поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
24 декабря 2004  распечатать

Эдуард Кульпин

"Ф. А. Асадуллин: "Москва мусульманская: история и современность"

Источник: Татарский мир (Москва)

Выход в московском издательстве "Умма" книги Ф. А. Асадуллина – заметное явление в общественной жизни. Ретроспекция истории мусульманских сообществ в отдельных частях нашей страны становится исключительно актуальной и способствует воссозданию общей картины, позволяющей глубже понять современное драматическое развитие отношений общества и ислама в России и мире в целом. Книга Ф. А. Асадуллина расширяет возможности для поиска ответов на вопросы, почему и в каких формах исламское учение помогло историческому выживанию татар и как тюркские народы России не просто сохранили ислам в нашей стране, но обусловили создание особой его ветви – российской. Приводимая в книге информация как о далеком прошлом, так и о современном обществе России ориентирует читателя на достижение консенсуса в ситуациях социально-политической напряженности.

Работу автора затрудняло недавнее появление близкой по теме монографии Д. З. Хайрутдинова "Мусульманская община Москвы в XIV – начале XX века". Ф. А. Асадуллин должен был не повторить, но дополнить обстоятельную, насыщенную фактологическим материалом (таблицами, документами) монографию Д. З. Хайрутдинова, сосредоточить внимание на иных срезах тех же проблем, расширить исторический интервал времени (в основном за счет современных процессов, но не только), дать не столько фактологическое, сколько философское осмысление явлений, процессов и событий, исследовать не только сам объект – мусульман Москвы, но и его окружение – российское общество. Эти задачи определили характер его книги, продиктовали построение материала, архитектонику работы.

Книга содержит несколько "пластов" по хронологии и объекту рассмотрения: в масштабе Евразии, в масштабе Москвы, в масштабе современной России и глобального – роли ислама в современном мире, и при этом в аспектах социальном, политическом и философском. Такую работу, полагаю, не сделает ученый, демонстративно сторонящийся от современной политической жизни, – она по силам ученому и политику одновременно, находящемуся в гуще текущих событий и глубоко озабоченному негативными явлениями современного мира.

Трудно определить научный профиль этой книги. Опыт объединения в одной работе разных научных дисциплин – истории, социологии, философии, культурологии, этнологии, соединение общетеоретических и методологических обобщений с конкретными историческими фактами и свидетельствами уже стало привычным для междисциплинарного исследования. Но в данном случае мы видим не только междисциплинарность: разделы книги написаны в разных жанрах: одни отличаются строгим научным анализом, другие представляют собой философские размышления, третьи относятся к жанру современной политической хроники. И вместе с тем это – цельная работа, каждый элемент которой оправдан объектом анализа и потому требует своего понятийного аппарата и языка изложения.

Как известно, существует грань между научной и общественной актуальностью и значимостью исследования. Его научная актуальность определяется степенью изученности (точнее, неизученности) проблемы, значимость – весомостью выводов. Общественная же актуальность определяется степенью влияния результатов работы на общественный процесс, значимость – морально-этической позицией автора.

Исследование Ф. А. Асадуллина представляется в первую очередь политически актуальным и общественно значимым, поскольку сегодня одной из самых острых мировых проблем является противостояние севера и юга, первый из которых отождествляется с христианством, второй – с мусульманством, а из проблем российского общества одна из наиболее значимых – проблема межэтнических отношений. Исследователи этих проблем ныне часто обращаются к прошлому.Таким образом, вне зависимости от взглядов и желания ученых, история становится политической дисциплиной, а общественная значимость исторического исследования напрямую зависит не только от уровня профессионализма ученого и добротности работы, но и его общественной и моральной позиции.

Во введении к своей книге Ф. А. Асадуллин пишет, что его цель – "опираясь на архивные источники, а также на основополагающие труды по истории средневековой Москвы и России, так или иначе связанные с исламской проблематикой, на работы современных российских и зарубежных историков и исламоведов, попытаться (... ) реконструировать жизнь мусульманской общины столицы с момента ее возникновения вплоть до сегодняшних дней, а также, обращаясь к литературному наследию А. С. Пушкина, П. Я. Чаадаева, Ф. М. Достоевского, В. С. Соловьева, Л. Н. Толстого и Д. А. Андреева, показать тенденции общественного развития российского государства, где религиозные и культурные ценности ислама прямо или опосредованно играли заметную роль". И далее: "Наша задача заключается в том, чтобы, обратив внимание на малоизвестные или малоизученные факты и события, предложить свое видение истории города... "Огромный странноприимный дом", каким представлялась Москва Марине Цветаевой, давно уже стал "своим" для многих поколений этнических мусульман – узбеков, казахов, народов Кавказа и Закавказья, арабов, персов, не говоря уже о татарах, являющихся, по меткому выражению московского мэра Ю. М. Лужкова, "градообразующей нацией столицы".

Автор книги использовал материалы архива Московской соборной мечети и Московского муфтията, Российского государственного архива древних актов (РГАДА) и ряда других архивов. Разумеется, это расширило возможности "объективного изучения исламского фактора на территории Московии и всей России в широком историческом контексте", а именно такое изучение "может способствовать исправлению тенденциозных (а порой и просто неверных) взглядов на роль тюркских и других мусульманских народов в жизни российского государства и общества в целом". Способствует оно и тому, что академик Н. И. Конрад в фундаментальном труде "Запад и Восток" называл "преодолением европоцентризма в науке".

Наконец, автор полагает, что "введение материалов данной работы в научный оборот может стать одним из каналов реализации Федеральной программы "Воспитание толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе", получившей принципиальную поддержку Совета муфтиев России, и одновременно расширить представления россиян об исламе как неотъемлемой части исторического наследия народов России". И вот это последнее положение является ключевым для всей работы: реальная политическая и общественная значимость книги в том, что она прямо ориентирована на воспитание толерантного сознания и профилактику экстремизма, что нисколько не умаляет остальных достоинств книги.

Читатель найдет здесь, с одной стороны, интересные гипотезы – например, о тюркском происхождении фактического основателя Москвы боярина Кучки; вместе с автором вспомнит или узнает о мусульманском "компоненте" мировосприятия великого русского путешественника средневековья Афанасия Никитина, об исламских "пластах" в мировоззрении Льва Толстого, Владимира Соловьева и других русских мыслителей XIX века. С другой стороны, он приобщится к живой истории отдельных семей, судьбам людей на фоне исторических процессов, отчего поступки отдельной личности предстают проявлениями общественной жизни.

И все-таки главное в книге – это многовековая история воспитания толерантности как одной из главных характерных черт московских мусульман. Последняя треть книги, посвященная конкретной деятельности мусульман Москвы после разрушения Советского Союза, наглядно демонстрирует, как шаг шагом достигаются благородные цели установления в России атмосферы мира и взаимопонимания. В этом особое значение в книге придается деятельности Московского муфтията и муфтия Гайнутдина.

Создание Московского муфтията молодыми имамами и руководителями мусульманских общин, утверждает Ф. А. Асадуллин, было реальным ответом мусульман Москвы и России на "авантюризм и нереализованные амбиции некоторых мусульманских деятелей" в "пик дезинтеграционных процессов, которые охватили мусульманское сообщество страны и особенно чувствовались в Москве (... ), предлагавших реформы самого радикального толка – сменить духовное руководство и переподчинить все московские мечети "настоящим мусульманам" (с. 190).

Давая хронику событий, автор книги на фактах показывает, как муфтият оперативно реагировал не только на принятие законов, упрочение связей с арабо-мусульманским миром, строительство мечетей и рост приходов, но и выходил с инициативами по достижению мира в Чечне, снижению межнациональной напряженности в других регионах России. Большое значение имеет активная позиция Московского муфтията, занятая им в связи с современным терроризмом.

"Самая большая проблема, – пишет автор, -... в том, что христианский мир продолжает черпать информацию об исламе из "недостойных" источников, в бытующей среди многих политиков мировых держав традиции антиисламизма, которая сегодня продолжает подпитываться тенденциозным телевидением и журналистикой, часто показывающей мусульман как нецивилизованных и диких людей и – что еще хуже – террористами... " (с. 231). В тоже время, "среди мусульман имеется, пусть и незначительная, часть, которая готова навязывать единоверцам собственные, явно устаревшие представления об образе жизни мусульман, о том, как им следует относиться к последователям других религий. Тем самым они выступают против обновления религии, прогресса мусульманских народов, препятствуют их успешной адаптации к российским, общемировым реалиям и тенденциям" (с. 206).

Книга Ф. А. Асадуллина предполагает как широкий, так и узкий, специальный круг читателей. Специалисты оценят поднятые исследователем проблемы и уровень их рассмотрения. Остальные же читатели, я уверен, отдадут должное политической актуальности и эвристической остроте многих высказанных положений.

06.12.2004

СМ.ТАКЖЕ

персоналии:

Шейх Фарид Асадуллин

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты