Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_17907.html


24 мая 2005

Н. Селищев

"О чем забывает Вселенский Патриарх Варфоломей"

Источник: Русский вестник

Православные на Украине ждали, что вслед за "оранжевой революцией" последует "революция самосвятов", где немаловажную, но не всегда явную роль будет играть нынешний Вселенский Патриарх Варфоломей. От этого архиэкумениста давно ждали подвоха. Так и произошло.

Сначала греческий космополитический интернет-сайт, очень расположенный к Патриарху Варфоломею, еще в январе 2005 г. сообщил об обращении Ющенко к Варфоломею – помочь в "отнятии от груди Матери-России". Затем 24 марта 2005 г. один из самосвятских "владык" в юрисдикции Константинополя встретился с Ющенко и заявил, что Константинопольский Патриархат никогда не признавал нахождения Киевской митрополии в составе Московского Патриархата. Якобы Константинопольская Церковь считает, что Московский Патриархат "имеет ту каноническую территорию, которая была у этой Церкви до 1686 г. Подчинение Киевской митрополии Московской Церкви было осуществлено Патриархом Дионисием без согласия и утверждения Святого и Священного Синода Великой Церкви Христовой".

Кто же торжественно провозгласил этот вздор, и, главное, было ли это сделано с ведома и согласия Патриарха Варфоломея?

Ни на первый, ни на второй вопрос ясного ответа многие давать не хотят. Во-первых, нам сообщают о некоем "архиепископе Всеволоде Скопелосском", окормляющем украинские приходы в США в юрисдикции Патриарха Варфоломея. Но при этом умалчивают, что маленький остров Скопелос находится в Греции и никакого отношения к "щирым незалежникам" в США не имеет. То есть "архиепископ Всеволод" – титулярный. Но главное в другом – он вообще не архиерей, а самосвят, такой же, как и состоящий с ним в общении "митрополит Иринупольский Константин", липковецскрыпниковец (Скрыпник – налетчик, петлюровец, агент "абверкоманды-204", самозваный "патриарх Мстислав" бандеровской эмиграции в США).

Печально, но факт – Патриархи Афина-гор (1948-1972), Димитрий (1972-1990) и Варфоломей (с 1990 г.) постепенно, как пылесос, притянули большую часть самосвятов под свой омофор. Ни о каких канонах они, разумеется, не думали. При этом самосвятам раздавали титулы, взятые из редчайшего каталога епархий времен еще византийского императора Льва Мудрого (911), т.е. более тысячи лет назад. Разве можно сейчас раздавать эти овеянные стариной славные титулы (Скопелосский, Иринупольский и др.) каким-то полууниатам, полубезбожникам?

Во-вторых, в либеральных изданиях и в интернете (типа экуменического "катакомбного" portal-credo.ru) начались гадания на кофейной гуще – насколько "владыка Всеволод" выражал, мог выражать, не выражал, возможно, выразил мнение Патриарха Варфоломея. Ясно, что выразил. И что бы ни ответил Патриарх Варфоломей на недоумения Московской Патриархии, первый шаг сделан. И никакие прещения на "владыку Всеволода" Патриарх Варфоломей не наложит. Если австралийский архиепископ Стилиан за публичные богохульства не понес никакого наказания, то кто же станет наказывать "владыку Всеволода" за претензии на чужие канонические территории?

"Церковный Вестник" (N 6, 2005) поместил "соб. инф.", в котором процитировал сотрудника ОВЦС протоиерея Николая Балашова, справедливо недоумевающего: "Непонятно, с какой целью теперь предпринимается попытка переписать исторические данные, которые более трех веков никем не оспаривались и признаны всеми Поместными Православными Церквами". А ведь цель весьма прозаична – отрыв Украины от России, привязка Украины к Западу.

Издание Березовского – "Независимая газета" – выпускает безграмотное приложение "НГ-религии" (спецвыпуск по экуменизму). В N 6 за 2005 г. обозреватели и "эксперты" "НГ-рблигий" ложно утверждали, что воссоединение Киевской митрополии с Московским патриархатом в 1686 г. произошло якобы "вопреки возражениям Константинополя", что дело было в симонии (подкупе) тогдашнего Патриарха Константинопольского Дионисия IV. На самом деле обстоятельства были очень сложные, и ни о каком подкупе не было и речи (см. об этом: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 14, гл. 1). Итак, мы видим, как лжекатакомбники, религиеведы неопределенного вероисповедания и просто журналисты, "свободные во всех отношениях", начинают нагнетать страсти, готовя почву для разгрома Православия на Украине. Главное – посеять сомнения, очевидное превратить в невероятное. Например, одновременно с сомнениями "архиепископа Всеволода" тот же лжекатакомбный сайт portal-credo.ru радостно сообщил, что сходка самосвятов в Харькове (разумеется, портал употребил гораздо более высокопарные выражения) потребовала от новых властей Украины передать Андреевскую церковь в Киеве под подворье Вселенского Патриархата.

Связь странных утверждений "владыки Всеволода" из США с новой политикой украинских властей очевидна. Нас учат, что Киевская митрополия "незаконно" входит в Московский Патриархат с 1686 г.; что самосвяты – вполне "законная церковь", другие твердят, что никакой дивизии СС "Галичина" не было в помине, зато были вымышленные "греко-католические мученики". Такой ряд смысловых подмен очень устраивает как раз нынешнего Вселенского Патриарха Варфоломея – лучшего друга Ватикана и мировой закулисы. Поэтому-то греки-антиэкуменисты называют Варфоломея "обмирщеннейшим" человеком, "сверхэкуменистом". Недаром сам Патриарх Варфоломей в свои молодые годы окончил Папский Восточный институт (он подчиняется Григорианскому университету) и защитил там диссертацию доктора канонического права. Тогда Варфоломей был лишь одним из "молодых, да ранних" в свите архиэкумениста Патриарха Афинагора.

Обратимся к трудам греческих авторов, известных церковных историков XX века, чтобы совершенно отмести как ненужный сор весь ворох газетных и интернетных восторгов по адресу "владыки Всеволода". Например, знаменитый профессор общей церковной истории Афинского университета архимандрит Василий Стефанидис (1958) в своей "Церковной истории" (цитирую по 6-му афинскому изданию 1998 г.) писал: "В середине XVII столетия Малороссия / политически объ единилась с Великороссией / в 1654 году, примерно спустя тридцать лет объединилась с ней и в церковном отношении в 1685 году. Воссоединение было утверждено патриархом Константинопольским (1687 г.), и таким образом прекратилась всякая зависимость Малороссии от /Константинопольского. – Н.С./ патриаршего престола". Профессор Стефанидис подчеркивает важное обстоятельство – получая хиротонии от русского Патриарха, митрополиты Киевские сохраняли, однако, древние свои права (с.448). Как видим, нет и речи о какой-то симонии (подкупе) Константинопольского Патриарха Дионисия IV, о чем вещают мнимые эксперты из "НГ-религий".

Знает ли Патриарх Варфоломей о "Церковной истории" Стефанидиса? Разумеется, среди греческой профессуры и архиереев все знают обширный труд Стефанидиса. Только Патриарх Варфоломей, видимо, надеется, что мы профессора Стефанидиса не читали и сослаться на его "Церковную историю" не сможем.

Теперь другой автор, лично знакомый Патриарху Варфоломею. Я имею в виду скончавшегося в 1986 г. известного историка Константинопольской Патриархии титулярного митрополита Сардского Максима. Митрополит Максим Сардский был не в меру горячим защитником особых прав Константинополя в православном мире. В 1965 г. митрополит Максим Сардский оказался среди тех немногих иерархов Константинополя, которые нашли смелость возражать против незаконного "снятия анафемы" с католиков. Тем более, признание митрополита Максима Сардского для нас ценно. В своей обширной работе "Вселенский Патриархат в Православной Церкви" (Фессалоники, 1976 г.) митрополит Максим пишет (с. 289): "После беспокойного периода, последовавшего за рукоположением Гедеона Киевского патриархом Иоакимом Московским, союз Киевской Митрополии с Москвой был ратифицирован Константинопольским Патриархом". При этом митрополит Максим Сардский ссылается на другого известного церковного историка XX века – митрополита Дидимотехского Филарета Вафидиса (1933), на его "Церковную историю", т. 3, часть 1, вышедшую в Константинополе в 1912 г., накануне первой мировой войны. Знает ли Патриарх Варфоломей о "Церковной истории" митрополита Филарета Вафидиса? Разумеется, знает. Но ради сугубо политических целей Патриарх Варфоломей предает все это забвению, а нанятые закулисой мириады газетчиков в России, на Украине, в Греции, США, Польше, Германии пишут небылицы, рассчитывая на наше незнание и бездействие.

Теперь зададим себе другой вопрос – чем так важен именно Патриарх Варфоломей для целей закулисы? Здесь надо обратиться к его диссертации "Кодификация священных канонов и канонических учреждений в Православной Церкви". Само существование этой диссертации замалчивается многими экуменистами даже Московской Патриархии. Что же касается греческих космополитов, то диссертацию Варфоломея они, разумеется, тоже тщательно скрывают. Эта диссертация была защищена в Папском Восточном институте в Риме, и тогда молодой архимандрит Варфоломей Архонтонис особенно благодарил ректора Восточного института Иоанна Жужека, члена ордена иезуитов. По-гречески диссертация Варфоломея была издана в Фессало-никах в уже далеком 1970 г.

В своей диссертации Варфоломей призывал к пересмотру и отмене церковных канонов, как противоречащих современным условиям. Он даже допускал возможность "отменить их, возможно, и целиком". В духе "осовременивания" ("aggiognamento" по-итальянски). Варфоломей в изобилии цитирует итальянские и латинские источники, часто, но далеко не всегда переводя их на греческий. Но этот пересмотр церковных канонов, с непременным изданием новых канонов, нужен, по мысли Варфоломея, для "осовременивания" всей Церкви! Образцом в кодификации церковного права Варфоломей считает 1-й Ватиканский собор (1869-1870 гг.), затем римских пап Пия X и Бенедикта XV, подготовивших и введших в действие "Кодекс канонического права" для католиков (1917 г.). Затем – папу Пия XII, введшего в действие "Кодекс канонического восточного права" для униатов (1949-1957 гг.). Наконец, 2-й Ватиканский Собор (1962-1965 гг.), столь содействовавший, по мысли Варфоломея, сближению всех христианских церквей друг с другом! Теперь Патриарх Варфоломей приветствует нового папу Бенедикта XVI. Ясно, что как бы далеко ни зашел папа Ратцингер в своем "натиске на Восток", Варфоломей противостоять ему не будет.

Итак, под вывеской "верности Патриарху Варфоломею" перед нами встает угроза подчинения Риму. Те, кто становятся под знамена Варфоломея, отнюдь не присягают в верности славной старой, боровшейся Вселенской Патриархии, обличавшей папизм в известных Патриарших и Синодальных актах 1484, 1722, 1755, 1848 и 1895 гг. Это коренное отличие надо всем понять и прочувствовать до конца. Тем более, что пронизанный папской гордыней Варфоломей вводит как бы патриаршую "непогрешимость". Раз он Вселенский Патриарх, то в силу занятия им знаменитой кафедры он становится как бы вне критики. Такая позиция ему и приятна, и выгодна. В тех или иных своих речах он временами вспоминает славных Патриархов прошлых эпох, пытаясь их церковным благочестием прикрыть деляческий и вполне иезуитский расчет.

Недаром знаменитый греческий богослов и филолог Николай Сотиропулос в своей только что вышедшей книге "Анти-экуменистика" (Афины, 2004) подчеркивает "двуязычие" патриарха Варфоломея. Для чего Варфоломею это "двуязычие"? "Для того чтобы удовлетворить экуменистов, для которых он старается со всей энергией, и для того чтобы пустить пыль в глаза православным", – справедливо пишет Сотиропулос. Думаю, что такое "двуязычие" Варфоломея замечали многие и в России, и на Украине.

Забывает Патриарх Варфоломей и о том ударе, который был нанесен филопапизму "осовремененного" Константинополя тремя митрополитами Северной Греции в конце марта 1970 г. Тогда три митрополита Церкви Греции (с которой Московская Патриархия находилась и находится в общении) прекратили поминать тогдашнего Вселенского Патриарха Афинагора. Именно за проповедь Афинагором папских ересей. Кто были эти три мужественных иерарха новостильной Православной Церкви Греции? Это митрополит Павел Парамифийский (1993), Амвросий Элевферупольский (1984) и ныне здравствующий корифей антиэкуменизма 98-летний митрополит Августин (Кантиотис), бывший Флоринский, пребывающий с 2000 г. на покое.

Последователь Владыки Августина Флоринского уже упоминавшийся мною богослов Сотиропулос отмечает коренное отличие мышления Патриарха Варфоломея от проповедей св. Апостола Павла, св. Апостола Варфоломея. Например, Патриарх Варфоломей все время проповедует, что "все народы и все религии молятся одному и тому же Богу различным путем". Сотиропулос вынужден напоминать азы – ни иудеи, ни магометане, ни буддисты, ни масоны не молятся Христу Спасителю как Богу. Сотиропулос напоминает, что Патриарх Варфоломей ни разу не ответил на открытые письма к нему с вопросом – совместимо ли масонство и Православие? И почему Варфоломей не отлучил ни одного масона? Сотиропулос, обращаясь к Патриарху Варфоломею, заключает: "Верующий народ не кормят байками, верующий народ понимает, что происходит...".

И нам, в России, ясен цинизм Патриарха Варфоломея. Занимая кафедру многих священномучеников, многих достойных православных богословов, он позорит имя Вселенского Патриарха, делая самый Патриархат лишь орудием в руках иноверных.

20.05.2005

Н. Селищев, член Русского Исторического Общества

РЕКЛАМА