поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
26 мая 2005  распечатать

В. А. Бочаров (Москва)

Какая реформа образования нам нужна

Тезисы доклада на IV Российском философском конгрессе "Философия и будущее цивилизации"

Как известно, наши правительственные круги уже давно болеют чесоткой реформ, в частности чесоткой реформы образования. С моей точки зрения, реформа действительно должна быть, но это должна быть главным образом реформа в умах высших руководителей страны, которые обязаны, наконец, заняться ответственной, национально ориентированной политикой в этой области. Какая же реформа нам нужна? Отвечу на этот вопрос по пунктам.

1. Корпус преподавателей вузов за всю историю образования в стране никогда не ставился в такое унизительное положение. Наиболее талантливая молодежь уезжает на Запад на заработки, а высшая школа сохраняется еще племенем старых "могикан". Поэтому неотложной мерой является существенное повышение заработной платы преподавателей. Особенно существенно это повышение должно затронуть молодые кадры.

2. Должно быть четко и ясно раз и навсегда законодательно заявлено, что имущество вузов передается им государством в безвозмездное и неотчуждаемое владение. Все классические государственные университеты должны получить статус некоммерческих автономных образовательных организаций. Это означает получение ими университетских свобод в сфере выборности руководства университетами, распоряжения бюджетными средствами, кадровой, научной и образовательной политики. Необходимо предоставить классическим университетам право создавать свои собственные образовательные стандарты на основе общих требований, сохраняющих общегосударственное образовательное поле.

3. В СССР было около 800 вузов. В настоящее время за счет создания негосударственных учебных заведений и их филиалов в стране насчитывается 3200 вузов. Причем этот рост сопровождается снижением качества выпускников. Поэтому необходимо закрыть те вузы, которые не могут обеспечить качественное преподавание и не обеспечены кадровым составом.

4. Для привлечения бизнеса к развитию профессионального образования необходимо изменить систему налогооблажения, которая должна предусматривать освобождение от уплаты налога, если деньги тратятся на цели научных исследований и образования.

5. Особо тревожит переход на двухуровневую (бакалавр-магистр) систему образования. Суть этой системы остается неясной и требует общественного обсуждения. Классические же университеты в качестве одного из элементов университетских свобод должны получить право самим выбирать форму обучения – будет ли это двухуровневая система или подготовка дипломированных специалистов, т.е. наши университеты должны получить те свободы, которыми обладают в этой сфере западные университеты.

6. Болонское соглашение предполагает единообразие учебных планов и программ, по которым ведется обучение. Тем самым переход всей высшей школы страны на условия соглашения предполагает полное разрушение подготовки дипломированных специалистов. Подготовка магистров будет платной, так как после бакалавриата это должно считаться вторым высшим образованием. Все это сделает систему образования страны неконкурентноспособной и снизит мобильность студентов, на которую так рассчитывают разработчики концепции. Действительно, зачем ехать в Россию для получения образования, если тоже самое можно получить у себя под боком. Студенческая мобильность определяется прежде всего тем, что в разных вузах преподавание существенно отличается, и то, что можно получить в России, не похоже на то, что можно получить в Германии или во Франции.

7. Необходимо самым решительным образом отказаться от любимого министерского детища – ГИФО, идиотизм которого не поддается описанию.

8. Государство должно самым решительным образом поддержать создание единого образовательного пространства в странах СНГ; оно должно всячески поощрять создание вузами России своих филиалов в этих странах. Особое внимание должно быть направлено не на привлечение студентов из западной Европы, а на арабские страны и страны азиатско-тихоокеанского региона. В последних планируется к 2025 г. Увеличение числа молодежи студенческого возраста до 87 млн. человек. Для привлечения в российские вузы этой молодежи надо создавать в этих странах специальные информационные центры. Для предоставления этих услуг надо также создать в стране мощную систему обучению русскому языку как иностранному. Необходимо также продумать систему студенческих общежитий. Все это должно стать задачей именно государства; чтобы высшая школа давала государству миллиарды долларов дохода, государство предварительно должно вложить средства в налаживание соответствующей системы.


СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

IV Российский философский конгресс "Философия и будущее цивилизации", Москва, май 2005

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты