RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
|
27 мая 2005 Д. А. Сизиков (Омск) Идентичность в сетевой коммуникации Тезисы доклада на IV Российском философском конгрессе "Философия и будущее цивилизации" Доступность и эффективность современных средств связи поразило бы воображение писателей – фантастов 10-15 летней давности. Открытость систем связи любому желающему позволило превратить эту сферу действительности в определяющую самой же действительности. Владея набором связей с людьми, которые выступают в виде своеобразных ресурсов, человек многократно повышает эффективность своего участия в жизни социума в большинстве его проявлений. Все больше людей вовлекаются в это новое "пространство". Происходит это благодаря мировой индустрии, имеющей на вооружении новейшие технологии производства и внедрения продукции, а также непротивлению целевой аудитории этому процессу. Популярность (массовость) такого вида взаимодействия обусловлена рядом преимуществ, которые оно дает человеку. Их, в свою очередь, можно назвать свойствами сетевого взаимодействия, данную классификацию нельзя считать окончательной и исчерпывающей. 1. Отсутствие непосредственного контакта с оппонентом. Еще можно назвать это свойство – безопасность. 2. Многовариантность и параллельность взаимодействий. Эти возможности выражаются в совершении пользователем от нескольких до сотен различных операций сидя за своим компьютером. 3. Отсутствие пространственных границ. Обмен информацией происходит мгновенно, не затрудняемый расстоянием. 4. Вытекает из предыдущих – упрощенный поиск новых человеко ресурсов и установление связи на любое время, подкрепленное, упомянутыми выше свойствами. 5. Конструирование идентичности. В этом может выражаться реализация недостигнутых в реальном социуме представлений о себе. Об этом говорили и говорят многие философы и психологи: В. Фриндте, Т. Келер, А. Е. Жичкина, Е. П. Белинская. О востребованности этой сферы жизнедеятельности можно судить по темпам роста Сети. Если проанализировать все вышеизложенное, то станет ясно, что популярность такого способа взаимодействия вызвана, прежде всего, той, личностно – индивидуальной свободой, которая появляется у каждого пользователя. Свободный доступ к информационным ресурсам и к необременительному общению с любым участником того или иного сектора сетевого социума. "Материализация" свободы в Сетевой реальности оказалась для многих юзеров выходом из многочисленных психологических тупиков: от экзистенциального отчуждения, одиночества и страха индивида перед лицом враждебно – безразличного социума (толпы), до пост модернистского "упразднения реальности", превращая ее в смесь "пустотных семулякров" с множеством знаково произвольных и относительных картин мира. Говоря языком семиотики, это означает, что дискурсы в ней ведутся не между личностями (индивидами), а между созданными этими личностями концептами. То есть, в определенном смысле, для Меня в Сети отсутствуют Другие, а есть только разнообразные вариации моего "Я", которые более или менее совпадают с теми аспектами моего "Я", которые я сам считаю для себя наиболее внутренне осмысленной. В Сети есть, осознание того факта, что в "реальной Реальности" остается недостижимым Идеал "равномощности Разума и Вселенной" и в "виртуальной Реальности" появляется возможность сделать шаг в направлении этого Идеала. Только мало кто учитывает тот факт, что с каждым шагом к Идеалу меняется и он сам, и все ранее достигнутые парадигмы существования Разума. Таким образом, состояние недостижимости и вечного становления есть имманентное свойство Идеала – как "иного" относительно пары "Порядок Хаос". Все это ведет к тому, что любая коммуникация в Сети будет вестись не в "Я в – бытии", а в "Я-в-кажимости", причем, "кажимости", желаемой для этого "Я", которая каким – то образом способствует продвижению "Я" к упомянутому Идеалу. |
РЕКЛАМА |