поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
24 мая 2005  распечатать

Ю. В. Осадча (Киев, Украина)

Влияние христианства на литературный процесс Японии конца ХІХ – начала ХХ ст.

Тезисы доклада на IV Российском философском конгрессе "Философия и будущее цивилизации"

После длительной изоляции от политических и культурных процессов на материке реформация социально-общественной жизни Японии второй половины XIX ст. проходила под лозунгами модернизации (киндайка) и европеизации (сэйёка). Сильное влияние западной религиозно-философской мысли, в частности официально разрешенного властями с 1873 г. христианства, во многом определило особенности литературного процесса Японии конца XIX – начала ХХ ст.

Для привлеченного экзотичностью и прогрессивностью западной культуры молодого поколения литераторов христианство выполняло двойную функцию. С одной стороны, оно стало своеобразной альтернативой традиционным учениям и верованиям, а с другой – символом духовной революции, переоценки ценностей во всех областях общественной и культурной жизни, борьбы за свободу и независимость личности. Тем не менее, для большинства новообращенных христиан церковь была не более чем "окно в Европу": миссионерские центры были идеальным местом для изучения иностранных языков и знакомства с культурой Запада, тут же составляли словари и учебники, переводили Библию.

Как одно из магистральных течений конца XIX ст. романтизм стал "транслятором" христианских идей в литературный мир бундан. Центральными понятиями для романтиков в поиске "истинного себя" были провозглашенные идеалистом и одним из самых последовательных сторонников христианства Китамура Тококу "внутренняя жизнь" (найбу-но сэймэй), "духовность" (сэйсин) и любовь. Китамура трактовал любовь как проявление высших сил, как некий идеал, который существует в мире материальном, но не принадлежит ему, а в качестве связующих мужчину и женщину уз он признавал только возвышенное духовное общение. Но уже у его единомышленников – Симадзаки Тосона, Тогавы Сюкоцу, Хосино Тэнти и др. – призывы к чувственным наслаждениям не вызывали особого протеста, а любовь служила источником наслаждений, творческого вдохновения и счастья. Постепенно все четче в сознании японцев того времени оформлялся конфликт из-за принципиальной разницы между идеями поиска возвышенной духовной любви и древним культом традиционной японской культуры ирогономи.

Невозможность гармоничного соединения и противоречивость "регламентирующих" интимную жизнь человека христианских заповедей, с одной стороны, и стремление к чувственным наслаждениям, с другой, заставили японцев прочувствовать ограничения, которые накладывает христианство на повседневную жизнь человека. Разочарование в "идеалистичности" способствовало окончательному сознательному или неосознанному отходу от христианства как этико-философской системы, в рамках которой идея "внутренней жизни" сдерживала поиск "истинного себя".

И хотя некоторые исследователи подчеркивают, что христианский опыт литераторов, в особенности натуралистов как представителей центрального литературного направления начала ХХ ст., не проявился полной мерой в их творчестве, но только благодаря христианству японцы впервые открыли для себя тесно связанную с сексуальностью "внутреннюю телесность" (interiority) и греховность не только поступков и слов, но и мыслей, запрет на адюльтерные чувства больше, чем на действия.

Впервые в японской литературе "внутренняя сексуальность" (душевные переживания и страсти героев) были описаны, а не по традиции – изображены, в повести таяма катая "постель" (1907). В ней под влиянием западноевропейской литературы и философско-религиозной мысли писатель основал в литературе нового времени уже начатый его предшественниками дискурс признания и таким образом окончательно утвердил традиции исповедально-автобиографической прозы, которая для большинства молодых литераторов стала способом освобождения от подавляемых мыслей и чувств, сублимацией посредством художественного творчества и "проговариванием своего травматического опыта" talk-cure.


СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

IV Российский философский конгресс "Философия и будущее цивилизации", Москва, май 2005

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

28.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 8 / Русофобия"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 306

25.04.2024

Может ли гениальный физик-математик быть грубым и некультурным человеком? Обучение равно воспитанию?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты