поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
09 июня 2005  распечатать

Чадаева Анастасия Георгиевна, аспирантка ГАСК

Потребительский тотемизм как форма современного язычества

Тезисы доклада на IV Российском философском конгрессе "Философия и будущее цивилизации"

Сегодня религия как культ, как общее благо, выведена за рамки публичного пространства и становится частным делом. Это связано с тем, что современное общество плюралистично в отношении к религии и не требует от своих членов каких-то особых черт религиозности. Скорее наоборот, любые попытки включения той или иной конфесии в публичное пространство воспринимаются как угроза постмодернистской лояльности и подвергаются этическому запрету. В силу роста социальной динамики сами религии перемешиваются и делятся на новые секты. В этом смысле, религия по сути становится плюралистичной. Современное общество утверждает практику сугубо индивидуального частного религиозного опыта. Таким образом, поле для социального, коллективного опыта освобождается для других, не каноничных форм религиозности, таких как, например, "гражданская религия".

В логике отдельных процессов плюралистичности, фрагментации и децетрации в современном обществе интересно было бы рассмотреть само понятие частного опыта. Часть всегда представляет некоторую долю целого – в этом смысле часть не тождественна индивидуальному или личному. В экономической практике мы используем понятие "частная фирма", субъектность которой определяется хозяином фирмы, и все сотрудники вынуждены её транслировать. В данном случае, мы имеем дело с так называемым групповым частным пространством, в рамках которого, на наш взгляд, и возникает особый тип хозяйственно-укладовой религиозности, определяемой нами как потребительский тотемизм, действующий в условиях потребительского общества.

Тотемами в этом случае оказываются бренды. В логике брендинга человек потребляет не функциональность самой вещи, а её концепт. Потребительский тотемизм проявляется в том, что потребив тот или ином бренд, ты становишься обладателем той или иной сверхвозможности: через молоко "Домик в деревне" – чудесного здоровья, жевательную конфету "Малабар"- сказочного путешествия, сотовую связь "Мегафон" – возможности стать сверхчеловеком и т.д. Таким образом, в основе психологии современного потребления лежит архаическая модель поедания = возрождения, в рамках которой потребление начинает рассматриваться как акт перерождения "энергемы" вещи в потребителе, то есть, будучи потреблённой, сама вещь не исчезает бесследно, а вновь "воскресает" в своём обладателе.

Основными субъектами в футурологической модели рынка являются так называемые потребительские племена – это определённый тип (виртуальной) общности, включающий в себя не только членов фирмы, производящих бренд (как основную ценность товара), но и потребителей бренда, которые в логике престижной экономики начинают идентифицировать себя с ценностью бренда, определять свой социальный статус через бренд. В обществе потребления сам потребительский акт рассматривается в качестве инициационного ритуала, где человек обретает свою идентичность, точнее идентичность своей социальной группы. В этом случае важно подчеркнуть, что каждый потребитель приобретает уникальность того "потребительского племени", тотему которого он поклоняется=потребляет. Внутри потребительского племени создаётся свой особый уклад: своя этика отношений внутри компании – то, что практике называется "кодекс корпоративной этики", своя ритуалистика, мифология, свой язык, свой стиль (dress-code), наконец свой календарь с прописанными торжественными событиями. Технологии современного маркетинга взаимоотношения с потребителями позволяют уже сегодня выстраивать среду, в которой реализовывается описываемый уклад.

Таким образом, вытеснив религию из публичного пространства, тем самым, лишив её свойства тотальности, социум вырабатывает новые типы религиозности, которые могут оказаться в перспективе по настоящему тоталитарными. В этом смысле, постмодернистская плюралистичность оказывается в собственной ловушке.


СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

IV Российский философский конгресс "Философия и будущее цивилизации", Москва, май 2005

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

19.06.2022

Щипков. "Сохраним христианские ценности"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 229

18.06.2022

На заседании научного лектория "Крапивенский 4" обсудили состояние церковно-государственных отношений на Украине

В Сретенской духовной академии состоялась сектоведческая конференция во имя преподобного Иосифа Волоцкого

15.06.2022

Лекторий "Крапивенский 4": встреча с протоиереем Геннадием Шкилем
Zoom, 15 июня 2022 года, 18:00-19:00

12.06.2022

Щипков. "Тезисы Николая Патрушева"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 228

05.06.2022

Щипков. "Говорит Патриарх"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 227

01.06.2022

Книга сербского писателя С. Стойичевича "Гибридная война против Сербской Православной Церкви" издана Русской экспертной школой

30.05.2022

На заседании научного лектория "Крапивенский 4" обсудили роль священнослужителя в оказании помощи в условиях чрезвычайных ситуаций

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

01.11.2021

Официальный сайт Московского Патриархата:
Святейший Патриарх Кирилл
Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы журнала "Forbes France"

Русская народная линия:
Иеромонах Паисий (Новожёнов)
"Десакрализация жизни Церкви в пособиях для воскресных школ"
Отзыв на методические материалы для учителя, IV ступень в УМК "Приходская школа "под ключ"" диакона Ильи Кокина

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты