поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
14 августа 2005  распечатать

Алексей Байдин

О выборах Митрополита, интригах и политике старообрядческой элиты

Преждевременная кончина владыки Андриана поставила Старообрядческую Церковь в весьма сложное, если не безвыходное положение. Как справедливо отмечают многие, достойной смены покойному митрополиту нет. Во всяком случае, среди нынешних старообрядческих епископов. После кончины митрополита Алимпия (Гусева) большинству было очевидно, что Церковь возглавит именно епископ Андриан. Сейчас такого явного "фаворита", бесспорного кандидата на первосвятительский престол нет. Поэтому уже сегодня можно предположить, что выборы нового главы Церкви затянутся на неопределенное время.

Возможно несколько вариантов развития событий. Наиболее вероятно, что Освященный Собор Старообрядческой Церкви, который, вероятно, должен состояться осенью на праздник Покрова Богородицы, не сумеет назвать имя нового митрополита. Ни один из кандидатов не наберет 75 % голосов участников Собора, необходимых для избрания на первосвятительский престол. В таком случае Собор может принять поправку к Уставу Церкви, которая позволит избирать митрополита простым большинством голосов. После того, как она будет одобрена и утверждена в Министерстве юстиции, будет созван новый Собор, который и изберет митрополита.

Этот процесс может растянуться до начала следующего года. Все это время Старообрядческой Церковью будет управлять местоблюститель – архиепископ Иоанн (Витушкин). Впрочем, учитывая весьма преклонный возраст и нездоровье архиепископа, можно предположить, что фактически все станет решать управляющий делами Московской Митрополии протоиерей Евгений Чунин.

Также существует небольшая вероятность того, что Освященный Собор с первого раза изберет нового митрополита. Им может стать епископ Зосима (Еремеев), известный как строгий канонист и блюститель традиций, или епископ Корнилий (Титов), человек образованный и не чуждый писательства. Но, необходимо заметить, что подобный исход событий маловероятен, поскольку епископ Зосима имеет слишком много недоброжелателей, а у епископа Корнилия ничтожно мал архиерейский "стаж" – он рукоположен 7 мая 2005 года.

Наверное, можно предположить, хотя эта версия практически неправдоподобна, что Освященный Собор изберет на первосвятительский престол некоего благочестивого священника или мирянина. На Освященном Соборе, проходившем в октябре 2004 года, были определено пять кандидатов в архиереи, причем двое из них уже получили епископский сан. Пока без святительских митр остаются протоиерей Валентин Новожилов, священноинок Патермуфий (Артемихин) и священник Никола Косырев. Самым известным из них является протоиерей Валентин Новожилов, деятельный помощник архиепископа Иоанна в управлении Костромской епархией.

Если же представить, что сейчас в Московской Митрополии сложилась некая мощная группа единомышленников, подобная "клану Гусевых", управлявшему Старообрядческой Церковью при митрополите Алимпии, то можно ожидать избрания на первосвятительский престол некоего безвольного и слабохарактерного епископа. Такой митрополит, сколь долго бы он не возглавлял Церковь, будет очень удобен для тех, кого в светском обществе называют "правящей элитой". Эта "элита" сможет так же воздействовать на Предстоятеля РПСЦ, как в свое время управляющий делами Московской Митрополии протоиерей Леонид Гусев влиял на своего брата митрополита Алимпия.

Не исключено также, что делегаты Освященного Собора поступят подобно тому, как делали кардиналы на Конклаве, когда затруднялись избрать нового Папу Римского. Будет предпочтен некий престарелый епископ, а за время его недолгого руководства Церковью окончательно определятся возможные претенденты на его место. Таким временным митрополитом может оказаться тот же архиепископ Иоанн (родился в 1926 году).

Однако кто бы ни стал главой Старообрядческой Церкви, он должен будет решить, следовать ли курсом митрополита Андриана или вернуться к политике его предшественников.

Вероятно, в том, что касается взаимодействия Церкви и светской власти не будет изменений – дело владыки Андриана будет продолжено, поскольку ему впервые в истории старообрядчества удалось начать диалог РПСЦ с представителями власти. Он встречался и с Президентом России, и с мэром Москвы, и с чиновниками разных уровней, сумел найти общий язык с представителями прессы, и с научной интеллигенцией. Это принесло определенные плоды: распоряжением Владимира Путина от 2 сентября 2004 года митрополит Андриан был введен в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте. Хотя взаимодействие Церкви и властей было не везде и не всегда удачным, оно, несомненно, оказалось полезным для старообрядчества. Все это является несомненной заслугой покойного митрополита. Было бы странным, если бы новый глава Старообрядческой Церкви отказался от помощи государства и прекратил поддерживать отношения с властями. Впрочем, тут многое зависит от светских правителей: захотят ли они "дружить" с новым митрополитом, признают ли его, как признали владыку Андриана?

Другое дело – межконфессиональный диалог, в котором митрополит Андриан принимал участие. Следует заметить, что значительная часть староверов не одобряла этот диалог. В старообрядчестве не принято открыто выражать свое недовольство действиями архиереев – еще жива память о "клане Гусевых", не терпевших никакой критики и инакомыслия. Но все равно, это недовольство было заметно, особенно в провинции, где вполне сохранился традиционный староверческий консерватизм.

Особенно смущали старообрядцев встречи владыки Андриана с иерархами Русской Православной Церкви. Не секрет, что староверы считают Русскую Православную Церковь еретической. Поэтому у многих верующих вызывали настороженность высказывания митрополита об улучшении отношений с Московской Патриархией или о духовном единстве русского народа.

Иногда заявления митрополита удивляли староверов. Например, в мае 2004 года владыка Андриан, посещая Одессу, встретился с Агафангелом, тамошним митрополитом Московской Патриархии. В ходе встречи митрополит Андриан неожиданно заявил, что "старообрядцы хотят участвовать в решении проблем, встающих перед всеми православными, в том числе и в вопросе исправления церковных книг. Ибо Старообрядческая Церковь испытывает известные затруднения, вызванные назревшей необходимостью пересмотра и исправления некоторых книг и канонов. По этому вопросу Русская Православная Старообрядческая Церковь готова выслушать соображения и предложения со стороны Русской Православной Церкви".

Все, кто знает русскую историю, помнят, что церковный раскол произошел именно из-за "пересмотра и исправления некоторых книг и канонов". И было странно слышать из уст староверческого митрополита слова о необходимости такого "пересмотра и исправления".

Не менее удивляли старообрядцев и заявления представителей Московской Патриархии. Например, верующими были с опасением восприняты слова митрополита Кирилла (Гундяева), председателя ОВЦС МП, об объединении двух Церквей: "Нельзя признать собирание Русской Церкви завершенным, пока мы не объединимся во взаимном прощении и братском общении во Христе с исконной ветвью русского православия".

Поскольку митрополит Кирилл встречался с митрополитом Андрианом, некоторым староверам стало казаться, что за их спинами готовится соединение двух Церквей. Поэтому владыке Андриану приходилось успокаивать паству, заявляя: "Появившиеся опасения о неоправданном сближении и тем более объединении с РПЦ совершенно безосновательны и неуместны. Ни объединение, ни даже разговоры о нем не входили и не могут входить в наши планы".

Будущий митрополит не сможет игнорировать недовольство своей паствы диалогом с другими Церквами. Поэтому можно предположить, что такой диалог либо совершенно сойдет на нет, либо примет более сдержанные формы.

В межконфессиональном диалоге, который вел владыка Андриан, была ещё одна составляющая. С именем покойного митрополита была связана надежда на объединение всех староверов в лоне Русской Православной Старообрядческой Церкви. Надежду эту питали некоторые верующие, прежде всего из церковной интеллигенции, полагавшие, что молодой и активный митрополит сумеет привлечь к себе симпатии представителей всех староверческих согласий. О том, что эта надежда не была призрачной, свидетельствует присоединение в декабре 2004 года к Старообрядческой Церкви епископа Германа из Древлеправославной Церкви. Но, скорее всего, эта надежда умерла вместе с владыкой Андрианом.

Хотя митрополит Андриан стоял у кормила церковного корабля всего лишь полтора года, за этот короткий срок он сумел сделать очень многое. Его предшественник, митрополит Алимпий, возглавлявший Церковь с 1986 по 2003 год, не смог  настолько эффективно руководить староверами, чтобы они сумели в полной мере воспользоваться той свободой, которую верующие получили со времен Перестройки. За полтора года владыка Андриан сумел не только наверстать упущенное, но и поднять на прежде немыслимые высоты престиж старообрядчества в глазах и чиновников, и простых людей.


СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Алексей Байдин

сюжеты:

Скончался Предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Андриан

После Андриана. Избрание нового лидера РПСЦ

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

16.12.2018

Щипков. "Либеральная травля Солженицына"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 63

Вячеслав Володин: легитимность принятого в Киеве решения об автокефалии сомнительна

14.12.2018

В.В. Кипшидзе: ЕСПЧ признал преследование Pussy Riot имеющим законную цель

Предстоящий "объединительный собор" на Украине расколет все мировое Православие, считают участники пресс-конференции в Москве

При поддержке Представительства Русской Православной Церкви в Страсбурге в Совете Европы прошел семинар, посвященный практике судебных решений ЕСПЧ в сфере религиозной свободы

Святейший Патриарх Кирилл
Святейший Патриарх Кирилл обратился к религиозным и государственным деятелям с посланиями в связи с давлением со стороны украинских властей на Украинскую Православную Церковь и вмешательством государства в церковную жизнь на Украине

13.12.2018

В УПЦ заверяют, что не собираются препятствовать проведению "объединительного собора"

УПЦ выражает протест в связи с богослужением экзарха Константинополя в Киеве

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

11.12.2018

Аргументы недели:
Аркадий Минаков
Столетие Солженицына

09.12.2018

Православие.RU:
Протоиерей Владимир Вигилянский
Протоиерей Владимир Вигилянский: "Я бы никогда не стал разговаривать с тележурналистом Владимиром Познером"

07.12.2018

Санкт-Петербургские ведомости:
Сергей Рукшин
Не реформировать ли реформы

16.11.2018

Официальный сайт Московского Патриархата:
Митрополит Волоколамский Иларион
Митрополит Волоколамский Иларион: Действия Патриарха Варфоломея не излечивают раскол, а углубляют его

10.11.2018

Русская народная линия:
Андрей Сошенко
Русская Идея в отражении XXII Всемирного Русского Народного Собора

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты