поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
27 мая 2005  распечатать

В. К. Шохин (Москва)

Типология индийских категориальных систем

Тезисы доклада на IV Российском философском конгрессе "Философия и будущее цивилизации"

Изучение категориальных систем является для историка философии любого региона является делом значительно более важным, чем он себе это обычно представляет. Если философия как таковая может быть охарактеризована как важнейший модус теоретической авторефлексии культуры, то наличие системы философских категорий (а категории могут быть только системными) — признак того, что та или иная философская традиция уже достигла уровня собственной авторефлексии, поскольку категории обеспечивают алфавит того языка, в котором философская рефлексия себя описывает. Следовательно, само наличие систем философских категорий в любой культуре соответствует ее авторефлексии второго порядка или авторефлексии самой ее авторефлексии.

В Индии к категориям описывающим параметры философии сознания следует отнести пятеричную схему буддиста-сарвастивадина Васумитры (III в. до н.э.): материя; сознание; состояния сознания; факторы, отделяемые от сознания; необусловленные дхармыю К чисто онтологическим относится адживиковская (субстанции, модусы и то и другое) и "краткая" категориальная система джайнов (начиная с "Уттарадхьяяна-сутры" — ок. I — II вв. н.э.), включавшая субстанции, атрибуты и модификации. Альтернативная, значительно более отработанная и эвристичная онтологическая категориальная система была разработана вайшешиками (начиная с "Вайшешика-сутр" — ок. II в.н.э.), включавшая на начальном этапе субстанции, атрибуты, движения, универсалии, партикулярии и присущность, а затем периодически включавшая и "выключавшая" небытие (абхава) и временно (вплоть до XVII в.) некоторые другие единицы (наличие и отсутствие причинной потенции, "общее-особенное", темнота, число, причин-ность, следствен-ность), что сопровождалось иногда сокращением и начальных категорий (вначале движений, затем партикулирий). Вайшешиковская категориальная система стала основой новых — предложенных в VII в. мимансаковскими школами Прабхакары и Кумарилы (нововведения — "зависимость" и "сходство") и в XIII — XIV вв. школой двайта-веданты Мадхвы (нововведения — "квалифицируемое" и "целое"). К категориям гносеологического типа можно отнести буддийскую систему (школа Дигнаги) "пяти конструкций рассудка" (с V—VI вв.), в которой выясняются те априорные формы его деятельности, который конституируют опыт и в которую включались "только имена" индивидов, классов, атрибутов, движений и субстанций. Наконец, джайны разрабатывали (начиная с той же "Уттарадхьяяна-сутры") и "развернутую" онтологическо-сотериологическую категориальную систему, включавшую девять единиц: душа, не-душа, закабаление души, добродетель и порок (эта пара категорий впоследствии то включалась, то выключалась из списка), приток в душу кармического вещества, его приостановление, его ликвидация и "освобождение". Специальный интерес представляют параллели с западными типами категориальных систем.


СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

IV Российский философский конгресс "Философия и будущее цивилизации", Москва, май 2005

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
НОВОСТИ

26.01.2022

Лекторий "Крапивенский 4": встреча со Слободаном Стойичевичем
Zoom, 26 января 2022 года, 18:00-19:00

16.01.2022

Щипков. "Церковный год. Основные итоги"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 207

15.01.2022

На заседании научного лектория "Крапивенский 4" обсудили проблемы и перспективы восстановления канонического присутствия Русской Православной Церкви на Африканском континенте

14.01.2022

Священник Георгий Максимов: переход александрийских клириков в Русскую Православную Церковь возможен по каноническим причинам

12.01.2022

Лекторий "Крапивенский 4": встреча со священником Георгием Максимовым
Zoom, 12 января 2022 года, 18:00-19:00

04.01.2022

В Cретенской духовной академии прошла четвертая конференция научного центра патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова "Проблемы методологии богословских и патристических исследований"

Ректор Российского православного университета митрополит Крутицкий Павел назначен настоятелем храма апостола Иоанна Богослова под Вязом г. Москвы

31.12.2021

На заседании научного лектория "Крапивенский 4" обсудили роль митрополита Иосифа (Семашко) в утверждении Православия в Белоруссии

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

01.11.2021

Официальный сайт Московского Патриархата:
Святейший Патриарх Кирилл
Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы журнала "Forbes France"

Русская народная линия:
Иеромонах Паисий (Новожёнов)
"Десакрализация жизни Церкви в пособиях для воскресных школ"
Отзыв на методические материалы для учителя, IV ступень в УМК "Приходская школа "под ключ"" диакона Ильи Кокина

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты