поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
14 ноября 2002  распечатать

Виктор Еленский

Украинский визит патриарха Алексия II

Возможный визит патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который принял приглашение председателя Верховного Совета В. Литвина посетить Украину, остается, вопреки своей гипотетичности и болезни патриарха, одним из наиболее обсуждаемых событий религиозной жизни страны. Гипотетический фон дает вполне реальные возможности едва ли не всему украинскому политикуму упражняться в красноречии и заявлять о себе. Причем противоположные оценки звучат даже из одних и тех же политических лагерей.

Категорически 'против' визита уже высказался член фракции В. Ющенко 'Наша Украина' Павло Мовчан, а члены этой же фракции Петр Порошенко и Юрий Кармазин – возможно, не так категорично, но все-таки – 'за'. 'За' не только Раиса Богатырева из пропрезидентских 'Регионов Украины', но и оппозиционер Юлия Тимошенко, в парламентской фракции которой не много депутатов, способных симпатизировать патриарху Московскому. Если последняя объясняет свою позицию тем, что она считала и считает себя верующей УПЦ в единстве с Московским патриархатом, то для левых и политиков, которые 'провозгласили приоритетным для Украины восточный вектор сотрудничества' (по словам Н. Витренко), визит патриарха – это манифестация цивилизационной принадлежности Украины к православному пространству с центром в Москве. Тезис о Русской православной церкви как 'последней структуре, связывающей восточнославянский мир', стала общим местом в их выступлениях. Поэтому 'сохранять духовное единство православных Украины, России и Беларуси, опекаемое Его Святейшеством Патриархом Алексием II', следует 'бережно, как зеницу ока' (депутат Верховного Совета А. Деркач). Именно то, что более всего привлекает в возможном визите таких политиков, беспокоит их оппонентов: по мнению П. Мовчана визит будет означать 'возрождение (и довольно глубокое) России в Украине'.

Безоговорочно против патриаршей поездки также Украинская православная церковь Киевский патриархат, и это понятно. Ее официальная аргументация выглядит следующим образом: политическая ситуация в Украине очень напряженная, и визит патриарха приведет к еще большему ее обострению. К тому же, как заявил епископ Переяслав-Хмельницкий УПЦ КП Дмитрий (Рудюк), предстоятель РПЦ неоднократно 'враждебно отзывался' об идее единой поместной Украинской православной церкви и об идее автокефалии УПЦ; 'Такое враждебное отношение Московского патриарха означает, что и мы встретим его враждебно'.

Патриарха Алексия в Украине уже встречали враждебно. В 1990 г. он дважды посещал тогда еще Украинскую ССР. Первый раз он встретился с обструкцией духовенства западных епархий. (Нынешний архиепископ Херсонский и Таврический Ионафан (Елецких), который был тогда приближен к митрополиту Филарету, считает именно его вдохновителем и организатором этой обструкции.) Второй раз, осенью 1990 г., Алексия II, который привез Украинской православной церкви грамоту о самостоятельности в управлении, а митрополиту Филарету – титул Блаженнейшего и гарантию пожизненного пребывания на Киевской кафедре, делегаты собрания Руха встретили совсем недружественно, а некоторые народные депутаты даже бросались тогда под колеса патриаршей машины, направлявшейся к Софии Киевской.

После этот патриарх посетил в Украину лишь через 7 лет, – в рамках симпозиума по проблемам экологии Черного моря он встретился в Одессе со Вселенским и Грузинским патриархами.

Отношение Алексия II к Украинским православным церквам, провозгласившим себя независимыми от Московского патриархата, с тех пор не изменилось. Они не являются собственно церквами, а лишь 'сообществами отпавшими от Матери-Церкви', раскольническими образованиями, питающимися политическими интригами и амбициями своих лидеров. В отличие от некоторых архиереев возглавляемой им церкви, Алексий II никогда не разрешает себе публичных инвектив в адрес украинской государственности. Да и 'раскольники' в его интервью и выступлениях – скорее заблудшие овцы, чем зловещие куклы в руках властителей демонической 'закулисы'. Он не отказывается 'вести диалог с теми, кто от Церкви отпал'. Однако в любом случае 'раскольникам' надо покаяться и вместо того, чтобы лелеять амбициозные планы, 'лучше бы они подумали, как им вернуться в лоно единственно законной, общепризнанной в каноническом отношении Церкви'.

Украинская православная церковь в единстве с Московским патриархатом горячо приветствует своего первоиерарха. Похоже, что времена, когда ее иерархия болезненно реагировала на само упоминание о Московском патриархате и требовала, чтобы ее называли 'просто УПЦ', остались позади. По крайней мере, для большинства архиереев. В одном из интервью 1996 г. митрополит Владимир (Сабодан) сказал, что в случае, если идея автокефалии будет воспринята церковным людом, примерно половина архиереев также воспримет ее. В 2002 г. архиепископ Черкасский и Каневский Софроний (Дмитрук) заявил, что он, 'возможно, единственный епископ нашей церкви (УПЦ МП), который имеет в этом вопросе свою линию и открыто высказывает собственные мысли... Уверен, что у нас будет, если будем живы и здоровы, единая автокефальная Украинская православная церковь. Что нам мешает? Думаю, обычные амбиции. Также то, что Третий Рим весьма крепко сидит у людей в душах и головах'.

Наверное, архиепископ далеко не единственный 'автокефалист' в своей церкви. Но публично так себя уже давно никто из епископата УПЦ не позиционирует. Если обратиться к выступлениям архипастырей начиная с декабря 1996 г., когда Архиерейский Собор снял вопрос об автокефалии для УПЦ, то станет очевидно, что владыки последовательно становились все более непримиримыми к идее ее независимости – пока в начале 2000-х гг. не стали звучать совершенно невозможные ранее заявления о необходимости вернуться к статусу Украинского экзархата РПЦ или даже выступить против 'мазепинско-бандеровского проекта расчленения Большой, Малой и Белой Руси' (епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит Хилько). Среди духовенства Западной Украины и Правобережья доминируют иные настроения, но в церковных СМИ они никогда не артикулируются. Во всяком случае, Обращение 1997 г. благочинных Владимир-Волынско-Ковельской епархии УПЦ МП, принятое на собрании с участием 190 священников и 350 мирян, где заявлялось, что 'УПЦ не должна ни у кого ничего просить. Она должна объявить себя Поместной...' – было последним документом такого рода.

Что касается сказанного и обнародованные деятелями УПЦ и ее печатными органами в связи с визитом, то тут имеются некоторые интересные детали. Прежде всего очень похоже, что дискуссии относительно его возможности или невозможности – неотъемлемая составляющая подготовки патриаршей поездки. Таким образом 'разогревается' общественное мнение, событие держится в фокусе, а интерес к нему возрастает. Главное, о чем сейчас идет речь, – это формат визита. Он призван если не затмить прошлогодний папский, то по крайней мере не уступить ему и засвидетельствовать миру православность Украины и неразрывность ее духовной связи с Россией.

Очертания этого формата, как можно предположить, представляются Свято-Данилову монастырю и Киево-Печерской лавре приблизительно такими: торжественная и хорошо освещенная встреча с первыми лицами государства на максимально возможном высоком протокольном уровне, многотысячная триумфальная встреча первоиерарха в Лавре православными из многих епархий, встреча с интеллигенцией, речи, максимум телевидения, лучших залов и вообще – паблисити. 'Способна ли власть на высоком, достойном уровне организовать визит? Вот в чем вопрос', – прямо спрашивает митрополит Винницкий и Могилев-Подольский Макарий (Свистун).

Это действительно вопрос, причем ответы на него зависят от внецерковных факторов. Помнится, на Рождество 2000 г. в Иерусалиме Президент Л. Кучма явственно ощущал дискомфорт от того, что президентов стран православной культуры сопровождают 'собственные' патриархи (архиепископы), а ему приходится удовлетворяться кампанией второго члена Синода РПЦ. После этого украинский президент, беспрецедентно горячо высказался в пользу скорейшего объединения церквей и создания единой Украинской православной церкви. Однако и 'объединение', и 'единая поместная' – сочетания, на которые у Москвы стойкая аллергия. Поэтому, вероятно, в президентской администрации могли бы обусловить 'высокий и достойный' уровень определенными уступками со стороны российского священноначалия – Томосом об автономии для УПЦ, например. Однако очень сомнительно, что в Московской патриархии сейчас на это пойдут. Да и неизвестно, как глубоко еще может завести Украину 'восточный вектор' ее многовекторной политики.

Собственно Алексий II как российский гражданин не нуждается ни в визе, ни в государственном приглашении для посещения своих верных в Украине. Каждый год патриарх посещает десятки епархий возглавляемой им церкви, и это нормально. Но, естественно, что в посещении Астраханской епархии и епархии, например, Волынской есть отличия. На Волыни не все православные будут счастливы видеть Московского патриарха, а кое-кто из них считает для себя невозможным находиться под его омофором. И таких православных в Украине немало. Они так или иначе артикулируют очень простую мысль: почему православные Албании, Грузии, Польши или Румынии имеют право на Поместную церковь и почему такого права лишены православные Украины? И при всем уважении к патриарху Алексию II мы вынуждены констатировать: пока что у него нет ответа на этот вопрос. То есть, конечно, реалистичного ответа, который бы учитывал, что более десяти лет борьбы с 'раскольниками' привели не к новому 'торжеству Православия', а к очень печальным для него последствиям. Что, как бы там ни было, государство Украина все же 'ще не вмерло', а следовательно – границы церковные должны идти за границами государственными, и этот вопрос следует решать. Словом, речь идет об ответе, который был бы способен положить конец едва ли не самому громкому противостоянию во Вселенском Православии.

Журнал 'Людина і світ' (Киев): ежемесячный бюллетень 'Религия и общество' (№21). Перевод с украинского языка.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Виктор Еленский

персоналии:

Патриарх Алексий II (1990-2008)

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

06.07.2020

А.В. Щипков: Сквернословие разрушает структуру мышления и ценностную базу человека

В Риме скончался композитор Эннио Морриконе, написавший "Мессу Папы Франциска"

Умер глава Всеукраинского совета церквей

Выставка Еврейского музея "(Не) время для любви" признана лучшей в Москве

До конца года в Москве сдадут в эксплуатацию ещё порядка восьми храмов

Патриарх Кирилл призвал сохранить музейный статус собора Святой Софии

Синодальный отдел по делам молодежи начал реализацию нового проекта "География православной молодежи"

Вышел методический сборник, посвященный исполнению требований антитеррористической защищенности объектов религиозных организаций

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

22.06.2020

Русская народная линия:
Анатолий Степанов
Бунт схиигумена Сергия
В чём причины и каковы могут быть последствия?

19.06.2020

Российская газета:
Владимир Путин
75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим
"Российская газета" публикует статью президента РФ Владимира Путина

12.06.2020

Аргументы неделi:
Юрий Поляков
Силён ли русский Бог?

04.06.2020

Русская народная линия:
"Ни богословия, ни ру"
Профессор Алексей Иванович Сидоров о научной квалификации прот. Павла Великанова

14.05.2020

Царьград.ТВ:
Михаил Тюренков
"Wi-Fi-причастие" по-украински: В чём опасность либерального "COVID-богословия"

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты