поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
20 сентября 2005  распечатать

Татьяна Кравченко

Елена Чудинова: "Я не хочу жить в московском халифате"

Источник: Политический журнал|||

Писательница Елена Чудинова – автор романа "Мечетъ Парижской Богоматери", своеобразной книги – предостережения, антиутопии: в не столь отдаленном будущем Евросоюз объявляет ислам государственной религией, собор Парижской Богоматери превращается в мечеть, христиане сосланы в гетто... По мнению писательницы, все предпосылки для такого развития событий уже имеются в нашей сегодняшней реальности.

– Елена Петровна, давно у вас возникло неприятие исламской цивилизации?

– Думаю, года с 95-го, с Чечни. Это долго накапливалось подспудно.

– Это никак не связано с усиленной миграцией? С тем, что Москву, как принято считать, наводнили переселенцы с Кавказа, из Средней Азии?

– Нет. Я просто пыталась понять происходящие в обществе процессы. И неприятие исламской цивилизации усиливалось по мере того, как усиливалось осознание проблемы. Осознание, что наши либералы потерпели полный крах, настояв на свободе для чеченцев. Что чеченцы сделали с этой свободой? Тут же ввели шариатские суды. На меня это произвело шоковое впечатление...

Но начнем с того, что я патерналистка. Я считаю, что народы есть ведущие и ведомые. Возьмем ту же Индию – как много дало ей британское господство! И вдов сжигать запретили, и дороги проложили, и медицину стали развивать – да всего не перечислишь!

– Но, например, Серафим Роуз, на которого вы ссылались в некоторых своих интервью, писал об опасности медленной экспансии – о расширении влияния буддизма в западных странах, и в Европе, и в Америке.

– Серафим Роуз писал, по сути, о последствиях ухода англичан из Индии. Не надо было им из нее уходить. Это закономерно – если мы не захватываем их нашей культурой, нашей цивилизацией, то они захватывают нас. Если цивилизация не приходит от нас, то тогда к нам идет дикость. Здесь не может быть толерантности – это всегда перетягивание каната.

– Ваша позиция как-то не вяжется с общечеловеческими ценностями.

– Безусловно. Я враг общечеловеческих ценностей.

– А какой смысл вы вкладываете в понятие "цивилизация"?

– Некий свод знаний, затем – определенное восприятие жизни. Индивидуальное восприятие, индивидуальное мироощущение. Сейчас осознание ценности каждой отдельной человеческой жизни приписывают торжеству общечеловеческих и гуманистических идеи. Но в действительности-то это осознание дало христианство.

Для меня очевидно, что ценности нашего нынешнего постхристианского общества, в какой-то момент высоко всплеснув, пошли на спад. И сейчас наблюдается некоторая растерянность, потому что эти ценности оказались нежизнеспособны. А вот что придет им на смену – интересный вопрос.

– Доказательства? Почему они оказались нежизнеспособны?

– Сейчас идет развернутая экспансия ислама, и Европа не может ей противостоять – она потеряла механизмы самосохранения. Мне уже доводилось упоминать, что, когда убили Тео Ван Гога, голландцы были в шоке от осознания, что их ценности оказались ложны. Ощущение краха было очень сильным: боролись за свободу, добились свободы, человек свободно высказал свои мысли о том, что ислам угнетает и оскорбляет женщину, и его за это убили. Заметьте, не на Востоке – в его собственной европейской стране. Парадокс!

– Но Тео Ван Гога убили-то не голландцы, а мусульмане.

– А что это доказывает? Что диалог между нашими цивилизациями невозможен. После того, как вышла моя книга "Мечеть Парижской Богоматери", я стала получать довольно много писем от мусульман. Эти мои корреспонденты делятся на две категории: на тех, кто просто угрожает, и на тех, кто изображает себя белыми и пушистыми, а меня – злобной клеветницей. И вот эти вторые пытаются вынудить меня вести с ними диалог на их поле. Спрашивают, а хорошо ли я знаю Коран, а читала ли я таких-то их богословов... Я отвечаю: извините, я плохо знаю Коран. Я борюсь за то, чтобы я имела право его не знать. Потому что нам, европейцам, хватит и того, что мы за нашу историю накопили. Мне всей жизни не хватит, чтобы освоить и русскую, и европейскую культуру... Зачем мне Коран? Если кто-то из европейцев захочет изучать Коран, он может поехать куда-нибудь в Марокко и там сливаться с мусульманской цивилизацией.

Я не собираюсь играть в теологические диспуты, потому что это не имеет никакого смысла. Но если бы вопрос был только в диспутах! Потому что за теми, кто теоретически доказывает гуманность ислама, маячит некто не очень гуманный.

Диакон Андрей Кураев писал очень здраво: если бы дело обстояло так – сегодня ламаисты самолет захватили, завтра кришнаиты поезд подорвали, послезавтра православные взяли детей в заложники, еще через день иудеи где-то окопались и стреляли по прохожим, да, тогда бы мы сказали, что никакие религии, сколь бы они ни были прекрасны, человеческую природу усовершенствовать не могут. Но ведь это же не так! И я не могу поверить, что тысячи экстремистов – просто мракобесы, а их поступки – отклонения от гуманной религии, миролюбивой и полной любви.

– А что же нам делать в нашем многонациональном государстве? Мы живем бок о бок с мусульманами. Я не говорю про Чечню – я говорю про Казань, про Уфу. И татары, и башкиры традиционно мусульмане. А если следовать вашей мысли, все мусульмане в конце концов станут на порочный путь.

– Это очень возможно. И наше дело этого не допустить. Сделать все, чтобы татары и башкиры были татарами и башкирами, и муллы у них были бы татарскими и башкирскими. А не возникали непонятно какие фонды и не появлялись муллы совершенно не татарской и не башкирской внешности.

Нынешний, современный ислам тяготеет к интернациональной сети. Это, строго говоря, уже не вопрос религии, а вопрос политики. Не обращать на него внимания преступно.

– В своей книге вы пишете, что единственный способ борьбы с мусульманской экспансией – проповедь.

– Да. Российская империя недостаточно проповедовала, в ее границах все народы жили в своих религиях. Она была толерантна, даже слишком толерантна. Она, поглощая, оставляла свободу. И сейчас мы за это и платим.

– Но равновесие-то худо-бедно держалось. А вам не кажется, что если власть сильна, то никакие – ни религиозные, ни прочие – волнения не возникают: народ власти боится. А что можно сделать проповедью?

– Наши общеевропейские предки сделали проповедью всю Европу. Один католический священник-традиционалист рассказывал мне, как было раньше. Вызывали монаха, говорили: видишь, вон там гора, на ней живут язычники. Очень свирепые язычники. Мы тебя назначаем их епископом. И через два года, если язычники его не убивали, он действительно становился епископом. Слово – это Бог. Проповедью многое можно сделать.

Сейчас я очень остро ощущаю, что при всех различиях нам, христианам, надо объединяться в общехристианском смысле этого слова. Конечно, можно возражать против католической экспансии, но эта опасность несравнима с исламизацией – если так пойдет дальше, мы будем жить при московском халифате. Вот уж тогда нам будет не до католической экспансии. Нужно же выстраивать приоритеты.

– А как насчет американской экспансии?

– Конечно, я не хочу, чтобы у нас была американская провинция с американскими гарнизонами, но американцев я предпочту мусульманам. Если нас завоюет Америка, что мы сделаем? Сочиним анекдоты, возобновим самиздат – да жили же мы при советской власти! Американцам душа не нужна, и мы останемся собой. А исламу нужна душа, и через несколько поколений нас уже не будет, а будут мусульмане, голубоглазые и светловолосые.

Поймите, мне важно одно: я читаю Достоевского и слушаю Рахманинова и хочу, чтобы через пятьдесят лет люди, живущие в России, тоже читали Достоевского и слушали Рахманинова. Я говорю на русском языке и хочу, чтобы они говорили на нем же. А какого цвета у них будет кожа и какой разрез глаз – мне почти все равно. И здесь я не противоречу себе. Да, выше я сказала, что есть ведущие и ведомые народы, но народ-водитель не может быть моноэтническим. Народ – это прежде всего дух, язык, мироощущение, это поток, подпитываемый ручьями самой разной крови.

– Пути? Как обеспечить такое будущее?

– Необходим церковный ренессанс.

– Но он и происходит. Члены правительства и президент посещают церковные службы, патриарха в новостных программах постоянно упоминают.

– Если во время пасхальной службы храм битком набит народом, это не значит, что страна православная. Православных в нашем обществе всего 4% – тех, кто действительно живет так, как положено по канонам. То, что сейчас происходит, – это псевдоренессанс, а нам нужен настоящий.

– Признаки настоящего ренессанса?

– Привлечение интеллектуального ресурса в религиозную сферу.

– Как это сделать, не реформируя религию?

– А зачем нужны реформы?

– Потому что по-настоящему воцерковленный человек свою жизнь подчиняет церковным правилам. Посещение храма, службы – суббота, воскресенье, среда, пятница, молитвы дома, чтение соответствующих книг, а ведь взрослый нормальный человек еще и работает восемь часов в день плюс час-два дороги до работы (по московским меркам).

– А сколько времени мы тратим на чтение детективов, на телевизор, на треп по телефону? Мы же не с утра до вечера пребываем в интеллектуальной деятельности.

– Но это расслабление, отдых, который необходим. Никаких интеллектуальных затрат при чтении детектива не происходит. А посещение службы, или чтение духовных книг, или молитва – тут требуется работа души, расслаблением и отдыхом это никак не назовешь. Одновременно интеллектуально трудиться и быть исправным прихожанином очень непросто.

– Знаете, во Франции многие представители элиты – католики-традиционалисты. Среди так называемых лефевристов немало и чиновников высших эшелонов, и крупных предпринимателей. И никому из них длинные мессы и молитвенные правила не мешают ни в карьерном росте, ни в бизнесе. В ранней юности на меня произвело сильное впечатление знакомство с одной молодой семьей хасидов. Ох, столько у них было всяческих осложняющих быт примочек! А уж когда я увидела один раз, что они делают каждую пятницу... И, между прочим, это были очень занятые люди: муж был программист, а жена – фанатически увлеченный преподаватель французского языка, да еще они без дедушек-бабушек управлялись с двумя маленькими детьми. Я думаю, большая ошибка считать, что расхлябанный образ жизни постсоветского интеллигента – это и есть эталон.

А церковь что, церковь с древности была реалисткой. Понятно, что человек на протяжении своей жизни много раз много чего нарушит из ее установлений. Главное, чтобы, нарушая, он отдавал себе отчет, что отклоняется от христианской жизненной нормы. А вот все наши нынешние религиозные "перегибы" – последствия безрелигиозной эпохи. Истеричное воцерковление, пренебрежение мирскими обязанностями из-за чрезмерного религиозного рвения – это все от неофитства.

– А соблюдение обрядов?

– Вот вам пример. Пост должен быть строгим, но существует масса послаблений – и по здоровью, и по другим причинам. Не постящийся должен отдавать себе отчет, что он не соблюдает пост потому-то и потому-то. Но он не должен говорить: я не пощусь, потому что это все ерунда. То есть эталон нельзя отменять. Церковь видит, что человек оступается. Но, оступаясь, он должен знать, что грешит, понимать, что грех сильнее его. Из нашей жизни не должен исчезать критерий греха. Я о том и пишу, что современный католицизм сделал церковную жизнь настолько необременительной, что ее можно утратить, даже этого не заметив. Ведь не случайно у меня в романе в катакомбы уходит только маленькая горстка традиционных католиков.

19.09.2005

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Роман "Мечеть Парижской богоматери"

персоналии:

Елена Чудинова

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты