Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_22397.html


17 октября 2005

Дмитрий Сладков, Саров

Святой землей Соловков завладеет музей

Эти планы музейных коммерсантов должны получить жесткий и решительный отпор гражданского общества

Святейший Патриарх Алексий II на Преображение посетил Валаамский монастырь. Эта недавняя поездка широко освещалась в прессе, но на одну деталь надо еще раз обратить внимание.

В ходе визита журналисты попросили Патриарха сравнить возрождение Валаамского и Соловецкого монастырей. Патриарх сказал, что Валаам восстанавливается намного быстрее и успешнее. Словно печать трагизма, по словам Его Святейшества, лежит на Соловках, где в 1930-х годах находился концентрационный лагерь и где погибли тысячи верующих.

Патриарх отметил, что ситуация осложняется в том числе из-за того, что существующий на Соловецких островах музей препятствует возрождению монастыря. Святейший Патриарх Алексий II выразил сожаление в связи с такой позицией музейных сотрудников и выразил надежду, что вскоре ситуация изменится к лучшему (patriarchia.ru).

Реакция Соловецкого государственного музея-заповедника, находящегося в ведении г-на Швыдкого, не заставила себя долго ждать. 27 сентября в Архангельске должно было пройти совещание с повесткой дня, фактически сводящейся к полной передаче всех земель и всей инфраструктуры архипелага под управление музея.

В сентябре это совещание не состоялось из-за протеста руководителей Приморского района Архангельской области, к которому недавно были приписаны Соловки. Но с этими людьми "поработали", и совещание все-таки состоится. Теперь оно назначено на 20 октября.

Сегодня мы публикуем проект решения предстоящего совещания. "Политкорректный" язык этого документа не может скрыть его целей. В переводе с бюрократического на русский они таковы:

  1. Захват Соловецким музеем всех без исключения земель архипелага, в том числе находящихся под монастырем и его скитами. Уничтожение Соловецкого лесхоза – федерального предприятия, руководство которого конструктивно сотрудничает с монастырем.

  2. Отказ от возвращения Соловецкому монастырю церковного наследия – храмов, зданий, скитов, созданных пятивековым трудом насельников. Именно это означает навязываемая схема передачи имущества через Федеральное агенство по культуре и кинематографии – без упоминания Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. Сегодня законным юридическим порядком монастырю не возвращено ни одного здания. Имитационный порядок передачи имущества при сохранении всех реальных прав у музея планируется сохранить и впредь.

  3. Захват Соловецким музеем всей жизнеобеспечивающей инфраструктуры поселка, включая школу, больницу, детский сад, пожарную часть, электростанцию, которые отныне будут финансироваться через Федеральное агенство по культуре. Это означает поставить мирское население Соловков (около 1000 человек) в полную зависимость от музея, сделать их заложниками. При постановке же Церковью вопроса о возвращении Соловков ей будет предложено полностью взять на себя содержание инфраструктуры.

  4. Благостная с виду и фальшивая по сути имитация несуществующего "согласия" Русской Православной Церкви с Соловецким музеем-заповедником и его покровителями – г-ном Швыдким, г-жой Гениевой (фонд Сороса), другими зарубежными фондами, предпринимателями в сфере туристического бизнеса.

  5. Главная цель руководства музея – продолжить движение по "предпродажной упаковке" Соловков и превращению их в высокодоходный товар на туристическом рынке Северной Европы. Плененный и ограниченный в развитии Соловецкий монастырь будет выполнять роль привлекательного для зарубежных туристов этнографического экспоната.

Навязываемый сценарий с очевидностью противоречит интересам Церкви. Но он противоречит и интересам России, всех нас, противоречит и положительным тенденциям в сфере церковно-государственных и церковно-общественных отношений. В России государство принимает решение о передаче земель Церкви. На Соловках процесс идет в противоположную сторону.

Тьма боится света. Представляется, что в этой ситуации самое главное – широкая гласность, пристальное общественное внимание. О планах "упаковщиков" должны узнать все – от простых граждан до депутатов Государственной Думы, Совета Федерации, областных законодательных собраний, губернаторов, министров, сотрудников Администрации Президента, предпринимателей, деятелей науки, культуры, образования.

Если у кого-то из вас есть возможность написать письмо знакомому депутату, чиновнику, академику, народному артисту, иному влиятельному лицу с требованием вмешаться, это надо сделать.

Если у кого-то из вас есть возможность разместить информацию на сайте, в газете, на радио, это надо сделать.

Если у кого-то из вас есть возможность проинформировать собственный приход, друзей, коллег по работе, написать обращение, собрать подписи, это тоже надо сделать.

"Сегодня на Соловках – завтра в России". Справедливость этой пословицы была доказана в 20-е годы минувшего столетия. Сегодня мы опять стоим на исторической развилке.

Православная Церковь, выстоявшая в годы расстрелов и концлагерей, выстоит и перед лицом бесстыдного культа наживы. Выстоит и Соловецкий монастырь. Но ему надо помочь всем миром.


См. также:

РЕКЛАМА