поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
07 декабря 2005  распечатать

Александр Верховский

Религиозный боевик как жанр общественной мысли

Фундаменталистская агрессия облекает себя в литературные формы

Источник: НГ-Религии

Нашумевший роман Елены Чудиновой за короткий промежуток времени стал книгой, которую читаешь лишь для того, чтобы "быть в курсе". "Мечеть Парижской Богоматери" скорее следует рассматривать не как литературу, а как памятник общественной мысли, ведь автор создал нечто такое, мимо чего не прошли ни потенциальные единомышленники, ни потенциальные оппоненты.

Чудиновой удалось в удивительной полноте собрать популярную мифологию православно-националистической общественности, точнее – ее относительно просвещенной части. Как и положено в мифологии, персонажи книги представляют не только и не столько себя, а чаще всего – "национальные типы", причем в самом примитивном конспирологическом свете. Если чеченцы, то только чеченские террористы, а если эстонка – то работающая на них эстонская снайперша. Многочисленные арабы обоего пола выписаны столь демонстративно, преувеличенно отвратительными, что к этому до самого конца не успеваешь привыкнуть.

Из стандартного мифологического набора в книге нельзя обнаружить лишь антисемитизм: об Израиле автор и персонажи "Мечети Парижской Богоматери" отзываются подчеркнуто уважительно. Чудинова, таким образом, отмежевывается от классической версии всемирного заговора в пользу новой модели глобального противостояния христианства и ислама.

Наверное, ради утверждения этой модели не стоило писать роман: за десятилетие, прошедшее с выхода статьи Сэмюэля Хантингтона "Столкновение цивилизаций" даже самые малограмотные "народные политики" в нашей стране выучили, что именно такой конфликт и является двигателем новейшей истории. Правда, старые идеи Хантингтона российскими интерпретаторами толкуются обычно по-своему, и у Чудиновой видны следы этих российских особенностей. Во-первых, в борьбе с "миром ислама" пал именно Запад, а православные страны все-таки устояли. А во-вторых, в романе противостоят не просто религии, а вдохновляемые ими этнические общности: Европу завоевывают не мусульмане вообще, а арабы; всячески подчеркивается различие сербов и греков: первые борются, вторые – нет.

Но главная идея Чудиновой – это утверждение этического, эстетического и даже политического превосходства христианского фундаментализма над современным христианством. Главные боевики антиисламского подполья в книге – неверующие, но они обречены на поражение и свою символическую победу – переосвящение и последующий подрыв Нотр-Дама – могут одержать лишь благодаря другой части подполья – фундаменталистской.

Поскольку действие происходит в Париже, то это подполье представлено радикальными католиками, но автор ясно дает понять, что и в православии ему милее подобные же течения. По сути, Чудинова призывает к фундаменталистской революции, которая только и позволит избежать катастрофы в конфликте цивилизаций. Примечательно, что и среди мусульман в романе торжествует не умеренный "евроислам", а радикальное течение, ваххабизм.

Где-то за кадром остаются современные сложные отношения умеренных и радикальных групп, выступающих от имени разных религий или нерелигиозных идеологий. Остается только противостояние мусульманских и христианских фундаменталистов, потому что только они готовы бороться до конца, а остальные, более умеренные, обречены сойти на обочину или даже погибнуть. Кстати, убежденность Чудиновой в стратегическом превосходстве фундаменталистов над "теплохладными" верующими и тем более над неверующими разделяют многие: мол, чем сильнее и проще вера, тем больше сил она дает своим адептам, и тем они многочисленнее. Эту убежденность непросто обосновать историческими фактами, и базируется она скорее на априорных романтических представлениях о силе религиозного фанатизма. В романе никаких обоснований тоже не приводится. Однако небрежность в конструировании перехода от реальности исторической к реальности литературной типична для антиутопии как таковой.

Книга Чудиновой – именно романтическая. По жанру это – религиозный боевик. В боевике стороны всегда очерчены резко, а внутренняя динамика персонажа возможна только в одном – в осознании своего места в уже существующем строю.

В сложном реальном мире люди часто ищут чего-то простого. Хорошо, если они находят это простое в виде чтения боевиков отдыха ради, плохо – если боевик читается как политический манифест. Но то, что простительно в романе, выглядит как подростковый максимализм при переложении на язык политической публицистики. Между тем публицистические ссылки на роман Чудиновой – отнюдь не редкость, в том числе и во вполне солидных изданиях. И новый импульс этой волне ссылок дали, конечно, недавние беспорядки в пригородах Парижа.

Рассуждения при этом могут развиваться в двух направлениях. Наиболее распространенной является следующая версия: иммигранты из южных стран во Франции, как и в России, – это неизбежный источник дестабилизации и чуть ли не гарантированной катастрофы.

Вторая версия – это как раз "конфликт цивилизаций". Наиболее разумные из ее сторонников признают тот очевидный факт, что беспорядки в Париже имеют социальные, а не религиозно-политические корни (которые легче найти в нашем Нальчике). Но все равно разговор переводится с надоевшего уровня практической жизни на "высокий уровень" межрелигиозного конфликта. Тогда уже можно – вслед за Чудиновой или независимо от нее – рассуждать о необходимости защиты христианства от "мусульманского нашествия", а оппонентов обвинять в уклонении от спора во имя "глупой" политкорректности и ссылаться при этом на классиков XIX века, "неполиткорректно" призывавших защищать христианство. И действительно, почему это классикам можно, а Чудиновой и ее единомышленникам нельзя?

Ответ заключается вовсе не в том, что какие-то недальновидные люди требуют быть вежливее, чем классики сто и более лет назад. Наше время отличается от XIX века не только политкорректностью, но гораздо более серьезным изучением социальных процессов. Так что теперь не только профессиональному социологу, но и любому человеку, выступающему публично, не следует повторять дословно за классиками их социальные идеи – будь то идеи Мальтуса, Маркса, Достоевского или кого-то еще. Дело не в этике, а в знании. В том числе – о процессах иммиграции, об особенностях развития ислама в разных регионах, о политическом использовании религии.

Конечно, социальные знания (или хотя бы представления об их существовании) – не всеобщее достояние, и по-прежнему находится немало авторов, культивирующих самые невероятные идеи под видом социальных наук. Но, увы, и вполне вменяемые люди порой отказываются от использования знания в пользу романтической интерпретации. Происходит это либо от интеллектуальной усталости, либо от избытка эмоций.

Опускаясь на уровень романтизма при обсуждении комплекса религиозных, социальных и политических проблем, существующих в Западной Европе или в России, мы никак не способствуем разрешению противоречий, но потворствуем тем, кто использует "святую ненависть" как мобилизующую силу. Да, рост политического насилия и агрессивной пропаганды, в том числе имеющих под собой и исламскую почву, вызывает сильную эмоциональную реакцию. Не стоит уклоняться от рассмотрения этой острой и значимой проблемы из боязни обидеть мусульман, но в то же время такое обсуждение не должно порождать ответную неотрефлекcированную агрессию. Для этой агрессии оказываются приемлемыми даже такие примитивные формы, как роман Чудиновой, и общественная дискуссия скатывается на уровень боевика.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Александр Верховский

сюжеты:

Роман "Мечеть Парижской богоматери"

персоналии:

Елена Чудинова

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты