Борис Малышев "Люди-бомбы" – герои и зомби Почему шахида не следует называть "камикадзэ" Когда речь заходит об исламских террористах-смертниках, как в российской, так и в зарубежной прессе все чаще можно встретить словосочетание "шахид-камикадзэ". И против такого словосочетания активно протестуют японские ветераны Второй мировой войны. Насколько же правомерен термин "шахид-камикадзэ" и насколько справедливы упреки бывших японских солдат?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к истории. В конце ХII в. над Японией нависла угроза монгольского вторжения. В 1274 и в 1281 гг. могучая армада Хубилай-хана приближалась к берегам Японии с целью ее захвата. Однако обе экспедиции монголов окончились неудачей: каждый раз мощный тайфун, поднимавшийся как раз в тот момент, когда захватчики готовились к высадке на берег, уничтожал почти все их корабли. Японцы назвали эти тайфуны "камикадзэ", что означает "божественный ветер", подчеркивая, что таким образом боги оказали помощь японскому народу и спасли его от порабощения.
О слове "камикадзэ" японцы вновь вспомнили в конце Второй мировой войны, когда японский флот понес огромные потери в районе оккупированных Марианских островов (Филиппины). Весь японский флот имел столько самолетов, сколько один вражеский авианосец, поэтому он не мог отражать массированные атаки противника. Но поскольку Япония не желала капитулировать, а обычные способы обороны оказались неэффективными, командованию морской авиации не оставалось ничего иного, как изменить тактику обороны. Тогда и возник план использовать пилотов-смертников, с помощью которых японское командование надеялось переломить ход военных действий. Основателем и идейным вдохновителем первых отрядов камикадзэ был заместитель начальника генерального штаба японских ВМС вице-адмирал Ониси Такидзиро, который осенью 1944 г. сформировал первую эскадрилью пилотов-смертников. Эскадрилью самолетов "Зеро", выделенную для совершения атак пилотами-смертниками, Ониси назвал "Камикадзэ токубэцу когэкитай" ("Эскадрилья особых атак Божественного Ветра").
Тактика пилотов-камикадзэ получила в японской армии весьма широкое распространение. Вскоре появились "люди-торпеды" кайтэн, направлявшие на корабль противника управляемую торпеду, и "люди-мины" они выплывали навстречу вражескому кораблю с шестом, к концу которого прикреплялся мощный снаряд. В сухопутной армии появились "люди-пулеметы", "люди-снаряды" и т.д. Погибшие становились примером мужества и героизма, молодые солдаты старались им подражать. В стране даже сформировался культ погибших – повсюду висели их портреты. К концу войны в японских вооруженных силах уже действовали сотни отрядов смертников, и состав некоторых из них даже превышал тысячу бойцов.
Идея использовать в бою солдат-смертников возникла в японской армии не случайно. Отчасти она была вызвана слабой технической оснащенностью и нехваткой самолетов в подразделениях военно-морской авиации, однако решающую роль все же сыграл традиционный менталитет японского народа. Дело в том, сам факт вероятного поражения японские солдаты воспринимали не так, как солдаты противника. В освященной веками традиции воинов-самураев военнопленных просто не существует. Поэтому захват противником и плен представлялся японцам гораздо страшнее смерти. Плен покрывал позором не только самого воина, но и всю его семью, всю страну. И когда перед японскими воинами вставала угроза поражения, они предпочитали с достоинством умереть. Так было и во время Второй мировой войны.
На основе морально-этической системы самураев бусидо ("путь воина") формировалась вся идеология отрядов камикадзэ. Причем главным элементом этой идеологии была готовность каждого солдата умереть за Японию и за императора. В тех отрядах, где это было возможно, непременным атрибутом камикадзэ был самурайский меч. Перед вылетом на смертельное задание пилоты-камикадзэ повязывали на голову белые повязки точно такие, какие перед боем надевали самураи, и под барабанную дробь выпивали чарку сакэ.
В идеологии камикадзэ отчасти присутствовал и религиозный элемент. Государственный синто объявил о том, что душа каждого солдата, отдавшего жизнь за свою страну, становится синтоистским божеством ками и будет пребывать в особом святилище Ясукуни-дзиндзя. Перед смертью камикадзэ прощались друг с другом со словами: "До встречи в Ясукуни!" Но при этом следует помнить, что японцы никогда не были глубоко религиозным народом, большинство из них воспринимали и воспринимают религию как дань традиции предков, и совершать акт самоубийства, будь то традиционное харакири, или атака пилота-камикадзэ, японцев побуждало исключительно стремление сохранить собственную честь, а отнюдь не религиозные мотивы и желание получить за это воздаяние на небесах.
Атаки камикадзэ унесли жизни примерно 2530 пилотов японского флота и почти столько же армейских летчиков. 15 августа 1945 года, в день капитуляции Японии, вице-адмирал Угаки Матомэ, командовавший операциями камикадзэ на о. Кюсю, вместе со своим штабом лично совершил последнюю самоубийственную атаку американских кораблей возле Окинавы. А когда создатель корпуса камикадзэ вице-адмирал Ониси, понял, что капитуляция страны неизбежна, он совершил харакири, предпочтя смерть поражению.
Использование в бою пилотов-смертников и вызывало, и продолжает вызывать справедливую критику японского флота, который впервые в истории войн применил в качестве способа атаки противника массовое самоубийство. Действия камикадзэ вызывали и резкое неприятие демократически настроенной части японцев, поскольку подобная тактика не могла изменить хода войны, а только вела к чудовищным потерям. И все же, по данным военной статистики, 80 % потерь американцев на заключительном этапе Тихоокеанской войны было обусловлено именно действиями камикадзэ. И главным в этих поражениях было моральное потрясение противника: американцы просто не были готовы психологически к борьбе с камикадзэ.
А кто же такие исламские смертники-шахиды?
На заре возникновения ислама боевым кличем мусульман в сражениях с "неверными" были слова: "Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк его". Это основополагающее положение символа веры ислама называется шахада ("свидетельство"). Поэтому мусульманского воина, павшего в битве с "врагами Аллаха и ислама", стали называть "шахидом".
Согласно хадисам (изречениям Пророка Мухаммеда), шахид своей смертью в бою от рук неверных утверждает свою веру. За это ему обещается прямая дорога в рай, куда его душа попадает, минуя испытания в могиле и в мусульманском чистилище. Шахид даже не нуждается в традиционном омовении перед погребением. В раю ему уготовано место рядом с Аллахом.
Впоследствии шахидами стали называть всех мусульман, погибших насильственной смертью: убитых человеком или животным, ставших жертвами эпидемий и стихийных бедствий, утонувших, а также умерших во время совершения хаджа паломничества в Мекку. Но гибель в бою с неверными всегда считалась в исламской традиции наиболее почетной. Поэтому вполне естественно, что восхваление гибели за веру как самой верной дороги в рай вызывало у многих мусульман стремление удостоиться этой чести.
В 60-90-х годах ХХ века шахидизм как особое течение в исламе возродился с новой силой. Прежде всего, это было связано с появлением первых шиитских террористических организаций, которые начали вести борьбу с Израилем и "сионизацией" Ближнего Востока. Цели использования террористов-смертников могут быть самыми разными. Например, экстремистская группировка "Хезболла" вначале была довольно малочисленной и никому не известной организацией. И для того, чтобы заявить о себе и обрести влияние в Ливане, она начала предпринимать широкомасштабные террористические акты с использованием смертников. Самые крупными актами смертников "Хезболлы" были взрывы начиненных взрывчаткой машин в посольстве США и в казармах американской морской пехоты и французского иностранного легиона в Бейруте в 1983 году. Во время двух последних терактов, которые были совершены одновременно, погибло свыше 300 человек и несколько сот человек получили тяжелые ранения. Тактика применения террористов-смертников тогда возымела успех: после этих терактов начался вывод подразделений зарубежных войск с территории Ливана. Затем шахиды "Хезболлы" направили свои действия против итальянских подразделений и южноливанской армии.
Среди исламских террористических группировок Ближнего Востока особенно выделялись экстремисты Палестины, которые начали широко применять практику использования смертников-шахидов не только для нападений на израильские военные объекты, но и для совершения террористических актов, уносящих сотни жизней мирных граждан. В этих целях использовались и женщины, которым было значительно легче пробраться с "поясом шахида" через израильские посты.
Сегодня мы почти ежедневно слышим сообщения об исламских террористах-смертниках, которые взрывают себя, безжалостно унося десятки жизней ни в чем не повинных людей. И, как правило, "живыми минами" оказываются исламские фанатики. В Ираке это боевики "Аль-Каиды", в Израиле палестинские экстремисты, в Чечне ваххабиты. В связи с этим возникает естественный вопрос: откуда в мирное время берется такое количество самоубийц, не дорожащих ни своей, ни чужой жизнью?
Многие аналитики не без основания считают, что виной всему религиозный фанатизм, который калечит психику людей. Однако мусульманские духовные лидеры и богословы не согласны с таким выводом. И действительно, любая религия, в том числе и ислам, учит, что жизнь человека это дар Всевышнего, на который никто не вправе посягать. Так как же с этим согласуются действия шахидов-смертников? И здесь необходимо вспомнить о том, что в каждой религии помимо официального направления существует множество альтернативных оппозиционных движений, идеология и деятельность которых зачастую существенно расходится с официальным учением. Многие из таких движений, как правило, радикального толка, широко применяют специфические методы воздействия на психику своих последователей. К таким методам относится и использование наркотических средств, и техника гипнотического воздействия на человека. Вполне естественно, что у большинства людей, подвергшихся подобному воздействию, смещаются все морально-нравственные ориентиры, свойственные нормальному человеку.
Эти люди начинают воспринимать мир совершенно иначе. Они перестают руководствоваться общечеловеческими моральными ценностями и законами, утрачивают чувство жалости к другим людям и в то же время теряют чувство самосохранения и страха перед смертью. Пройдя соответствующую психологическую обработку, человек способен выполнить любую заложенную в него "программу", в том числе и самоубийство. И если у такого человека спросить, почему он совершает те или иные действия, он не сможет внятно объяснить причину своего поступка". Именно к этой категории людей и относятся зомбированные исламские фанатики, способные к захвату больниц (вспомним Буденовск) и школ (Беслан), к убийствам женщин, стариков и детей (Ирак). И, что характерно, управляют этими зомбированными существами люди, весьма далекие не только от религиозных, но и вообще от каких-либо нравственных идеалов, которые сами вряд ли способны на акт самоубийства ради идеи.
По мнению специалистов, такое зомбирование личности чаще осуществляется не столько с помощью гипноза, сколько в результате применения сильнодействующих наркотиков. В результате "запущенный" в человеке механизм начинает работать как часы. Причем количество "программ" и идей, которые можно вложить в данного человека, практически не ограничено. А вот очистить от них сознание чрезвычайно трудно. Для этого специалисту-психиатру необходимо знать не только "пароли" или кодовые слова, "запускающие" эти программы, но и принципы, по которым проводилось зомбирование. Поэтому путь возвращения к нормальному сознанию возможен только через одну дверь ту, которую своей же рукой закрыл обработавший зомби гипнолог.
Именно такая технология применяется в подготовке шахидов-смертников. В тех редких случаях, когда этих людей удается задержать до совершения террористического акта, они механически повторяют внушенные им примитивные фразы о возмездии и о воле, якобы продиктованной свыше, хотя сами даже не понимают, о чем идет речь.
Это особенно наглядно проявляется в практике использования женщин-смертниц чеченскими боевиками. Обычно будущая шахидка попадает в лагерь смертников принудительно. Насилие и наркотики ломают психику женщины, меняют ее сознание и настраивают на слепое подчинение хозяевам. При этом активно эксплуатируется и фактор личной мести за погибших мужей-боевиков. Группу подготовленных шахидок-смертниц сопровождает до места назначения проводник. По прибытии на место, он передает женщин "куратору", который указывает им объект атаки и снабжает взрывчаткой. Ни о каком сознательном акте самоубийства здесь уже не может идти речи.
И еще одна весьма характерная особенность. Когда зомбированные шахиды-самоубийцы говорят о необходимости покарать "неверных" и прочих врагов, они не проявляют при этом никаких эмоций, например, ненависти или гнева, которых в данной ситуации можно было бы ожидать. В то же время, к своим жертвам они не испытывают ни малейшей жалости. Их лица остаются такими же бесстрастными, как у африканских и гаитянских мертвецов, оживленных жрецами вуду.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что службы по борьбе с наркотиками установили наличие тесных связей исламских террористических группировок с международным наркобизнесом. По данным спецслужб США, только за последние 6 месяцев 2004 года "террорист номер один" Усама бен Ладен получил от афганских наркодельцов около 28 млн. долларов, причем часть этих денег была направлена чеченским бандформированиям.
Как и японские камикадзэ, сегодняшние шахиды-смертники воодушевлены высокими идеалами и готовы в любую минуту выполнить приказ своих руководителей, а близкие считают их героями. Но этим все сходство и ограничивается. Камакадзэ, идя на смерть, не руководствовался личными мотивами, а защищал честь своего народа и своей страны; шахид-смертник преследует своими действиями прежде всего религиозные цели и идет на смерть ради получения райского блаженства. Камикадзэ шли на смерть коллективно, подчиняясь военному приказу, и воевали с противником в честном и открытом бою. Акции шахидов-смертников направлены не против вооруженного противника, а против безоружных и мирных людей, которые не способны дать им должный отпор.
"Мы чувствуем себя глубоко оскорбленными, когда кто-то осмеливается сравнивать наши действия с акциями исламских террористов-смертников, – с возмущением говорят бывшие камикадзэ. – Мы совершали самоубийственные атаки на войне и боролись с противником как самурай с самураем. Шахиды совершают свои акции вслепую, и просто убивают невинных людей. Действия японских камикадзе прекратились с окончанием войны. Терроризм же не имеет конца, ему нет и не может быть оправдания!" И с японскими ветеранами вполне можно согласиться...
|