Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_18059.html


27 мая 2005

В. К. Шохин (Москва)

Типология индийских категориальных систем

Тезисы доклада на IV Российском философском конгрессе "Философия и будущее цивилизации"

Изучение категориальных систем является для историка философии любого региона является делом значительно более важным, чем он себе это обычно представляет. Если философия как таковая может быть охарактеризована как важнейший модус теоретической авторефлексии культуры, то наличие системы философских категорий (а категории могут быть только системными) — признак того, что та или иная философская традиция уже достигла уровня собственной авторефлексии, поскольку категории обеспечивают алфавит того языка, в котором философская рефлексия себя описывает. Следовательно, само наличие систем философских категорий в любой культуре соответствует ее авторефлексии второго порядка или авторефлексии самой ее авторефлексии.

В Индии к категориям описывающим параметры философии сознания следует отнести пятеричную схему буддиста-сарвастивадина Васумитры (III в. до н.э.): материя; сознание; состояния сознания; факторы, отделяемые от сознания; необусловленные дхармыю К чисто онтологическим относится адживиковская (субстанции, модусы и то и другое) и "краткая" категориальная система джайнов (начиная с "Уттарадхьяяна-сутры" — ок. I — II вв. н.э.), включавшая субстанции, атрибуты и модификации. Альтернативная, значительно более отработанная и эвристичная онтологическая категориальная система была разработана вайшешиками (начиная с "Вайшешика-сутр" — ок. II в.н.э.), включавшая на начальном этапе субстанции, атрибуты, движения, универсалии, партикулярии и присущность, а затем периодически включавшая и "выключавшая" небытие (абхава) и временно (вплоть до XVII в.) некоторые другие единицы (наличие и отсутствие причинной потенции, "общее-особенное", темнота, число, причин-ность, следствен-ность), что сопровождалось иногда сокращением и начальных категорий (вначале движений, затем партикулирий). Вайшешиковская категориальная система стала основой новых — предложенных в VII в. мимансаковскими школами Прабхакары и Кумарилы (нововведения — "зависимость" и "сходство") и в XIII — XIV вв. школой двайта-веданты Мадхвы (нововведения — "квалифицируемое" и "целое"). К категориям гносеологического типа можно отнести буддийскую систему (школа Дигнаги) "пяти конструкций рассудка" (с V—VI вв.), в которой выясняются те априорные формы его деятельности, который конституируют опыт и в которую включались "только имена" индивидов, классов, атрибутов, движений и субстанций. Наконец, джайны разрабатывали (начиная с той же "Уттарадхьяяна-сутры") и "развернутую" онтологическо-сотериологическую категориальную систему, включавшую девять единиц: душа, не-душа, закабаление души, добродетель и порок (эта пара категорий впоследствии то включалась, то выключалась из списка), приток в душу кармического вещества, его приостановление, его ликвидация и "освобождение". Специальный интерес представляют параллели с западными типами категориальных систем.


РЕКЛАМА