поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
24 мая 2005  распечатать

Т. П. Заборских (Москва)

О причинах утраты религиозных оснований в гуманистическом мирооотношении

Тезисы доклада на IV Российском философском конгрессе "Философия и будущее цивилизации"

Традиционно считается, что в эпоху Возрождения начался процесс секуляризации европейской культуры. В большей мере светские тенденции затронули Италию, в Северном Возрождении преобладала христианская тематика. Однако причины утраты религиозности Ренессанса, возможно, следует искать не в преобладании интереса к античной культуре, а в формировании принципиально нового сознания.

Возникновение индивидуализма и антропоцентризма на заре Нового Времени означало изменение всего строя мышления европейцев. Гуманисты, поместившие "Я" в центр системы координат, сознавали, что для прочей реальности это означало утрату субстанциальности. Следствием оказался отказ от серьезного переживания и осмысления связи с ней. Специфику позиции гуманистов раскрывает способ возрождения ими античности. Они впервые в истории отнеслись к языческой древности не как к живой и опасной, а как к навсегда ушедшей культуре. Ее воскрешение было возможным лишь как игра, примеривание на себя высоких образцов без отождествления с ними.

Гуманисты оказались перед фактом существования не культуры, а культур. Их мироотношение позволяло отстраненно относиться к любой из них. Их подход касался не только далекой античности, но и современного им христианства, давал им возможность ощущать себя одновременно "такими античными" и "такими христианскими". Такое дистанцированное, ироничное мышление можно с уверенностью характеризовать как "риторическое".

Особую роль в становлении нового сознания играл образовательный цикл, который гуманисты называли studia humaninanis, что можно перевести как "гуманистические занятия". Центральное место занимала в нем классическая риторика. По мнению одного из северных гуманистов Р. Агриколы, для того чтобы преуспеть в риторике, необходимо, чтобы всякая речь, была "приноровлена" (aptande) к природе своего предмета. То же требование, но применительно к более широкой сфере деятельности, включающей изобразительное искусство и даже религиозную проповедь, выдвигает Эразм Роттердамский. Он вполне сознательно стремился представить принципы классической риторики как формообразующие для гуманистического мировоззрения. Понятие aptus, которое можно перевести как соответствие, уместность, сообразность, как и близкое ему понятие dekorum, из технического принципа, используемого при построении речи, преобразуются у него, как и у других северных гуманистов, в методологические и теоретические принципы, которые лежат в основе всей гуманистической идейной парадигмы. С их помощью получил эстетическое и философское оправдание тот содержательный эклектизм, который присущ текстам самих гуманистов.

Говоря об эклектизме гуманистического мировоззрения, необходимо отметить, что его следует рассматривать не как слабость мировоззренческой парадигмы гуманистов, а как ее сущностную характеристику. Именно единство формально-методологического подхода, основанного на требовании aptus (dekorum) позволяло соединять в рамках, если не единой концепции, то, по крайней мере, целостного текстового единства те разнородные источники, доступ к которым открыла им культура эпохи ренессанса.

Способ мироотношения, возникший в самом начале нового времени представляется прообразом современного постмодернистского сознания. У. Эко назвал постмодернистами Стерна и Рабле, считая, что постмодернизм – не фиксированное хронологическое явление, а некое духовное состояние, kunstwollen, подход к работе.


СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

IV Российский философский конгресс "Философия и будущее цивилизации", Москва, май 2005

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты