поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
26 мая 2005  распечатать

А. Г. Гачева (Москва)

Евразийство и русская религиозно-философская мысль

Тезисы доклада на IV Российском философском конгрессе "Философия и будущее цивилизации"

Евразийство в лице его родоначальника и идеолога Н. Трубецкого, начинало с разрыва с традицией русской христианской историософии, утверждавшей единство исторического процесса, стоявшей, по выражению Хомякова, на представлении о том, что "в истории творится судьба всего человечества, а не отдельных народов". Духовный наследник Н. Данилевского, Трубецкой представлял себе пространство земли как арену жизни и действия замкнутых, автономных культур, залог самобытности которых – в максимальном сосредоточении на себе и в минимальном пересечении и взаимодействии с другими культурами. Евразийство эпохи "Исхода к Востоку", не признавало всечеловечности, сокровенной идеи русской религиозной мысли, вытекающей из понимания того, что народы земли, при всей их духовной и культурной самобытности, суть части целокупного человечества, восходящего к Богочеловечеству. Более того, самый вопрос об универсальности, вселенскости христианства отодвигался здесь на задний план. Православие, основа бытия России-Евразии, фактически сводилось к атрибуту народности, против чего предупреждал еще Достоевский.

Историософия первоначального евразийства в немалой степени была проникнута духом пессимизма и катастрофизма. Его идеологи оказывались ближе К. Леонтьеву, стороннику идеи краха и неудачи истории, резко критиковавшему "либерально-эгалитарный прогресс" и не видевшему возможности никакого другого прогресса в мире, лежащем во зле, нежели тем представителям русской религиозной мысли XIX века (Н. Федоров, В. Соловьев, С. Булгаков, Н. Бердяев и др.), которые отстаивали концепцию истории как "работы спасения", утверждая идею подлинного, христианского прогресса как возрастания мира и человека "в духе и истине", подготовки условий для воцарения в бытии Царствия Божия.

Однако евразийство с первых же самостоятельных шагов стало справляться с грозившей ему опасностью крена в этнографизм, отказа от христианства как вселенской религии и сведения православия к атрибуту народности. А самое главное – в нем медленно, но верно крепла идея религиозного оправдания истории. Немалую роль здесь сыграли А. Карташев, а также присоединившиеся к движению Л. Карсавин и В. Ильин. Они значительно укрепили позицию П. Савицкого, изначально склонявшегося к тому, чтобы строить евразийское мировоззрение на основе деятельного, творческого христианства, и ослабили в свою очередь позицию Г. Флоровского, сторонника трагического взгляда на движенье истории. Евразийцы все громче говорят о необходимости преодоления разрыва между храмовым и внехрамовым, призывают ко всецелой религионизации жизни. Более того, у них появляется та концепция Церкви как опоры теозиса земли и человека, "центра преображающегося в нее грешного мира", которая была выдвинута Хомяковым, затем углублялась и развивалась Достоевским, Федоровым, Соловьевым и прямо исходила из стержневой для этих мыслителей идеи богочеловечества.

К 1930-м годам в евразийстве начинает все громче звучать идея всечеловечества, столь чуждая движению на его начальном этапе. П. Н. Савицкий говорит о всечеловечестве как определяющей "установке русского сознания" и выдвигает лозунг "от россиеведения к мироведению". Путь России-Евразии подчиняется теперь не требованиям ее культурно-исторического типа, а всечеловеческим, всемирным задачам, принцип племенной уступает место высшему, религиозному принципу. Другое дело, что восхождение ко всецелому и всемирному идеалу, долг того, что Достоевский называл "всеслужением человечеству", начинается для нации с самопознания и самоопределения, и через это познание своего и решение национальных задач закладывается путь "к познанию общего", "к выполнению задач вселенских".


СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

IV Российский философский конгресс "Философия и будущее цивилизации", Москва, май 2005

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты