поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
10 ноября 2005  распечатать

Александр Трифонов

Богов не стоит просить о невыполнимом

Источник: Утро.ru|||

Практически в самом центре российской Евразии существует уникальная религиозная традиция. Традиционная вера марийцев сильно отличается от мировых религий, но не является примитивным язычеством.

...Глубокая осень погрузила природу в полусонное состояние. Не слышно ни ветра, ни щебета птиц, даже шум мотора нашей машины тонет в предзимнем безвременье. Грунтовая дорога ушла далеко за последнюю деревню, поднялась на вершину длинного холма, скрытого от посторонних глаз лесом. Здесь посреди поля находится священная роща – Саваран кусото.

На вопрос, какова история рощи, местная жительница пожимает плечами – всегда, мол, была. Так и все, что касается традиционной религии марийцев, мыслится верующими вечным. Для марийца традиционная вера сильнее и страшнее православия или ислама. От священных мест, населенных древними божествами, исходит могучая энергия. Например, наш водитель – мариец, выросший в городе, а потому никогда не принимавший участия в молениях, – так и просидел все шесть часов в машине. Боялся выйти. Ну а я отправился прямиком в рощу. Вековые дубы и молодые березки затянуты пеленой Yтреннего тумана. В глубине рощи что-то светится, из тумана то и дело появляются фигуры и ныряют обратно. Верующие и жрецы (карты) готовятся к таинству обряда.

Мне рассказывали, что карт знает все о законах мира, он проводник между людьми и богами, а в роще среди пришедших на моление расхаживал совсем не страшный маленький старичок. Деловито щурясь, отдавал указания на марийском языке, как и что надо сделать, здоровался с людьми. Обычно карты не стремятся общаться с журналистами во время проведения ритуалов, но мне повезло, я явился до начала всех церемоний.

Александр Таныгин, верховный жрец марийской традиционной религии, добродушно объясняет, что тут будет происходить. В роще разведены пять священных костров (тул). Их число может меняться, но оно всегда нечетное. Около каждого устраивается деревянный жертвенник с приношениями – хлебом и мясом. Моление обязательно проходит у большого дерева, которое символизирует Древо Мира, связующее мир людей с Небом.

Каждый жертвенник посвящен определенному богу. У самого дальнего молятся Великому Предку (Кугурак) и другим предкам-покровителям, за ним расположено место поклонения святым марийской традиционной религии. Среди святых поминают и... Иисуса Христа. "Христос для нас только святой", – поясняет мой сопровождающий. Марийцы – толерантный народ, они стараются не отвергать, а интегрировать и адаптировать в своей религии все нововведения. Один из важных нынче богов – Бог Процветания (Перке Юмо), объясняет карт и употребляет непривычное русскому уху определение: "Божество экономики и бизнеса". Да, религия хоть и традиционная, но на месте не стоит.

Самые многолюдные места поклонения – у костров Великого Белого Бога (Ош Поро Кугу Юмо), главы марийского пантеона, и Подательницы Жизни (Шочын Ава). Женское божество просят о благополучии в семье. В религии марийцев сильно женское космическое начало. Даже само понятие "Небо" у них женского рода.

В жертву богам приносят гусей и уток. Над кострами висят большие котлы, где варится мясо жертвенных животных. "Это таинственная часть обряда, фотографировать нельзя", – улыбается и пристально смотрит в глаза карт. Жрецы совершают личные молитвы по заказу пришедших.

Подхожу к одному из жертвенников, наблюдаю за процессом. Вот какая-то марийская бабушка переписывает себе в тетрадку названия богов с таблички у жертвенника. Вдруг раздается мелодия мобильного телефона. Оглядевшись по сторонам, бабуля быстро вынимает телефон и начинает разговаривать, пряча достижение цивилизации под платком. Марийские боги пока ничего не сказали о мобильной связи, так что продвинутая часть паствы потихоньку пользуется телефонами в роще. Зато все божества единодушны в запрете на курение, употребление алкоголя и сквернословие в святом месте.

Через некоторое время по роще разнесся ровный стук: верховный карт начал постукивать топором по ножу. Этим железным стуком отпугиваются злые духи. Сейчас начнется кульминация – общее моление. Рядом со мной еще секунду назад стояла веселая молодежь, дети с родителями, а теперь все без исключения встали на колени, выстроившись полукругом за жрецами.

Жрец начинает ясно и ритмично читать молитвы богам, акцентируя голосом важнейшие моменты. Это совсем не похоже на православную литургию. Каждая часть молитвы имеет жестко заданную структуру, построенную на рифме. Фактически марийские молитвы представляют собой древние стихи или гимны.

Во время моления проходит обряд кормления Огня (Тул водыж). В костры бросают кусочки жертвенной пищи, ее ароматом будут питаться боги на небесах. А люди после окончания молитв тоже устраиваются на общую трапезу. Смеркается, и только зарево от костров разносит по священной роще неровный свет.

Обращение к каждому богу сопровождалось просьбами о помощи в делах практических. Марийцы не каются перед небожителями и не просят каких-то абстрактных вещей типа мира во всем мире. По их представлениям расплата за грех на том свете неминуема, а боги и без лишних напоминаний поддерживают мировой порядок.

В столице республики ученые расскажут мне еще более поразительные вещи о традиционной марийской вере. Например, о тайнописи, с помощью которой несколько веков назад оповещали о молениях. О загадочной силе Ю, благодаря которой существует все сущее. Ю удивительно напоминает ведическую энергию прана. В основе марийской веры лежит экологическое сознание и представление о человеке как неотъемлемой части природы.

Конечно, у молений кроме чисто религиозного есть и глубокий социальный подтекст. Деревни и поселки, по сути, брошены властями на произвол судьбы. Работы здесь нет, молодежь старается уехать, а мужчины спиваются. Это справедливо не только для Марий Эл, но и для других регионов, где живут марийцы (сдается, это проблема не столько марийцев, сколько всей многонациональной России). В результате реформы образования "оптимизируются", то есть закрываются, сельские школы. Видите ли, разводят руками чиновники, в них мало учеников. После преобразований в сфере медицины последняя стала практически не доступна для деревенских. Люди живут натуральным хозяйством и не видят для себя будущего. Последняя опора в такой ситуации – карт.

Тут не встает вопрос, кому верить – чиновникам, телевизору или газетам. В общей атмосфере нравственного и экономического упадка села лишь роща, моление и карт олицетворяют собой стабильность. Жрец помогает советом, в том числе чисто житейским. В основном, подсказывает, как вести себя в той или иной ситуации. Ну, а главное, настоящий карт никогда не соврет людям, не будет обещать невыполнимого, на чем и держится его высокий авторитет.

С древних времен моления выполняют интегрирующую функцию. На них собирается весь народ, вне зависимости от пола, возраста или материального достатка. Даже крещеные марийцы ходят в рощу. У них особой популярностью пользуется Шочын Ава, которую сравнивают с Богородицей. Моление в Саваран Кусото имело характер общемарийского. Оно случается каждый год в конце весенне-осеннего сезона молений по всем районам республики. Раз в 5-10 лет проходят общемировые моления, на которых жрецы просят процветания всей земле и всем народам.

Традиционная вера марийцев вышла из подполья только во времена перестройки. Возможно, их удивительная религия – не просто осмысление архаических представлений. Ведь, как сказал мне один пожилой мариец, моления – не возврат к прошлому, а обращение к Вечности.

10.11.2005

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Александр Трифонов

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

24.06.2019

Александр Щипков выступит на конференции, посвященной участию Церкви в сохранении и восстановлении архитектурно-культурного наследия

Вышли в свет издания о священнике-интеллектуале советской эпохи протопресвитере Виталии Боровом

Грузинский патриарх в связи с событиями в стране призвал не допустить ошибки

В УПЦ отмечают снижение числа захватов храмов при Зеленском

Александр Щипков: сериал "Чернобыль" – попытка Запада нанести удар по русской ядерной промышленности

23.06.2019

Щипков. "Чернобыль"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 89

22.06.2019

В День памяти и скорби Патриарший наместник Московской епархии возложил венок к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены

Сторонники "Православной церкви Украины" предприняли попытку силового захвата приходского дома в селе Постойное Ровенской области

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

02.06.2019

ИА "Новороссия":
Дмитрий Бабич
Дмитрий Бабич: Ультралиберализм – новый вызов России

НП "Русская культура":
Татьяна Игошева
Татьяна Игошева. О принципе "прозрачности" в лирике Олега Охапкина

26.05.2019

Официальный сайт Московского Патриархата:
Святейший Патриарх Кирилл
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии вручения Патриаршей литературной премии 2019 года

18.05.2019

Федеральное агентство новостей:
Денис Тукмаков
Храм-на-Драме, Екатеринбург: сытые деньги, скверный протест, спящие власти

13.05.2019

Вести.ua:
Андрей Хрусталев, Артем Гавриленко
Вести: поместный православный Чернобыль – зачем Филарету возрождать Киевский патриархат

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты