поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
26 мая 2005  распечатать

Г. Е. Аляев (Полтава, Украина)

Соотношение русской и украинской философии как историко-философская проблема

Тезисы доклада на IV Российском философском конгрессе "Философия и будущее цивилизации"

Проблема соотношения русской и украинской философии, безусловно, существует только в том историко-философском поле, в котором, во-первых, признаются (а не отрицаются) национальные философские традиции; во-вторых, выделяется русская философия как самостоятельный историко-философский феномен (а не нечто такое, что в своей уникальности утрачивает черты философичности); и наконец, в-третьих, принимается украинская философия как в той или иной степени самостоятельная в отношении русской философская традиция. Последнее допущение, собственно, и порождает проблему, поскольку не является общепринятым и требует обоснования.

Очевидно, что решение этой проблемы во многом зависит от её формулирования. Если мы сформулируем её – по аналогии с политической проблемой самоопределения бывших республик единого государства – как проблему разделения, то останется лишь найти соответствующую границу. Этой границей может быть территория проживания (деятельности), язык произведений, происхождение философов, наконец, – национальный менталитет, отражающийся в системах и идеях. Единого мнения относительно такого критерия не существует, что связано как с ограниченностью каждого из них, так и с их взаимной противоречивостью, и это порождает противоположные концепции национально-философской принадлежности тех или иных мыслителей или целых периодов развития философской культуры (ранний период восточнославянской духовности, Григорий Сковорода и т.д.).

Проблему взаимоотношения русской и украинской философии можно решить и как проблему зависимости одной от другой (первой от второй, или альтернативно – второй от первой). Такой подход, однако, вряд ли имеет обозримые перспективы. С одной стороны, включение темы несамостоятельности русской философии с очевидностью обращает взоры исследователей к её зависимости не столько от украинской философии (что выглядит чересчур оригинально, хотя вполне можно говорить о роли отдельных украинских по происхождению и менталитету философов в её развитии), сколько от философии западной (этой самостоятельной темы мы здесь не касаемся). С другой стороны, акцентирование позиции зависимости (второразрядности) украинской философии по отношению к русской создаёт впечатление неохотной уступки настойчивым "самостийникам", за которой кроется фактическое нежелание глубже и объективнее разобраться в этом вопросе.

Однако можно подойти к этой проблеме и совершенно по-другому – как к проблеме взаимосвязи, взаимного влияния и взаимообогащения русской и украинской философии. Несомненно, что философская мысль в Украине и в России столетиями тесно переплеталась. Основой духовного единства двух наций является общая религия; и философия, поскольку она вырастает из религиозной почвы и сама в значительной степени остаётся религиозной 9даже во внешне секулярных формах), тоже имеет общее русло. В этом контексте, говоря о развитии профессиональной философии в россии и советском союзе в ХIХ–ХХ веках, нельзя не видеть, что философия в Украине развивается прежде всего как часть русской философии – это университеты, духовные академии, философские общества, периодические издания. У философов – выходцев с Украины (Велланский, Авсенев, Гогоцкий, Гоголь, Юркевич, Лесевич, Потебня, Гиляров, Челпанов, Кистяковский, Бердяев, Шпет, Шестов, Зеньковский и др.), безоговорочно зачисляемых бывшей советской, а теперь и российской историографией к числу русских, и также безоговорочно относимых сегодня в украине к числу украинских, более или менее проявляются черты, которые можно связать с украинским национальным менталитетом (например, "философия сердца" Юркевича), но при этом большинство органично вливается в русскую философию. Очевидно, мы имеем философскую традицию, имеющую общие религиозные корни и представляющую собой некое наднациональное единство (как наднациональна вера в единого Бога), которое совсем и не нужно разрывать объективные и субъективные аспекты глобализации.


СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

IV Российский философский конгресс "Философия и будущее цивилизации", Москва, май 2005

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты