поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
16 января 2003  распечатать

Экспертное заключение на книгу А.В.Бородиной "Основы православной культуры"

Подготовлено руководителем Центра изучения религий РГГУ Н.В. Шабуровым

Рецензируемый учебник, как явствует из аннотации, "предназначен для 6 класса и любых более старших классов на первом году внедрения данного курса... Может быть использован в качестве основного и дополнительного пособия в рамках культурологических и гуманитарных курсов, таких как история религии, религиоведение, мировая художественная культура, а также при изучении базовых дисциплин (литература, история и др.)".

Сам фактсуществования факультативной дисциплины "Основы православной культуры" в рамках школьной программы не вызывает возражений. Учащимся средней школы было бы полезно познакомиться с православной культурой. Однако рецензируемый учебник не отвечает требованиям, предъявляемым к учебно-методической литературе, поскольку содержит некорректные высказывания, способствующие разжиганию религиозной и национальной розни.

Обращаясь к столь тонкой теме как религия в рамках светской школы, следует избегать как некритической апологетики, так и неуважительных, конфессионально окрашенных высказываний по поводу других религиозных традиций. Соответствует ли рецензируемый учебник этим критериям? К сожалению нет.

В тексте учебника встречаются такие высказывания как "несторианская" и "монофизитская ересь" (с. 29-31). Учение Нестория и т.н. монофизитство были осуждены на Вселенских соборах и с точки зрения ортодоксального христианства являются ересями. Однако термин "ересь", содержащий негативную оценку, не приемлем для школьного, неконфессионального учебника. Условно называемые "несторианской" и "монофизитской" церквями Ассирийская Церковь Востока и Армянская Апостольская Церковь представлены в России и оценка учения, которому они привержены, как еретического является оскорблением религиозных чувств верующих.

Кроме того, в ряде случаев автор позволяет себе высказывания, оскорбительные для представителей еврейского народа. Позволю себе процитировать: "Пилат, не находя вины Иисуса, приказал воинам Его бичевать, надеясь, что иудеи будут удовлетворены... Но иудеи не унимались и продолжали настаивать на казни Христа. Они подговаривали народ, чтобы он требовал распятия Христа... Причиной было то, что этот народ думал о земном: о своей независимости, власти над другими народами и о земном благополучии, поэтому идея вечной жизни через спасение от грехов, страстей и зла, была непонятна ему" (с. 112). Автору следовало бы объяснить школьникам, что обвинения в адрес иудеев в Евангелиях обусловлены полемическими задачами авторов Евангелий. Не следует забывать, что и Иисус, и апостолы были иудеями. Иудаизм в эпоху Иисуса был разделен на ряд течений, сильно отличающихся друг от друга. Инициаторами суда над Иисусом выступали лишь некоторые группы, а решение о казни было принято римским наместником Понтием Пилатом. Уж тем более автору следовало воздержаться от собственных рассуждений о еврейском народе, думавшем о власти над другими народами, чуждом идее вечной жизни, обретаемой через "спасение от грехов, страстей и зла". Эти рассуждения не имеют ничего общего с исторической действительностью и носят откровенно антисемитский характер. В иудаизме были группы - в частности фарисеи и ессеи, которые как раз исповедовали идею вечной жизни через спасение от грехов и зла. Иудаизм - живая религия, десятки тысяч ее приверженцев живут в нашей стране сотни лет (не случайно иудаизм назван одной из традиционных религий в "Законе о свободе совести и религиозных объединениях"). Однако у читателей учебника сознательно формируется представление, что иудаизм - ложная религия, превзойденная христианством.

Способствуют возбуждению межнациональной розни и ксенофобии следующие утверждения автора: "Почему православный русский народ не закрывает себя от общения с другими народами и национальностями, а гостеприимно принимает их в свою церковную, государственную и гражданскую общность, несмотря на то, что это чаще всего совсем "невыгодно" и даже опасно, т.к. "гости" или новые жители не всегда так же благородно ведут себя на территории традицинно-православного государства?" (с. 13).

В целом рецензируемый учебник представляет собой не учебное пособие по основам православной культуры, а конфессиональную апологию православия. Только апологетическими задачами можно объяснить отождествление понятий "русский" и "православный", хотя бы и до XX в. (с. 14). Таким образом, стригольникам 14-15 вв., молоканам, духоборцам, штундистам и др. отказывается в праве называться русскими. Учебник содержит некритическое описание чудес (см. в частности с. 159, где описание чуда должно продемонстрировать превосходство православных над армянами).

Удивительно, что книга рекомендована Координационным советом по взаимодействию Министерства образования России и Московской Патриархии Русской Православной Церкви.

Руководитель Центра изучения религий
Российского государственного гуманитарного
Университета Н.В.Шабуров

Ссылки по теме:

Отзыв доктора юридических наук, профессора М.Н.Кузнецова и доктора филологических наук, профессора В.Ю.Троицкого от 12 февраля 2003 г. на экспертное заключение руководителя Центра изучения религии РГГУ Н.В.Шабурова на учебник А.В.Бородиной "Основы православной культуры" [документ]

Источник: Портал-Credo.ru

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

23.03.2019

Глава Совета муфтиев откроет молельную комнату в онкоцентре в Москве

В Киевской области сторонники "новой церкви" пытаются захватить храм УПЦ

В Москве представили русскоязычное издание книги-альбома о принесении из Бари в Россию мощей святителя Николая в 2017 году

22.03.2019

РПЦ настаивает, что произведения искусства должны подпадать под статью УК РФ об оскорблении чувств верующих

УПЦ подала иск к Минкультуры Украины по поводу ее переименования

Блаженнейший митрополит Онуфрий призвал Президента Украины прекратить вмешательство чиновников в дела Церкви

Митрополит Киевский Онуфрий привел реальную статистику переходов общин в "Православную церковь Украины"

В Церкви поддержали законопроект Минздрава о запрете продажи алкоголя лицам до 21 года

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

13.03.2019

Литературная газета:
Егор Бронников
Всегда ли слушающие слышат?

07.03.2019

Независимая газета:
Милена Фаустова
В России недосчитались верующих. В общинах уверены, что цифры соцопроса искажают картину отечественной религиозности

17.02.2019

Религия и право:
Роман Лункин
Роман Лункин: В Европе пересматриваются основные принципы свободы совести

15.02.2019

Независимая газета:
Василий Щипков
Путин и миф

09.02.2019

Новые известия:
Сергей Гаврилов: "Государство слишком отделилось от Церкви"

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты