центр").

    Эти радиовещательные каналы были выбраны в качестве эмпирических объектов исследования по следующим причинам:

    • это единственные специализированные религиозные радиоканалы, вещающие на территории Европейской части России и ее Центрального региона;

    • по своему целевому назначению эти каналы ориентированы на распространение религиозной информации, на удовлетворение информационных потребностей групп верующих;

    • потенциально они располагают большими объемами аудиторных групп слушателей (по оценкам экспертов, процент верующих в Москве и в Центральном регионе выше, чем в целом по России);

    • они распространяют свои волны на территории региона, масштабы и геополитическое положение которого являются ключевыми для страны в целом.

Краткое описание радиоканалов – эмпирических объектов исследования

Радио "Радонеж"

Основано 31 марта 1991 года. Учредитель – православное просветительское общество "Радонеж". Зоны вещания: на средних волнах – Москва (612 кГц), Санкт-Петербург (648 кГц), Оренбург (67,58 кГц), Екатеринбург (1200 кГц); на коротких волнах – Украина, Белоруссия, Молдова (6245 кГц). Кроме того Радонеж можно слушать на "Маяке" и на Московском радио (1 кнопка). Объемы вещания: ежедневно Москва (20.00–23.00), Санкт-Петербург (3 часа), Оренбург (3 часа), Екатеринбург (3 часа), на "Маяке" (5 мин. 2 раза в неделю), на Московском радио (10 мин. 2 раза в неделю). С 1999 года вещает в Интернете (radrad.ru). Религиозная принадлежность: православная. Социальный адрес: верующие и неверующие, все, кто хочет приобщиться к православию. Цели и задачи вещания: приобщить слушателей к духовным сокровищам Вселенского Православия, оперативно и достоверно информировать о новостях религиозной жизни. Информационно-тематическая структура: детские передачи, прямые эфиры с ответами на вопросы, передачи по истории Церкви, христианской литературе, музыке, изобразительному искусству, новости религиозной жизни как в России, так и за рубежом. Типы авторов: священнослужители, богословы, ученые, писатели.

Радиостанция "Центр"

Вещает с 1 марта 1992 года. Учредитель – ЗАО Радиостанция "Центр". Зоны вещания: Москва, Московская обл., прилегающие обл., Санкт-Петербург и Ленинградская обл. (установлен ретранслятор) на средних волнах 1503 кГц (200 м). Объемы вещания: ежедневно 6.00–9.00, 16.30–0.30. Религиозная принадлежность: христианский канал, не относит себя ни к одной из конфессий (преобладают протестанты). Социальный адрес: в основном неверующие и находящиеся в поиске смысла жизни; отдельные программы ориентированы на разные социальные группы – на семью, молодежь, на англоязычных. Цели и задачи вещания: проповедь Евангелия и знакомство с христианскими ценностями в современной форме, доступной каждому. Пропаганда и критика определенных христианских деноминаций недопустима. Информационно-тематическая структура: проблемы семьи, проблемы молодежи, религиозная жизнь, проповеди Чака Смита, программы для детей, программы для англоязычных жителей Москвы. Типы авторов: пасторы и журналисты.

Христианский церковно-общественный канал

Вещает с 1 июня 1995 года. Учредитель – Си-Эр-Те-Эн (Бельгия). Зоны вещания: Москва и Московская область на средних волнах 1116 кГц (269 м). Объемы вещания: ежедневно 8.00–13.00, 16.00–23.00 [3]. Религиозная принадлежность: в структуру канала входят православное радио "София", католическое радио "Дар", а также светская студия "Пролог". Социальный адрес: на все аудиторные группы от молодежи до пожилых людей. Цели и задачи вещания: раскрытие богатого позитивного опыта христианской традиции, имеющей истоком Священное Писание и святоотеческое наследие, расширение межконфессионального диалога и взаимопонимания людей, принадлежащих к разным ветвям христианства, функция канала в основном просветительская и информационная. Информационно-тематическая структура: новости религиозной жизни, богословские программы, исторические программы, все отрасли культуры (музыка, театр, кино, изобразительное искусство), социальная проблематика в меньшей степени (только в "Прологе"), ответы на вопросы слушателей, молитвы и комментарии к Евангелию, передачи не только о христианстве, но и о других религиях. Типы авторов: священники, деятели культуры, филологи, ученые, журналисты.

Радиоцерковь-Москва

Вещает с 1 марта 2001 года. Учредитель – Региональная общественная организация христианских радиожурналистов "Пилигрим", член Всемирной компании Far East Broadcasting Corporation. Зоны вещания: Москва и Московская область на средних волнах 963 кГц. Объемы вещания: ежедневно 7.00–22.00. Религиозная принадлежность: общехристианский канал (преобладают православные и протестантские подходы). Социальный адрес: неверующие разных возрастов и разных социальных слоев. Цели и задачи вещания: проповедь Евангелия, разъяснение христианских истин, привлечение слушателей в церковь; основная функция – просвещение. Информационно-тематическая структура: социальные проблемы, общественные проблемы, психология семьи, культура и искусство, религиозная жизнь. Типы авторов: пасторы, священники, журналисты, специалисты (психологи, педагоги), деятели культуры.


1. Христианские программы на каналах национального вещания. Опыт качественного исследования. Факультет журналистики МГУ, М., 1995

2. Варзанова Т. Религиозность в Москве (по данным социологических опросов 1993–1998 гг). // Русская мысль. 1997. № 19.

3. В настоящее время (июнь 2002 г.) ежедневно 8.00-10.00 и 13.00-23.00.

РЕКЛАМА