поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
24 мая 2005  распечатать

М. В. Силантьева (Москва)

Религиозный фундаментализм: контр-культурный аспект кросскультурной коммуникации

Тезисы доклада на IV Российском философском конгрессе "Философия и будущее цивилизации"

Возрождение традиционных ценностей культуры – один из симптомов нашего времени для большинства так называемых "развитых стран". Одно из первых мест среди подобных ценностей занимают ценности, заимствованные из арсенала так называемых мировых религий, чей ареал распространения, действительно, охватывает значительные территории.

При этом очень часто религиозное возрождение представляет собой недифференцированный план возрождения национального, связанного с такой тенденцией внутри глобализиционного процесса, как тенденция к национальной локализации. В таком случае религиозные ценности оказываются в одном "пакете" с другими, – например, моральными.

Наряду с этим, наблюдается процесс, резко противопоставляющий полюса национальной культуры по признаку принадлежности (либо не-принадлежности) к той мировой религии, которая традиционно заполняла собой духовное пространство данного региона. К одному полюсу тогда относятся те представители общества, кто видимым образом разделяет названные ценности (которые в таком случае определяются как культурообразующие и, соответственно, в определенном смысле являются над-национальными). К другому – те, кто оказался вне их поля влияния (следовательно, противопоставил себя принятой исторически культурно-национальной идентификации). Последние, очевидно, скорее подходят под понятие "религиозный фундаментализм", поскольку основывают свою идентификацию на четких (и в определенном смысле непримиримых) идеологических позициях.

Таким образом, можно говорить о двух перекрестных потоках в современной культуре с точки зрения имеющих в ней место религиозных процессов, относящихся к новейшим трансформациям мировых религий.

С одной стороны, нарастает тенденция к взаимодействию в рамках единого коммуникативного пространства (чье рождение, по меньшей мере, связано с тенденцией "маркетизации" культуры). В этом потоке, однако, присутствует явная "встречная волна", выделяющая "национальные элиты" и их национальное самосознание как противостоящее глобальной идеологии "экспорта демократических ценностей". Это разделение "национальных элит" и представителей "экспортирующей стороны".

С другой стороны, обратное движение внутри коммуникативного пространства разделяет сами национальные культуры по признаку "верности своей истории", противопоставляя носителей "истинных ценностей" – носителям ценностей приобретенных. Парадоксальным образом это противопоставление в качестве своего основания избирает "общечеловеческие ценности" другого поколения (по отношению к рыночному периоду).

Вполне логично возникает предположение, что подобная "война ценностей" несет на себе не только идеологическую, экономическую и социальную нагрузку, но и демонстрирует наличие конфликта разных духовных оснований культуры. При этом совершенно не обязательно однозначно относить конкретные основания к одному-единственному историческому периоду. Как показывает ситуация, дело здесь может быть не только в смене исторических эпох и соответствующих им ценностей ("конец истории"). Речь идет о том, что, раскрывая контркультурный аспект кросс-культурной коммуникации, религиозный фундаментализм не только раскрывает амбивалентный характер процесса исторического развития, но и указывает на его "внеисторические составляющие", которые действительно могут опираться на различные (вплоть до полной несовместимости) основания.


СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

IV Российский философский конгресс "Философия и будущее цивилизации", Москва, май 2005

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

28.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 8 / Русофобия"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 306

25.04.2024

Может ли гениальный физик-математик быть грубым и некультурным человеком? Обучение равно воспитанию?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты