Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_18061.html


27 мая 2005

А. В. Перцев (Екатеринбург)

Феномен неуниверситетской философии в России

Тезисы доклада на IV Российском философском конгрессе "Философия и будущее цивилизации"

Проблема преподавания философии в современных российских вузах возникла не вчера, а уже при закладке советской системы высшего образования. В этой сфере возобладал позитивизм – несмотря на миф о победе В. И. Ленина над сторонниками позитивизма в большевистской среде. Напротив, главный идейный противник В. И. Ленина, позитивист А. А. Богданов, отнюдь не изменивший своим убеждениям, с 1917 года постоянно жил в Москве, где вместе со своими единомышленниками А. В. Луначарским, М. Н. Покровским, В. А. Базаровым-Рудневым, И. И. Скворцовым-Степановым основал Социалистическую академию общественных наук (1918-1919), которая впоследствии была переименована в Коммунистическую академию (1918-1936), а еще позднее была объединена с АН СССР. Единомышленник, друг и покровитель А. А. Богданова, "создатель советской исторической науки" М. Н. Покровский (1868-1932), который именовал в свое время "Материализм и эмпириокритицизм" "чисто политическим памфлетом", занимал в большевистском правительстве и в партии одновременно 12 руководящих постов, с 1918 года был зам. наркома просвещения, являлся руководителем Коммунистической Академии, Института красной профессуры, членом ЦКК партии с 1930 года, членом Президиума ВЦИК, ЦИК СССР. Друг молодости А. А. Богданова и его единомышленник, откровенный противник диалектического материализма И. И. Скворцов-Степанов (1870-1928) с 1925 года был редактором "Известий", заместителем редактора "Правды", редактором "Ленинградской правды", членом ЦРК с 1921 года, членом ЦК партии с 1925 года, членом ВЦИК, ЦИК СССР, а в последние годы перед смертью являлся директором Института Ленина. Школьный друг и единомышленник А. А. Богданова В. А. Базаров-Руднев (1874-1939) был одним из первых составителей планов экономического развития страны. А. В. Луначарский (1875-1933), родственник А. А. Богданова по линии жены, с 1917 года был наркомом просвещения, с 1929 года – председателем Ученого комитета при ЦИК СССР.

Сам термин "высшее народное образование" принадлежит О. Конту, идеи которого были реализованы в СССР. То, что называлось здесь "философией", на деле понималось руководителями системы образования как "научное мировоззрение", призванное противостоять в равной мере как богословию, так и метафизике (т.е. классической философии). Это позитивистское "научное мировоззрение" было призвано стоять над наукой и представлять альтернативу мировоззрению библейскому. Служители новой, "светской церкви", возглавить которую мечтал О. Конт (и даже проповедовать в Соборе Парижской Богоматери), должны были собрать из различных позитивных наук ответы о происхождении планеты Земля, возникновении жизни и происхождении человека, развить (позитивистское) учение о познании и "социальную физику", т.е. позитивистскую социологию. Но они вовсе не чувствовали себя обязанными "специальным наукам" – наоборот, считали себя вправе наставлять их представителей и карать за "ереси".

Все это в совокупности должно было представлять целостное мировоззрение, которое надлежало насаждать в обществе через систему образования. Как вероучение "светской церкви", оно вовсе не предполагало развития самостоятельного мышления, которое являлось главной целью просветительской философии в Европе. Догматы позитивистской "светской религии" предназначались для заучивания, а не для критического осмысления. Успешность этого заучивания (но не мышления!) обеспечивалась позитивистскими "образовательными технологиями".

Именно "неуниверситетская философия", то есть позитивистское "научное мировоззрение", лишившееся государственной поддержки, и переживает сегодня кризис под натиском своих традиционных врагов: а) богословия; б) университетской философии; в) вышедших из повиновения "специальных" наук.


РЕКЛАМА