поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
16 февраля 2005  распечатать

Рита Болотская

"Маска Ава – это Москва?"

Источник: Собеседник

Рассказываем о московских марийцах

Несколько лет назад именно марийцы выступили инициаторами объединения финноугров, проживающих в Москве. Именно вокруг марийцев, относящихся к этой национальной ветви, сплотился костяк из представителей мордвы, карелов, коми, удмуртов, венгров, финнов, эстонцев... Это тем более удивительно, что сами себя марийцы до сих пор упорно разделяют на горных, луговых и восточных. Даже язык у них отличается, даже праздники! Про убеждения, воззрения и разницу в исторических путях развития вообще молчу!.. Но все по порядку. Гость рубрики – вице-президент региональной общественной организации "Землячество Марий Эл" Юрий ЕРОФЕЕВ.

"Kudo + Kodu"

- Юрий Иванович, давайте сразу разберемся с названиями: что такое "марий", что такое "эл"?

- Насколько мне известно, это словосочетание появилось в 1991 году, его ввел в обиход народный марийский поэт Семен Вишневский. "Мари" – принадлежность к национальности, "эл" – "край".

- Но сейчас все чаще и чаще всплывает дореволюционный этноним "черемисы" – он откуда взялся?

- "Чаремыш" – по-марийски "препятствие, заслон", так нас называли татары... После революции понятие "черемисы" было вычеркнуто из употребления. Ему стали приписывать некий оскорбительный смысл. А сейчас слово возвращается в обиход, особенно научный.

- Правда, что некоторые названия в Москве и Подмосковье имеют финноугорские корни?

- Конечно. К примеру, город Талдом – производное от марийского "талдым" – нечто вроде летней кухни. Икша, в 40 километрах от Москвы, – производное от "икте", по-марийски "один". Да и сама Москва... По-марийски "маска" – медведь, "ава" – мать. Получается "медведица". Так-то! Пусть это лишь одна из версий происхождения имени столицы, но она была поддержана российским историком Ключевским.

- Сколько марийцев в Москве?

- 2 тысячи 152 человека, согласно последней переписи. А всего финноугров – представителей 25 национальностей – 33 тысячи. Немало, согласитесь. Еще три года назад было принято решение объединиться, более того – стать наконец участниками всемирного финноугорского процесса.

- Тогда вы и создали Координационный совет финноугорских организаций Москвы?

- Нет, не совсем так. Объединение оказалось делом непростым. 25 национальностей – и каждый стремился жить сам по себе. Поэтому пришлось находить точки соприкосновения как бы окольными путями. В 2001 -м начали издавать тематические полосы и страницы в финноугорской газете "Kudo + Kodu", выпускавшейся в Йошкар-Оле. "Kudo" – по-марийски "очаг", a "Kodu" – в переводе с эстонского "дом". Так вот, для поддержки издания нам потребовался общественный совет, в него вошли руководители всех финноугорских организаций Москвы и стали работать вместе. За 2 года сделали 12 выпусков, они имели весьма широкий общественный резонанс. Постепенно объединение финноугров Москвы, в том числе и с помощью газеты, состоялось.

- Знаю, что марийцы стали активно переселяться в Москву в 60-70-х годах прошлого века. Но почему именно тогда?

- А вы лучше спросите, какие именно марийцы переселялись: луговые, горные или восточные? И вообще, откуда взялись восточные?

- Это вы у меня спрашиваете? Интересный поворот: а кто кого интервьюирует?!

Два берега

- Поясняю разницу: марийцы испокон веков делились на горных и луговых, правобережных и левобережных. Нас разделила Волга! Это география. А теперь – проистекающая из нее история. Когда в XVI веке Иван Грозный взялся покорять эти края, его войско смогло пройти только по правому берегу, на левом дорог не было, одни леса. Соответственно русификация и христианизация правой (горной, как мы говорим) стороны пошли интенсивнее. А луговые (левобережные) держались особняком, их русские особо не трогали. Более того, луговые платили дань татарским ханам, с которыми водили вполне дружеские отношения. Кое-кто даже сражался на их стороне против Ивана Грозного... Когда же, после падения Казани, луговым пришлось-таки подчиниться русскому господству, они подняли восстание – и в течение семи лет шли кровопролитные, так называемые черемисские войны. Десятки тысяч марийцев бежали за Урал – в Башкирию, Пермь, на территорию нынешней Свердловской области. Так появились восточные марийцы... И до сих пор это деление существует. Даже в языковых наречиях есть отличия. Кстати, восточные марийцы считают свой язык самым "чистым", близким к первоисточнику. Сейчас за Уралом 140 тысяч марийцев. И вот как раз оттуда, преимущественно из этих земель, в середине прошлого века люди потянулись в Москву.

- Феномен истории: сначала бежали от Москвы, потом – к ней.

- Всему есть объяснение. Советская власть впервые за всю историю существования марийцев дала им государственность: был образован Марийский автономный округ, затем – Марийская АССР. Кроме того, в 60-70-х годах прошлого века в Марийской республике процветало сельское хозяйство. Когда по всему Союзу наблюдалась нехватка мяса, мы горя не знали. Время было золотое. Разумеется, уезжать из республики никому и в голову не пришло бы – ни луговым, ни горным. Иное дело – восточные марийцы. Они, по-видимому, ощущали себя не столь комфортно, вот кое-кто и стал переселяться в Москву.

- Слышала, вы и мэра столицы Лужкова числите марийцем?

- Ну а почему бы нет? Матушка Юрия Михайловича родом из деревни Калегино Калтасинского района Башкирии, который в значительной степени населяют восточные марийцы.

- Ну, при таком раскладе вы просто не могли не развернуть в Москве бурную деятельность.

- На что намекаете?

- На врожденные организаторские способности марийцев, конечно! Благодаря вам финноугры Москвы больше не стоят в стороне от мирового процесса, так ведь?

- Кто хочет – тот работает без жалоб на "объективные обстоятельства". В июне 2004 года делегация финноугорских организаций столицы приняла участие в IV Всемирном конгрессе финноугорских народов, который проходил в Таллине. Там выступали президенты Венгрии, Финляндии, Эстонии... Нам было на что посмотреть, чему поучиться. А V конгресс решено провести в 2008 году в России – в Ханты-Мансийске. Готовиться будем заранее, чтобы не ударить в грязь лицом.

Неприкасаемые рощи

- Говорят, октябрь стал самым что ни на есть финноугорским месяцем в году?

- Верно. Уже второй год каждую третью субботу октября мы отмечаем в Москве День финноугорских родственных народов. Еще на III Всемирном конгрессе в Хельсинки решено было "назначить" этот день праздничным. В 2003 году московские финноугры собрались на базе Венгерского культурного центра, в 2004-м – провели торжественное собрание в Московском доме национальностей. Весной прошлого года в том же МДН мы организовали фестиваль "Финноугорская весна". От нас выступал семейный вокальный ансамбль Минилбаевых под названием "Райдем"...

- Каковы планы московских марийцев на ближайшее будущее?

- В сентябре нынешнего года в Поликультурном образовательном центре на улице "Правды" начнет работу марийский класс. Есть договоренность с учителем, заказаны учебники марийского языка. Надеемся, удастся организовать с детьми вокальный или танцевальный коллектив. Спасибо мэрии Москвы – поддерживает наши инициативы, относится с пониманием к нашим проблемам.

- Отмечают ли марийцы Москвы свои собственные национальные праздники?

- Намерены как раз в Поликультурном центре вместе с детьми возрождать эти традиции. "Пеледыш пайрем" – праздник цветов, он отмечается в июне. "Пеледыш айо" – праздник песни (отмечается преимущественно горными марийцами). "Шорык-йол пайрем" – святки, "васли-кугыза пайрем" – марийский Новый год, "сюрэм" – переход от весенних посевных работ к сенокосу... У каждого – свои ритуалы. Под Новый год в Марий Эл неделю по домам ходят ряженые, смотрят, насколько мастеровиты хозяева, что за год построили, отремонтировали, сшили, сколько банок варений-солений закрутили... Советы разные дают. Призами награждают. Сами гостинцы получают... А в честь праздника "сюрэм" в конце июня марийцы по традиции отправляются на моления в свои священные рощи. Около каждого села есть такая роща. Прикасаться к деревьям в них запрещено, разве что сами от старости упадут. И ведь каждое дерево в такой роще "закреплено" за конкретной семьей: когда люди приходят на моления, несут дары именно к своему дереву – дубу, ели, березе!.. Удивительно: официальная религия в Марий Эл – христианство. И марийцы посещают храмы, отмечают все главные православные праздники. А потом – благополучно идут в рощи. Такая вот хитрость. Или – упертость. Или – мудрость. Называйте как угодно...

***

Словарь

Имена

Андрей Эшпай – композитор, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий,

Иван Ефремов – генерал армии, командующий Московским военным округом,

Валентин Яковлев – генерал-полковник, руководитель общественной общероссийской организации "Морская пехота",

Михаил Мурашко – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Московского университета культуры,

Евгения Шевелева – заслуженная артистка России, профессор Российской Академии музыки имени Гнесиных,

Людмила Коржавина – певица, солистка ГАБТ,

Владимир Шамиданов – флейтист, солист Российского национального филармонического оркестра под руководством Спивакова,

Геннадий Махотин – 10-кратный чемпион мира, Европы по армспорту,

Александр Петров – альтист, солист симфонического оркестра ГАБТ,

Владимир Матвеев – Герой России, летчик-испытатель.

Палыме лийына! (Давайте знакомиться!)

Региональная общественная организация "Землячество Марий Эл"; вице-президент – Юрий Ерофеев. Региональная общественная организация "Общество граждан и выходцев из Республики Марий Эл"; руководитель – Филимон Синяков.

Контактный телефон (в МДН): 925-43-22.

16.02.2005

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты