поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
14 мая 2005  распечатать

Марина Григорян

"Удины стоят на пороге самоуничтожения"

Источник: Голос Армении (Ереван)

считает этнограф Грануш ХАРАТЯН

В номере "ГА" от 10 марта 2005 г. была помещена статья "Это неприкрытый акт вандализма, и Норвегия не желает в этом участвовать", в которой рассказывалось о происшедшем в азербайджанском селении Ниж, где компактно проживают удины.

Напомним, что при реставрации удинской церкви были стерты древние надписи на армянском языке, что вызвало резкий протест со стороны спонсоров реставрации

- норвежцев, которые по этой причине прекратили финансирование работ. Посол

Норвегии в этой стране заявил о нарушении Азербайджаном международных конвенций об охране исторических памятников и о недопустимости подобного варварского отношения к культуре. По сути дела, европейцами впервые была открыто осуждена политика Азербайджана на притеснение, уничтожение культуры и ассимиляцию аборигенных народов, являющихся сегодня национальными меньшинствами в этой стране.

На нашу публикацию откликнулась начальник Управления по вопросам национальных меньшинств и религии в правительстве РА, кандидат исторических наук Грануш ХАРАТЯН.

- В истории с селением Ниж налицо большой парадокс. Дело в том, что в современной азербайджанской историографии существует три направления в вопросе своего этногенезиса: турецкое, иранское и кавказско-албанское.

Согласно первому, азербайджанский народ происходит в основном от тюркских этногенетических групп. Самые рьяные максималисты в этом направлении, вопреки действительности и науке, пишут даже, что кавказские албанцы в историческом прошлом вообще говорили на тюркских языках. Иранское направление сводится к тому, что основой для образования этого народа послужил Атрпатакан. Такого мнения придерживался директор

Института истории АР Играр Алиев, который старается всячески обосновать иранские корни азербайджанцев. Основателем кавказско-албанской версии был

З. Буниятов, который вместе со своими последователями стремился доказать, что предками азербайджанцев были перешедшие на турецкий язык кавказские албанцы, т. е. аборигены региона.

В разных ситуациях, в зависимости от существующего в данный момент общественно-политического заказа на ту или иную версию, активизируется одно из этих направлений. В начале 80-х годов прошлого века акцент был сделан на кавказско-албанское направление и создана приличная литература о том, что азербайджанцы происходят в основном от потомков кавказских албанцев.

Главный постулат сводился к следующему: проживающие к югу от Куры албанские народности обармянились, в результате чего и возникли армянские Арцах и

Утик, а те, кто проживал к северу от Куры, отуречились. Но эти последние, дескать, и есть настоящие носители и истинные хозяева исторического Агвана.

Все остальные акценты призваны были доказать этот постулат. В реальности же только на территории современного Азербайджана насчитывается шесть народов, являющихся потомками кавказских албанцев и представляющих лезгинскую языковую группу. К ним относятся: кризы, хиналугцы, джеки, гапутлины, бутуги и удины.

Пять первых – мусульмане, и только удины – христиане. По моим данным, еще в XIX веке существовали 44 деревни, население которых составляли удины.

Однако процессы мусульманизации XVIII-XIX веков привели к постепенному исчезновению этнического самосознания, и только те деревни, население которых осталось христианским, сохранили свою национальную принадлежность к удинам.

Это Ниж, Вардашен, Джоурлу, Султан Нухи, Мирзабейлу. Для них очень важным моментом является то обстоятельство, что приверженность христианской религии стала гарантией сохранения этнического самосознания этого народа.

С другой стороны, верность христианству превратила жизнь удинов в ад. Происходившие на этой территории армянские погромы и резня распространялись и на удинов. Мало того, что они были христианами, так еще и большинство их были приверженцами Армянской Апостольской Церкви – точно так же, как в прошлом кавказские албанцы. Именно в силу этого факта их именовали "армянскими удинами" – в отличие от "грузинских удин", последователей Православной церкви. Таким образом, название "армянские удины" стало своеобразным "клеймом"

на лбу этого народа, обрекшим его на частичную идентификацию с армянами, а посему – на постоянные гонения и погромы.

В культуре и быту удин в силу вышесказанного действительно есть весьма существенные армянские элементы. Например, их имена и фамилии идентичны армянским – Ашот Мурадян, Мелконян, Гукасян, Ованисян и т. д. Естественно, архитектурные особенности мест и памятников религиозного поклонения, храмы и церковные церемонии удин также мало отличаются от армянских, тем более, что они пользовались армянскими буквами и алфавитом. Надгробные камни удин содержат надписи на армянском языке, в то же время четко и часто фиксируя название "уди". Такие надгробия, помимо селения Ниж, во множестве сохранились и далеко в окрестностях, несмотря на мусульманизацию и отуречивание деревень.

Кстати, интересно, что в некоторых из этих сел люди, хотя и говорили на азербайджанском, однако были последователями Просветительской религии и в силу этого сохранили этническую принадлежность к удинам. Сказанное касается прежде всего селений Джоурлу, Мирзабейлу, Султан Нухи.

В конце 80-х, после начала известных событий, в удинах появилась потребность каким-то образом "оправдаться" перед азербайджанцами. Стали появляться статьи в газетах, в которых они старались доказать, что не имеют никакого отношения и никакой связи с армянами. Эта волна, однако, не коснулась жителей Нижа, хотя нижцы постоянно находились в роли защищающихся и обязаны были доказывать, что они не армяне, а всего лишь последователи Армянской церкви.

- Видимо, постоянно находясь под угрозой и защищая свое право на существование...

- Безусловно. Более того, в 1988-1989 гг. Ниж постоянно блокировался, подвергался нападениям, угрозам, жителей вынуждали уехать, а в 1990 г. нижцы вынужденно обратились в Москву за защитой. В этот период Зия Буниятов несколько раз выступил по телевидению, призывая не трогать удин (что, кстати, косвенно означало, что других "трогать" можно), но это не возымело особого эффекта, и удины оказалась в очень тяжелой ситуации. Началась мощная волна эмиграции, бегства из Азербайджана. В результате на сегодняшний день ровно половина населения Нижа оказалась в России – в Краснодарском крае практически нет деревни, где не было бы хотя бы одного удина, а другая их часть проживает в Ростовской области. Въезд обратно в Азербайджан им практически воспрещен.

Кстати, вынуждены были бежать также азербайджаноязычные удины из перечисленных сел: они воспринимались врагами только в силу приверженностиАрмянской Апостольской Церкви. Их этногенетическое албанское происхождение при этом не играло роли или, быть может, сыграло негативную роль – ведь другие христианские народы (кроме, естественно, армян) столь открыто не преследовались. А удины-христиане – это живое отрицание академической версии азербайджанских историков о том, что христианство в Кавказской Албании сыграло ассимиляционную роль. Одно лишь существование удин исключительно в рамках христианства доказывало, что удины благодаря христианству не только не ассимилировались, а наоборот – самосохранились.- Насколько мне известно, вы встречались с эмигрировавшими в

Россию удинами.

- Да, я встречалась со многими из них в Краснодарском крае, записывала их рассказы о том, как они оказались в России. Эти материалы сейчас готовятся к публикации. Однако уже после эмиграции они столкнулись с другой проблемой: у многих остались в Азербайджане родственники, что привело к изменению фамилий. Процесс этот сейчас принял повальный характер. В 1999 году в Баку вышла в свет книга под названием "Удинлар" ("Удины"), в которой сказано, что удины происходят от кавказских албанцев, что они, дескать, пострадали от армян и остались удинами только благодаря своей азербайджанизации. На издании стоит академический гриф, однако ее содержание более чем сомнительно и не выдерживает никакой критики. На самом деле есть четкие сведения о том, что в процессе армянских погромов 20-х годов прошлого столетия удинам предлагалось принять мусульманство в обмен на сохранение жизни. То же самое происходило в конце 80-х годов.

- Какова сегодня ситуация в Ниже?

- Нижцы стоят перед теми же проблемами и вынуждены постоянно доказывать свою лояльность к азербайджанцам. С целью всего лишь физического выживания они должны подтверждать, что не имеют отношения и не любят армян, более того, что армяне – их враги. И я глубоко уверена, что люди, стершие надписи с Нижской церкви, сделали это только для того, чтобы лишний раз доказать свое право на жизнь в современном Азербайджане. Поэтому мне всегда хочется защитить удин от часто звучащих обвинений в варварстве. Этот народ, вопреки многочисленным преследованиям и гонениям, всегда сохранял приверженность к цивилизованной жизни и культуре. Но сейчас им необходимо постоянно отмежевываться от армян, однако как это сделать, если у них имена, фамилии, вероисповедание, письменность и даже праздники – армянские? Значит, они вынуждены все это разрушать, стирать, изменять, повторяю, с одной целью – сохранить свое физическое существование. Возможно даже, что "академические" издания такого рода служат им своеобразным методическим пособием, подсказывая – что и как делать с целью оградить себя от преследований.

- Есть ли у вас сведения о численности удинов в Ниже и в других местах их компактного проживания?

- Последний раз мне довелось побывать в Ниже в 1986 году. Тогда там проживало 7 тысяч человек. Сегодня, согласно официальным азербайджанским цифрам, осталось около 3, 5 тысяч, то есть ровно половина. Примерно столько же проживает в Краснодарском крае и Ростовской области.

- А есть ли проблема с сохранением этнической самобытности у удин, проживающих в России?

- В записанных мною интервью они постоянно говорили о том, что в их культурном наследии и в целом национальной идентификации значительное место занимают связи с армянами – как в прошлом, так и в настоящем. Есть случаи, когда тот член семьи, который ездит к родственникам в Азербайджан, меняет свои имя и фамилию, а остальные – нет, считая, что это важная часть их этнической самобытности. Кроме того, они тесно общаются с проживающими там армянами, зачастую посредством их осуществляя свои взаимоотношения с внешним окружением.

- По сути дела, в сегодняшнем Азербайджане удины вынуждены своими руками уничтожать свое культурное наследие, чтобы сохранить право на физическое существование.

- Именно так, и я хотела бы подчеркнуть одно важное обстоятельство: они своими руками уничтожают не только свое культурное прошлое, но и настоящее, поскольку, повторюсь, удины остались удинами только благодаря приверженности христианству и Армянской Апостольской Церкви. Тому есть многочисленные свидетельства во многих известных энциклопедиях – например, Брокгауза и Эфрона. Таким образом, сегодня они сами уничтожают не только наследие собственного прошлого, но и возможности и основы сохранения своей этнической самобытности.

А вне исторической родины у удин возникли проблемы иного рода: они разрозненны, не имеют единого центра, сталкиваются с языковыми проблемами, дети говорят только на русском, что вполне понятно. То есть народ этот ассимилируется различными способами и практически исчезает. Между тем удин надо было лелеять и хранить, ибо пройденный ими сложный исторический путь заслуживает всяческого уважения и восхищения... А цивилизованный мир спокойно взирает на то, как этот самобытный народ идет к самоуничтожению, даже не пытаясь предотвратить это.

12.05.2005

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты