Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_26180.html


15 февраля 2006

Александр Петров

Либерализм без берегов

Свобода самовыражения – это не лицензия на вседозволенность и моральную распущенность, считает шейх Фарид Асадуллин

Источник: http://religion.ng.ru/ НГ-Религии

Реакцию российских мусульман на публикацию скандальных изображений пророка Мухаммада в западной прессе можно назвать достаточно умеренной и сдержанной. Последователи ислама в России не поддержали акции протеста, которые в ряде стран Ближнего Востока, Африки и Юго-Восточной Азии привели к случаям вандализма и кровопролитию.

В то же время российские мусульмане считают недопустимым оскорбление религиозных чувств. "Карикатурный скандал", в который оказался втянут почти весь мусульманский мир, "НГР" попросили прокомментировать шейха Фарида Асадуллина, сопредседателя Информационно-аналитического центра Совета муфтиев России.


– Фарид Абдуллович, в чем вы видите причины разразившегося конфликта: в самом исламе или в несоблюдении морально-этических принципов западным секулярным обществом?

– Необходимо рассматривать эту проблему несколько шире. Это не проблема самих мусульман и их слишком обостренной, как это некоторым кажется, реакции на карикатуры. Это проблемы всех верующих, сталкивающихся с либерализмом "без берегов", который уже укоренился во многих европейских странах.

Дело в том, что наш мир в эпоху глобализации стал неимоверно сложным в плане взаимопонимания, а также развития диалога между различными культурами и ведущими религиозными традициями. В ценностной шкале современного постиндустриального общества происходят серьезные изменения, связанные с тем, что мир все больше отдаляется от традиционных религиозных ценностей, которые ему были изначально присущи.

– Можно ли проследить в этом конфликте некоторые тенденции очередного столкновения двух разных цивилизаций?

– Безусловно, тенденция столкновения мира либеральных ценностей с миром традиционной духовной культуры, в данном случае с духовной культурой ислама, очевидна.

С одной стороны, имеют место попытки вытеснить эти духовные традиционные ценности на периферию общественной жизни, а с другой – сопротивление самих религиозно ориентированных групп населения, которые пытаются сохранить свою религиозную идентичность и свои мировоззренческие приоритеты.

– Почему реакция мусульман на публикации карикатур была столь острой?

–Традиционно мусульмане остро реагируют на все, что связано с кощунственным отношением к их религиозными ценностями. В Коране по этому поводу мы читаем следующее: "Не обижайте и не будете обижаемы".

И вполне понятно, кто в данном случае выступил обидчиком. Это те газеты, которые первыми осмелились опубликовать образ Пророка Мухаммада во фривольной и извращенной трактовке. Все, что последовало на это со стороны мусульман, можно считать адекватным или не совсем адекватным ответом на эти публикации.

– Не свидетельствует ли подобная реакция на особую психологию мусульман, на отсутствие юмора и самокритичности?

– С чувством юмора и самокритичностью у мусульман все в порядке. Так, к примеру, жанр карикатуры широко распространен в современном арабском мире и практикуется на страницах разных арабских, иранских и турецких изданий. Но героями этих карикатур не выступают ни Иисус, ни Моисей.

Чаще всего это действующие политики – Буш, Шарон или просто некие обобщающие образы человеческих пороков. Безусловно, сегодня мусульманам нельзя инкриминировать, то что они первыми обидели представителей других религиозных традиций.

– Как должен решаться вопрос о совместимости западных принципов свободы слова с оскорблением религиозных чувств? Есть ли границы у свободы слова?

– Если говорить о совместимости западных секулярных принципов демократического общества, принципов свободы слова с чувствами верующих, то здесь стоит отметить тот факт, что само понятие демократии в современном западном обществе очень подвижно. Оно ставит очень часто совершенно разные акценты.

Демократия отнюдь не предполагает вседозволенности. Мусульмане разделяют право на свободу слова, свободу самовыражения и печати, но при этом должны быть четкие моральные и этические критерии, которые заставляют любого издателя и любого карикатуриста оставаться в рамках уважительного отношения к чувствам верующих.

– Однако все европейские государства – светские и их законодательства не запрещают использовать образы Бога и пророков в карикатурах...

– Безусловно, появление этих карикатур в ряде СМИ очень сложно подверстать под действующие европейские законодательства. Это скорее вопрос к корпоративному духу, к сообществу журналистов, которые должны для себя принять незыблемый канон: уважать права верующих.

Современная европейская действительность дает очень много путей для самореализации любого журналиста и не обязательно выражать свой творческий энтузиазм, используя для этого святые для мусульман понятия. Европейское сознание должно раз и навсегда понять, что любой мусульманин, как и любой искренний верующий, всегда будет очень болезненно реагировать на оскорбление того, что для него свято.

Свобода слова и свобода самовыражения – это не лицензия на вседозволенность и моральную распущенность. Иными словами, любая свобода слова должна иметь какие-то разумные пределы, связанные прежде всего с внутренними нравственными принципами человека.

РЕКЛАМА