Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_26625.html


28 февраля 2006

Александр Щипков

Языческое гнездо в Пушкинском Доме

  • Глава из книги Александра Щипкова "Соборный двор"
  • 1994, апрель
    Статья публикуется впервые

    Эту реплику мы адресуем матушке Анне Федоровне Некрыловой, научному сотруднику Пушкинского Дома, поведавшей честному люду в статье "Возвращение к себе – через праздник и покаяние" (газета "Смена" 12.04.1994) о своем понимании покаяния и духовного очищения при помощи пьянки, непристойностей и некоторого даже "осатанения". В своей статье Анна Федоровна подробно и вкусно описала, как праздновали наши досточтимые предки масленицу, как они лакомились тещиными блинами, выпивали и закусывали, как устраивали кулачные бои "до первых красных соплей", как жгли чучела и катались на санях с гор.

    Фейерверк этнографических подробностей рассыпался на треть полосы, зачаровывая читателя и незаметно обволакивая простодушного фантастическими теологуменами о посте, покаянии и Прощеном воскресении. Ах, забыла Анна Федоровна предупреждения святых отцов, советовавших женам остерегаться богословствований и учительства!

    Пишет дерзновенно жена сия, что масленица "давала право на безрассудство, безудержное гуляние и обжорство, даже на некоторое осатанение", что только за буйством плоти воспоследует апофеоз духа, что без лихого праздника не обрести "желанной внутренней свободы", что масленичный разгул и есть очищение и покаяние.

    Рассказать бы вам, Анна Федоровна, всю правду о диких обычаях народных, о древних обрядовых действах, о свальном грехе и "масленичных детях", рождавшихся опосля, а "философию этого праздника" ограничить объяснением смысла карнавальной культуры и цитатами из Бахтина. Право же, славно бы получилось, по-научному, и не взяли бы вы перед Великим Постом на себя греха тем, что "ввели во искушение" неискушенного читателя, перемешав язычество с христианством и исказив смысл духовного очищения в покаянии.

    Согласно вашему толкованию масленичной недели, которая непосредственно предшествует посту, человек в буйстве грубого земляного раскрепощения самопроизвольно исторгает из себя в хмельном эмоциональном выплеске "тот самый грех", наподобие самопроизвольного исторжения скверны из орущего пьяного мужика. Затем похмельный, "очищенный" таким способом от греха мужик готовится к Пасхе и к началу весенних полевых работ, которые, как вы пишете, "надо было встретить чистым, облагороженным... а не с переполненным брюхом".

    Матушка Анна Федоровна, Воскресение Христово – это не полевые работы, а пост существует вовсе не для очищения мужикова брюха к посевной. Совсем иначе призывает Церковь избавляться от греха – покаянием и сокрушением. А в помощь кающимся даны Христом две вещи – перечитайте шестую главу Евангелия от Матфея, – пост и прощение. Постом христианин добровольно показывает сатане льстивому, что дух человеческий сильнее воли плоти. Прощая же согрешения своим близким, мы чаем себе Божественного прощения.

    Описываемая Вами масленая неделя в Православной Церкви называется мясопустной, то есть в это время возбраняется есть мясо. Вступает в силу частичный пост. В богослужениях появляются великопостные особенности, звучит молитва Ефрема Сирина. Вся эта неделя – усиленная подготовка к посту, и завершается она не пьянкой, а Прощеным воскресением, умилительным богослужением, во время которого падает на колени весь православный люд и его священство и просят друг у друга прощения, проламывая стену мучительного греха и вступая в долгий постный путь, ведущий к Светлому Христову Воскресению.

    Никогда православие не имело отношения к жуткому весеннему беснованию язычества, богословию которого Вы так чутко сопереживаете и остатки которого так поэтично описываете. Нет уж, матушка, давайте снимем христианское седло с осатанелой языческой коровы и не будем смущать в посту братьев наших.

    РЕКЛАМА