Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_18064.html


27 мая 2005

М. А. Пронин (Москва)

Виртуалистика сегодня: повестка дня философских исследований

Тезисы доклада на IV Российском философском конгрессе "Философия и будущее цивилизации"

Виртуалистика (В.) – новый парадигматический подход, развивающийся в рамках постнеклассической картины мира, основанной на идеях полионтизма и полионтологичности любой реальности. Этот подход был оригинально воплощен Н. А. Носовым – родоначальником направления и организатором Центра виртуалистики Института человека РАН (ЦВ ИЧ РАН), – в концепции виртуальной психологии, которая оказалась одним из оснований психологии постнеклассической науки и практической философии.

Постнеклассическая наука характеризуется качественным отличием от предыдущих этапов развития науки (классического и неклассического). Осмысление особенностей постнеклассического миропонимания представляет собой фундаментальную философскую проблему, результаты решения которой актуальны для постнеклассического обществоведения, естествознания, и культуры в целом.

Сегодня В. как направление в сфере философии занимается производством теоретического знания на стыке антропоцентрической и космоцентрической перспектив, решая актуальную проблему их сопряжения, связанную с включением субъекта деятельности в схему рациональности и производства теоретического знания (В. С. Степин).

Для этого В. рассматривает широкий круг вопросов становления постнеклассической научной картины мира как на уровне парадигматических подходов – на уровне теоретического знания, – так и на уровне решения конкретных научно-практических проблем. В качестве феноменологического материала исследований, философского осмысления и построения специальных теоретических моделей В. выбирает объекты реальные, но не субстанциональные, объекты, не обладающие модусом вечности, существующие в действующей, энергийной форме. Так можно назвать: виртуальные частицы, усталость металлов, остойчивость корабля, аэродинамические качества самолета, погоду, здоровье, болезнь, страх, интеллект, виртуозность, командность, финансовую устойчивость организации, организационную культуру и самого человека, в конце концов.

В общем виде: порожденность, актуальность, автономность (собственные законы, пространство и время) – базовые характеристики виртуальных объектов (ВО). Кроме того, ВО и их свойства интерактивно изменяются в процессе жизнедеятельности. Поэтому отдельную проблемную область представляют исследования закономерностей развития ВО (их виртолюции) и возможности управления траекторией ВО в пространстве их теоретически допустимых и физически реализуемых состояний.

Существенные практические результаты, полученные в ЦВ ИЧ РАН, позволяют сформулировать ключевые вопросы сегодняшней повестки дня философского осмысления исследований ВО. Прежде всего, это вопрос адекватности инструментария концептуализации ВО и объектному и субъектному пространствам (реальностям, онтологиям) одновременно. В этом и состоит проблема синтеза космоцентрической (объектной) и антропоцентрической (субъектной) перспектив постнеклассической науки, что должно, например, на методологическом уровне проявиться в снятии проблемы экстернализма – интернализма, заключающейся в "вольности" или сложности "правильного" отнесения некоторых конструктов к инструментарию или субъекту в схеме рациональности В. С. Степина.

Отдельные онтологические проблемы – создание "атласа нормальной и патологической" онтологии ВО субъектного пространства (иначе, внутреннего человеческого, антропологического, психологического, духовного и т.д.) и разработка основ системной типологии ВО (адекватной – динамической (?), – категориальной сетки).

Решение проблемы экспликации онтологии субъектных миров и описания их топологии осложняется необходимостью проработки внеязыкового ("предъязыкового") пространства сознания (и интеллекта в частности) и разработки дескриптивных, императивных – командных (операторных) и ориентировочных (навигаторных), – языков описания, что следует рассматривать сегодня как важнейшие эпистемологические задачи В.


РЕКЛАМА