поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
27 мая 2005  распечатать

С. Д. Мезенцев (Москва)

Панславизм: кризис или крах?

Тезисы доклада на IV Российском философском конгрессе "Философия и будущее цивилизации"

Панславизм как идея объединения славянских народов под главенством русского царя родился в 1840-х гг. Он возник на основе стремления к независимости славян, порабощенных Турцией и Австро-Венгрией. Во второй половине XIX в. панславизм был одним из распространенных течений социально-философской и политической мысли. Главным идеологом панславизма в то время являлся Н. Данилевский, который в своей теории "культурно-исторических типов" обратился к изучению славянских народов на фоне контраста с их западными соседями и который среди славян, особенно русских, искал необходимые элементы для формирования самостоятельной славянской цивилизации.

Однако мечтам Данилевского не суждено было сбыться. Россия не стала тем центром, вокруг которого могли бы объединиться славянские народы. Его предсказания не совпали с реальными фактами исторического развития России, всего славянского мира. Освободившиеся славянские народы из-под господства Турции, а затем и Австро-Венгрии не проявили желания отказаться от приобретенного суверенитета, чтобы снова попасть в зависимость, пусть даже и от славянского государства.

В советское время идеи панславизма нашли отражение в двух аспектах: внутри- и внешнеполитическом. Во внутриполитическом аспекте они выражались, в частности, в том, что Украина и Белоруссия были членами ООН, "второй среди равных" советских республик была Украина (эта формула не без успеха была задействована во времена Н. Хрущева). Во внешнеполитическом – в том, что Советский Союз объединил почти все славянские народы в рамках мировой социалистической системы, СЭВ и Организации Варшавского договора. Но и опыт СССР во многом блистательно повторил опыт царского правительства: СССР не стал центром притяжения славянских народов.

Вновь идеи панславизма стали популярными на рубеже XX-XXI вв., но уже в обновленном виде. Сегодня речь идет о панславизме "восточнославянского братства" – идеи объединения русского, белорусского и украинского народов. Однако и в таком усеченном виде панславизм, как показали события последнего времени, оказался в очередной раз в глубоком кризисе. Мы имеем в виду, прежде всего, процессы, протекающие в настоящее время в Белоруссии и в Украине.

Хотя президент Белоруссии А. Лукашенко неустанно заявляет о приверженности идее интеграции с Россией, на деле практически все выглядит по-иному. Так, например, в ходе диалога со "Старшим братом" белорусский политический лексикон пополнился понятием "суверенитет", который трактуется Лукашенко следующим образом: "Повесь человеку бирку на грудь "за суверэнітэт і незалежнасць", лиши его тепла, одежды, питания и прочее, посмотрим, сколько этот человек простоит на Площади Независимости... Это жизнь, но это не значит, что мы должны потерять свою независимость, что мы должны потерять свое государство… Делать надо все спокойно, надеясь только на себя". Еще одним препятствием на пути интеграции России и Белоруссии стало снятие в 2004 г. ограничения для Лукашенко избираться на третий и последующие сроки на пост президента. Как известно, интеграция предполагает отказ от части суверенитета. Здесь же мы наблюдаем обратный процесс.

Еще сложнее с Украиной. После победы В. Ющенко стало ясно, что Украина не будет интегрирована в единое пространство с Россией и Белоруссией. Но ведь именно недостаточное участие либо неучастие Украины во всех постсоветских инициативах лишало их перспективы, поскольку именно эта страна является "критической массой", необходимой для успеха любого интеграционного проекта (российско-украинский баланс населения и суммарного экономического потенциала составляет примерно 3:1).

Исходя из этого, можно с уверенностью утверждать, что панславизм как политическая доктрина сегодня, по сути, исчерпал себя. Он может теперь выступать лишь в качестве взаимопонимания старших поколений России, Украины и Белоруссии, проведения разнообразных фольклорных праздников и других подобных мероприятий. И не более того.


СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

IV Российский философский конгресс "Философия и будущее цивилизации", Москва, май 2005

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

15.09.2022

Состоялась рабочая встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителями главы Всемирного русского народного собора

28.08.2022

Щипков. "Сохраним христианские ценности"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 229

25.08.2022

Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

21.08.2022

Щипков. "Тайные смыслы цензуры"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 216

14.08.2022

Щипков. "Социализм. Сахаров и Солженицын"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 193

07.08.2022

Щипков. "Мирянин, священник, епископ"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 197

03.08.2022

Патриаршее поздравление первому заместителю председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.В. Щипкову с 65-летием со дня рождения

31.07.2022

Щипков. "Ширь земли и равнина морская"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 235

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

01.11.2021

Официальный сайт Московского Патриархата:
Святейший Патриарх Кирилл
Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы журнала "Forbes France"

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты