Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_13986.html


27 января 2005

Филипп Щипков. Религия в современной информационной политике

Предисловие к книге

После десятилетий дискриминации и вытеснения за пределы социального пространства религия вернулась в жизнь общества. Но она не просто вернулась – сегодня все заметнее присутствие религии в публичной сфере. Об этом свидетельствуют не только социологические опросы. Индикатором этого присутствия являются, прежде всего, СМИ – так называемая "четвертая власть", роль которой в формировании общественного и индивидуального сознания все время возрастает. И это соответствует возрастанию значения религиозного фактора в политике, культуре, идеологических поисках, социальной практике.

Но как религия представлена сегодня в газете и на телеэкране? Что в данном случае умещается в медийные форматы и что не умещается, но должно было бы присутствовать в СМИ? Иначе говоря, как СМИ должны подходить к освещению религиозной темы? Нужно ли для этого создавать специальные отделы в редакциях? Как журналист воспринимает религию: как самостоятельный феномен или как особый фактор, который время от времени вторгается в политику?

Но помимо этих общих вопросов возникают и частные: возможна ли прямая религиозная проповедь в газете? Нужно ли писать о "закулисной жизни" церкви? Обречена ли религиозная тема на то, чтобы всегда соседствовать со спортом и погодой – в конце общего списка тем?

Чтобы разобраться с тем, как нынешние российские СМИ работают с религиозной тематикой, корреспондент профильного интернет-портала "Религия и СМИ" Филипп Щипков задал эти и другие вопросы двадцати ведущим журналистам. Среди них главные редакторы и специальные корреспонденты, журналисты, работающие в газетном, журнальном и телевизионном форматах. Среди них редактор православного журнала, рассчитанного на молодежную аудиторию, и сотрудники подчеркнуто светских изданий, люди лично религиозные и весьма далекие от религии. Но все они заняты одним делом – формированием общего пространства, называемого массовыми коммуникациями.

И все они сталкиваются, в частности, со специфической журналистской проблемой: как совместить веру или неверие со своей профессией, когда пишешь или снимаешь репортаж о религии? Это индивидуальное и профессиональное измерение общей проблемы освещения религиозной тематики в СМИ.

Впрочем, в предлагаемых вниманию читателя интервью речь идет не только о профессиональных проблемах журналистов, но и об их взгляде на место и динамику религиозности в современном российском обществе. В данном случае мнение журналистов немаловажно, если снова вспомнить о той роли, которую играют СМИ в нашем обществе.

Религия и СМИ – тема, которая еще мало исследована. Но там, где речь идет о религии, на первое место выходит профессиональный опыт и личная позиция журналиста. И мониторинга публикаций и видеосюжетов здесь явно недостаточно. Поэтому мы предлагаем услышать различные голоса тех, кто сегодня реально работает с этой темой.

Первоначально все вошедшие в это издание интервью были опубликованы на портале "Религия и СМИ" (www.religare.ru).

Александр Кырлежев,
гл. редактор "Религии и СМИ" 2002-2003 гг.

РЕКЛАМА
https://pedant-magnitogorsk.ru/remont-iphone-5-5s-5c/zamena-displeya