RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
|
16 февраля 2005 Рита Болотская "Маска Ава это Москва?" Источник: http://sobesednik.ru Собеседник Рассказываем о московских марийцах Несколько лет назад именно марийцы выступили инициаторами объединения финноугров, проживающих в Москве. Именно вокруг марийцев, относящихся к этой национальной ветви, сплотился костяк из представителей мордвы, карелов, коми, удмуртов, венгров, финнов, эстонцев... Это тем более удивительно, что сами себя марийцы до сих пор упорно разделяют на горных, луговых и восточных. Даже язык у них отличается, даже праздники! Про убеждения, воззрения и разницу в исторических путях развития вообще молчу!.. Но все по порядку. Гость рубрики вице-президент региональной общественной организации "Землячество Марий Эл" Юрий ЕРОФЕЕВ. "Kudo + Kodu" - Юрий Иванович, давайте сразу разберемся с названиями: что такое "марий", что такое "эл"? - Насколько мне известно, это словосочетание появилось в 1991 году, его ввел в обиход народный марийский поэт Семен Вишневский. "Мари" принадлежность к национальности, "эл" "край". - Но сейчас все чаще и чаще всплывает дореволюционный этноним "черемисы" он откуда взялся? - "Чаремыш" по-марийски "препятствие, заслон", так нас называли татары... После революции понятие "черемисы" было вычеркнуто из употребления. Ему стали приписывать некий оскорбительный смысл. А сейчас слово возвращается в обиход, особенно научный. - Правда, что некоторые названия в Москве и Подмосковье имеют финноугорские корни? - Конечно. К примеру, город Талдом производное от марийского "талдым" нечто вроде летней кухни. Икша, в 40 километрах от Москвы, производное от "икте", по-марийски "один". Да и сама Москва... По-марийски "маска" медведь, "ава" мать. Получается "медведица". Так-то! Пусть это лишь одна из версий происхождения имени столицы, но она была поддержана российским историком Ключевским. - Сколько марийцев в Москве? - 2 тысячи 152 человека, согласно последней переписи. А всего финноугров представителей 25 национальностей 33 тысячи. Немало, согласитесь. Еще три года назад было принято решение объединиться, более того стать наконец участниками всемирного финноугорского процесса. - Тогда вы и создали Координационный совет финноугорских организаций Москвы? - Нет, не совсем так. Объединение оказалось делом непростым. 25 национальностей и каждый стремился жить сам по себе. Поэтому пришлось находить точки соприкосновения как бы окольными путями. В 2001 -м начали издавать тематические полосы и страницы в финноугорской газете "Kudo + Kodu", выпускавшейся в Йошкар-Оле. "Kudo" по-марийски "очаг", a "Kodu" в переводе с эстонского "дом". Так вот, для поддержки издания нам потребовался общественный совет, в него вошли руководители всех финноугорских организаций Москвы и стали работать вместе. За 2 года сделали 12 выпусков, они имели весьма широкий общественный резонанс. Постепенно объединение финноугров Москвы, в том числе и с помощью газеты, состоялось. - Знаю, что марийцы стали активно переселяться в Москву в 60-70-х годах прошлого века. Но почему именно тогда? - А вы лучше спросите, какие именно марийцы переселялись: луговые, горные или восточные? И вообще, откуда взялись восточные? - Это вы у меня спрашиваете? Интересный поворот: а кто кого интервьюирует?! Два берега - Поясняю разницу: марийцы испокон веков делились на горных и луговых, правобережных и левобережных. Нас разделила Волга! Это география. А теперь проистекающая из нее история. Когда в XVI веке Иван Грозный взялся покорять эти края, его войско смогло пройти только по правому берегу, на левом дорог не было, одни леса. Соответственно русификация и христианизация правой (горной, как мы говорим) стороны пошли интенсивнее. А луговые (левобережные) держались особняком, их русские особо не трогали. Более того, луговые платили дань татарским ханам, с которыми водили вполне дружеские отношения. Кое-кто даже сражался на их стороне против Ивана Грозного... Когда же, после падения Казани, луговым пришлось-таки подчиниться русскому господству, они подняли восстание и в течение семи лет шли кровопролитные, так называемые черемисские войны. Десятки тысяч марийцев бежали за Урал в Башкирию, Пермь, на территорию нынешней Свердловской области. Так появились восточные марийцы... И до сих пор это деление существует. Даже в языковых наречиях есть отличия. Кстати, восточные марийцы считают свой язык самым "чистым", близким к первоисточнику. Сейчас за Уралом 140 тысяч марийцев. И вот как раз оттуда, преимущественно из этих земель, в середине прошлого века люди потянулись в Москву. - Феномен истории: сначала бежали от Москвы, потом к ней. - Всему есть объяснение. Советская власть впервые за всю историю существования марийцев дала им государственность: был образован Марийский автономный округ, затем Марийская АССР. Кроме того, в 60-70-х годах прошлого века в Марийской республике процветало сельское хозяйство. Когда по всему Союзу наблюдалась нехватка мяса, мы горя не знали. Время было золотое. Разумеется, уезжать из республики никому и в голову не пришло бы ни луговым, ни горным. Иное дело восточные марийцы. Они, по-видимому, ощущали себя не столь комфортно, вот кое-кто и стал переселяться в Москву. - Слышала, вы и мэра столицы Лужкова числите марийцем? - Ну а почему бы нет? Матушка Юрия Михайловича родом из деревни Калегино Калтасинского района Башкирии, который в значительной степени населяют восточные марийцы. - Ну, при таком раскладе вы просто не могли не развернуть в Москве бурную деятельность. - На что намекаете? - На врожденные организаторские способности марийцев, конечно! Благодаря вам финноугры Москвы больше не стоят в стороне от мирового процесса, так ведь? - Кто хочет тот работает без жалоб на "объективные обстоятельства". В июне 2004 года делегация финноугорских организаций столицы приняла участие в IV Всемирном конгрессе финноугорских народов, который проходил в Таллине. Там выступали президенты Венгрии, Финляндии, Эстонии... Нам было на что посмотреть, чему поучиться. А V конгресс решено провести в 2008 году в России в Ханты-Мансийске. Готовиться будем заранее, чтобы не ударить в грязь лицом. Неприкасаемые рощи - Говорят, октябрь стал самым что ни на есть финноугорским месяцем в году? - Верно. Уже второй год каждую третью субботу октября мы отмечаем в Москве День финноугорских родственных народов. Еще на III Всемирном конгрессе в Хельсинки решено было "назначить" этот день праздничным. В 2003 году московские финноугры собрались на базе Венгерского культурного центра, в 2004-м провели торжественное собрание в Московском доме национальностей. Весной прошлого года в том же МДН мы организовали фестиваль "Финноугорская весна". От нас выступал семейный вокальный ансамбль Минилбаевых под названием "Райдем"... - Каковы планы московских марийцев на ближайшее будущее? - В сентябре нынешнего года в Поликультурном образовательном центре на улице "Правды" начнет работу марийский класс. Есть договоренность с учителем, заказаны учебники марийского языка. Надеемся, удастся организовать с детьми вокальный или танцевальный коллектив. Спасибо мэрии Москвы поддерживает наши инициативы, относится с пониманием к нашим проблемам. - Отмечают ли марийцы Москвы свои собственные национальные праздники? - Намерены как раз в Поликультурном центре вместе с детьми возрождать эти традиции. "Пеледыш пайрем" праздник цветов, он отмечается в июне. "Пеледыш айо" праздник песни (отмечается преимущественно горными марийцами). "Шорык-йол пайрем" святки, "васли-кугыза пайрем" марийский Новый год, "сюрэм" переход от весенних посевных работ к сенокосу... У каждого свои ритуалы. Под Новый год в Марий Эл неделю по домам ходят ряженые, смотрят, насколько мастеровиты хозяева, что за год построили, отремонтировали, сшили, сколько банок варений-солений закрутили... Советы разные дают. Призами награждают. Сами гостинцы получают... А в честь праздника "сюрэм" в конце июня марийцы по традиции отправляются на моления в свои священные рощи. Около каждого села есть такая роща. Прикасаться к деревьям в них запрещено, разве что сами от старости упадут. И ведь каждое дерево в такой роще "закреплено" за конкретной семьей: когда люди приходят на моления, несут дары именно к своему дереву дубу, ели, березе!.. Удивительно: официальная религия в Марий Эл христианство. И марийцы посещают храмы, отмечают все главные православные праздники. А потом благополучно идут в рощи. Такая вот хитрость. Или упертость. Или мудрость. Называйте как угодно... *** Словарь Имена Андрей Эшпай композитор, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий, Иван Ефремов генерал армии, командующий Московским военным округом, Валентин Яковлев генерал-полковник, руководитель общественной общероссийской организации "Морская пехота", Михаил Мурашко заслуженный деятель искусств РФ, профессор Московского университета культуры, Евгения Шевелева заслуженная артистка России, профессор Российской Академии музыки имени Гнесиных, Людмила Коржавина певица, солистка ГАБТ, Владимир Шамиданов флейтист, солист Российского национального филармонического оркестра под руководством Спивакова, Геннадий Махотин 10-кратный чемпион мира, Европы по армспорту, Александр Петров альтист, солист симфонического оркестра ГАБТ, Владимир Матвеев Герой России, летчик-испытатель. Палыме лийына! (Давайте знакомиться!) Региональная общественная организация "Землячество Марий Эл"; вице-президент Юрий Ерофеев. Региональная общественная организация "Общество граждан и выходцев из Республики Марий Эл"; руководитель Филимон Синяков. Контактный телефон (в МДН): 925-43-22. 16.02.2005 |
РЕКЛАМА |