поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
27 мая 2005  распечатать

В. А. Конев (Самара)

Социальная философия как критика способности быть

Тезисы доклада на IV Российском философском конгрессе "Философия и будущее цивилизации"

Проблема самоопределения для социальной философии всегда актуальна, так как ей, с одной стороны, необходимо, определяя себя как философию общества и истории, отделиться, но не оторваться от истории и социологии, а с другой, ограничивая себя материалом определенной области действительности, все-таки остаться философией, а не теорией конкретной области. Ссылка на так называемые всеобщие законы общества и истории мало что дает, так как само это разделение на всеобщие и частные законы уже исходит из определенного видения социального мира, которое предполагает, что есть некие специфические сферы жизнедеятельности человека, а есть еще какая-то абстрактная всеобщая социальная действительность. А насколько такое видение социального мира оправдано? Требуется выяснение оснований такого взгляда на мир человеческого существования. Но тогда оказывается, что само это выяснение оснований тех или иных видений социального мира и становится предметом философского рассуждения на базе определенной области действительности. В этом случае социальная философия становится философской критикой возможных представлений человека о своей действительности. В этом ее сущностное отличие от любой теории социальной действительности.

Любые возможные представления человека о своем мире изначально оказываются онтологическими представлениями, ибо говорят ему о том, какова действительность его существования. Поэтому социальная философия должна быть понята как осмысление (и разработка) возможных онтологий человеческого мира. Особенность же человеческого мира заключается в том, что бытие этого мира есть дело самого человека. Поэтому всякая онтология этого мира – это знание о бытии, возникающем благодаря энергии человеческого деяния, это выяснение оснований данного бытия как свершения, события. Это выяснение есть критический анализ, есть философская критика бытия человека, "дискурс энергий", а не "дискурс сущности" (С. С. Хоружий). Поэтому социальная философия есть не просто критика представлений о социальном бытии, а философская критика оснований самого человеческого бытия, т.е. критическая онтология.

Как возможна критика бытия? Она возможна, если у бытия есть какое-то основания. Таким основанием бытия человеческого мира выступает способность человека быть и знать свое бытие, которая реализуется во всех возможных действиях человека и создаваемых им образований. Эта способность и становится предметом философской критики и предметом социальной философии.

Как критика способности быть социальная философия может выступать в трех различных ипостасях. Во-первых, социальная философия раскрывает смысл, структуру и конститутивные особенности самОй универсальной способности быть. Такой способностью, как показал Хайдеггер, обладает то сущее, которое может вопрошать о бытии, т.е. может понимать и обустраивать его. В этом случае критика способности быть порождает онтологию значимого (ценностного) бытия, для которой бытие не только есть, но может и не быть, а потому она включает знание небытия и способов его проявления. В таком случае для социальной философии становится значима не оппозиция материального-духовного, а оппозиция бытия-небытия. Во-вторых, социальная философия выступает как выявление оснований действительности социокультурного мира, и в этом случае она выступает как разработка возможных онтологий этого мира – онтологии социального, исторического, культурного, индивидуального и т.п. В третьих, социальная философия может проявить себя как философская критика оснований социальных идеалов, раскрывая себя тем самым как практическую философию.

Во всех этих трех проявлениях социальная философия становится значима для осмысления развития цивилизации: критика способности быть открывает онтологические основания возможности цивилизационного существования человеческого мира, критика социальной действительности раскрывает возможности типологического существования цивилизации, а критика оснований социальных идеалов может раскрыть возможности будущего цивилизации.


СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

IV Российский философский конгресс "Философия и будущее цивилизации", Москва, май 2005

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

15.09.2022

Состоялась рабочая встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителями главы Всемирного русского народного собора

28.08.2022

Щипков. "Сохраним христианские ценности"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 229

25.08.2022

Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

21.08.2022

Щипков. "Тайные смыслы цензуры"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 216

14.08.2022

Щипков. "Социализм. Сахаров и Солженицын"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 193

07.08.2022

Щипков. "Мирянин, священник, епископ"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 197

03.08.2022

Патриаршее поздравление первому заместителю председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.В. Щипкову с 65-летием со дня рождения

31.07.2022

Щипков. "Ширь земли и равнина морская"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 235

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

01.11.2021

Официальный сайт Московского Патриархата:
Святейший Патриарх Кирилл
Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы журнала "Forbes France"

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты