поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
27 мая 2005  распечатать

И. Ю. Соломина (Самара)

Забывание как социальный феномен

Тезисы доклада на IV Российском философском конгрессе "Философия и будущее цивилизации"

Тема социальной памяти является весьма интересной и перспективной для современной социальной философии. Нужно признать, что социальная память включает в себя не только процессы вспоминания, но и забывания. Забывание при этом имеет социальный характер.

Проблема забывания в социальной памяти в настоящее время является актуальной и не исследованной. Она частично отображалась в трудах различных философов: Платона, Аврелия Августина, П. Жане, М. Хальбвакса, П. Рикёра, Е. Эспосить, Г. Бакиева и др., а также в исследованиях психологов: П. Жане, А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, Л. Леви-Брюля, Т. Рибо, однако систематических исследований явления социального забывания нет.

Под социальным забыванием (амнезией) мы понимаем расстройство памяти, при котором происходит забывание, т.е. утрата социальной памятью способности запоминания.

Обозначая проблему социального забывания (социальной амнезии), можно остановится на следующих положениях. Во-первых обозначить различные формы социального забывания в контексте трёх информационных периодов существования социальной памяти: дописьменного, письменного и послеписьменного.

Во-вторых обратить внимание на роль социального забывания как регулятора баланса объёма социальной памяти, в общественном сознании. Забывание является регулятором количества информации в обществе.

В-третьих: социальное забывание бывает неглубинное, которое проявляется в востребованности текстов и идей, а так же глубинное т.е. безвозвратно исчезнувшее. Социальное забывание обладает различной силой: бывает частичным, а бывает полным. Частичное забывание через некоторое время может восстановить утраченные события и факты, а полное забывание может привести к потере памяти о некоторых событиях и фактах и быть утраченными навсегда.

В-четвёртых: забывание, так же как и воспоминание связано с чувствами. Опираясь на исследования П. П. Блонского, мы пришли к выводам, что забываются события имевшие не очень сильное эмоциональное впечатление, а так же не вызывавшие страдание, страх или удивление. В социальном значении к таким событиям относятся революции, войны, различные виды социальных конфликтов. Они не забываются, потому что охватывают большие социальные группы, т.е. многие о них помнят, так же при этом затрагиваются глубочайшие коллективные чувства: патриотизм, национальные и религиозные чувства, а так же чувства социальной идентичности (политической, национальной, групповой). Поэтому память о таких событиях, которые приводили к единению всего народа или каких-либо социальных групп, сохраняется надолго и почти не стирается из социальной памяти, хотя историки могут вносить определённые коррективы в трактовки этих событий.

В-пятых: актуальным является вопрос: "Куда уходит забываемая или невостребованная информация?" Многие исследователи считают, что она уходит в бессознательное, наполняя содержанием архетипическую память, впоследствии она может частично проявляться в процессах, связанных с проявлениями коллективного бессознательного.

Таким образом, социальная амнезия является нормальным явлением, но если она превышает допустимые нормы, то состояние общества становится болезненным. В связи с этим, общество может существовать, не замечая утраченных пластов. Когда же через какой-то промежуток времени потери в культуре становятся заметны или начинают проявляться, то общество вступает в состояние кризиса. Часто выходы из общественных кризисов возможны либо через революции, либо через реформы, либо через какие-либо инновации. Существует другая форма социальной амнезии, когда искусственно прерывается связь прошлого и настоящего. Например, навязывание каких-то новых элементов культуры извне: например новизна в культуре во времена царствования Петра I, или смена арабского алфавита на латинский М. К. Ататюрком в результате чего была прервана связь с иранскими корнями.

Отсюда вывод, что социальная амнезия является важным свойством социальной памяти, обладает весомой ролью в мнемонических процессах общества, требует тщательного изучения.


СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

IV Российский философский конгресс "Философия и будущее цивилизации", Москва, май 2005

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

25.05.2022

Лекторий "Крапивенский 4": встреча с Андреем Легошиным
Zoom, 25 мая 2022 года, 18:00-19:00

22.05.2022

Щипков. "Война и информация"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 225

15.05.2022

Щипков. Политическая "религия" либералов
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 224

08.05.2022

Щипков. "Тотальная война"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 223

07.05.2022

На заседании научного лектория "Крапивенский 4" обсудили представления о родовой и исторической памяти в философии князей Трубецких

05.05.2022

Представители Церкви с сожалением отметили некорректность пересказа содержания беседы Папы Франциска со Святейшим Патриархом Кириллом

04.05.2022

Лекторий "Крапивенский 4": встреча с Алексеем Козыревым
Zoom, 4 мая 2022 года, 18:00-19:00

01.05.2022

Щипков. "Ответы на вопросы зрителей"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 222

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

01.11.2021

Официальный сайт Московского Патриархата:
Святейший Патриарх Кирилл
Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы журнала "Forbes France"

Русская народная линия:
Иеромонах Паисий (Новожёнов)
"Десакрализация жизни Церкви в пособиях для воскресных школ"
Отзыв на методические материалы для учителя, IV ступень в УМК "Приходская школа "под ключ"" диакона Ильи Кокина

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты