RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
|
05 декабря 2002 Александр Щипков Религиозная журналистика — журналистика экспертная Выступление на заседании Общественного методического совета по освещению религиозной тематики в СМИ при Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации 14 ноября 2001 Прежде чем рассуждать о путях развития русской религиозной журналистики, нужно понять, существует ли вообще в России религиозная журналистика. Если да, мы имеем предмет для обсуждения, если нет, нам следует прилагать наши интеллектуальные усилия в каком-то ином направлении. Размышляя о религиозной журналистике, логично задать самому себе следующие вопросы:
Очень важный вопрос о том, кто является потребителем информации о религии. Если мы ответим на эти вопросы, то мы сможем задать себе главный вопрос: какие шаги необходимо предпринять для развития российской религиозной журналистики и её профессионализации. Я попробую кратко ответить себе на эти вопросы. Существовала ли религиозная журналистика в России до 17-го года? Я считаю, что — да. Достаточно вспомнить имена людей, которые писали на стыке XIX–XX веков. Розанов, Леонтьев, Бердяев, Меньшиков. Я специально беру как левых, условно говоря либералов, так и правых. Менее известен евангелист Иван Проханов, яркий русский протестантский журналист. Существовала ли религиозная журналистика в советский период? Конечно, существовала. Во-первых все двадцатые годы издавались религиозные журналы, во-вторых, активно действовала антирелигиозная журналистика. И не следует от нашей истории прятаться. Кроме того, существовала религиозная публицистика эмиграции, которая доходила до нас, живущих в СССР, через 'Вестник РСХД' или НТСовские издания. Мы ее хуже знали, но она пробивалась на советскую территорию и становилась участницей скрытого медийного процесса. И самое важное — существовала подпольная религиозная журналистика. Можно вспомнить имена Игоря Огурцова, Евгения Вагина, Владимира Осипова, Александра Огородникова, Александра Меня, Леонида Бородина, Татьяны Горичевой, Анатолия Краснова-Левитина, Зои Крахмальниковой и многих других авторов. Это был самиздат, подпольная религиозная публицистика, но она существовала и, вне всяких сомнений, повлияла на развитие и формирование современной религиозной журналистики. Я считаю, что корни у русской религиозной журналистики существуют. Существует давняя, крепкая традиция, просто мы с ней очень мало знакомы. Это интересная тема для будущих и настоящих исследователей. Как развивалась религиозная журналистика в последнее десятилетие? С самого начала она двигалась по двум основным направлениям: конфессиональное и светское. Конфессиональное — это профильные издания, принадлежащие той или иной организации, а светское — это журналисты, работающие в светских изданиях. Около года назад я ввел это весьма условное деление в качестве метода, в качестве возможного подхода, который поможет структурировать направление и заявить о его существовании. Всё очень гибко, авторы часто перетекают из одного качества в другое. Но очень важно понимать, что у журналистов, пишущих на религиозные темы, могут быть разные побудительные причины браться за религиозную тему. Когда человек работает в конфессиональных СМИ, главный импульс — это проповедь, желание донести до читателя мнение общины и ее идеологию. В этой ситуации журналист накладывает какие-то стилистические и жанровые ограничения, добровольно подчиняя себя определенной задаче. Светское направление более независимое, разношерстное, разнообразное. Оно пытается описывать многообразную религиозную жизнь, бурлящую вокруг нас. Поэтому светское направление религиозной журналистики я отношу к разряду экспертной журналистики наравне с журналистикой политической и экономической. О политической значимости религиозной темы в российском медийном пространстве отдельно говорить, полагаю, не нужно. Какие темы входят в круг интересов религиозной журналистики? Если говорить в самых общих чертах, это следующие темы. Качество веры. Интересно понять, во что верят граждане, как они верят, как это отражается на их социальном поведении, на принятии бытовых, нравственных и политических решений. Отношения между религиозными группами — одна из интереснейших тем, которая часто привлекает внимание журналистов. Популярная тема — сектантское движение. 60% публикаций посвящено новым религиозным движениям и их противостоянию традиционным религиям. Следующая тема — влияние религиозных идеологий на формирование политических концепций. Эта тема не очень развита в современной религиозной публицистике, но она все чаще возникает, и будет исследоваться, поскольку важна и на неё есть общественный запрос. Отношения церкви и государства — это сегодня тема номер один, к которой всё чаще и чаще обращаются наши коллеги. Мы сами порой становимся объектом внимания коллег-журналистов. Тема отражения религиозной жизни в средствах массовой информации — также занимает читателя, у которого возникают определенные требования к журналистам, и наша профессиональная деятельность также является предметом изучения. Кто же является потребителем информации, которую предлагает религиозная журналистика? Для кого мы работаем? Первый потребитель — это мы, журналисты, пишущие о религии, потому что мы сами очень внимательно и ревниво следим друг за другом. Случается, что я получаю по электронной почте полемический ответ за сутки до того, как статья появляется в печати. Второй потребитель — религиозные круги, члены религиозных организаций. Третья категория — властные структуры, эксперты, политики, политтехнологи, то есть все те, кто реально влияет на формирование внутренней политики государства. Они наши публикации читают с большим вниманием, реагируют, вступают в контакты, задают вопросы. Вернусь к мысли об экспертной журналистике. Вообще, специалистов, занимающихся религиозной темой, немного. Религиозная журналистика мало понятна широкому кругу читателей и рассчитана на круг заинтересованных. Религиозную журналистику принято относить к журналистике, занимающейся социальными и культурными вопросами. Я считаю, что религиозная журналистика ближе к политической и экономической, то есть — к экспертной журналистике. Обычно 'религиозку', как выражаются редакторы газет и журналов, помещают в отдел 'Общество'. Считается, что о семье, браке, воспитании детей и Боге может писать каждый. Однако это разные предметы, требующие разных специализаций. Ответив на перечисленные выше вопросы, можно отвечать на традиционный вопрос 'что делать'. Во-первых, необходимо написать спецкурс по религиозной журналистике для журфаков и организовать систему повышения квалификации для тех коллег, которые хотят специализироваться в нашей тематике. Во-вторых, необходимо доводить до сознания руководителей СМИ, что религиозная журналистика относится к экспертной и наступило время это признать. Целесообразно организовывать отделы религиозной публицистики. Не ради создания новых рабочих мест, что тоже неплохо, а ради того, чтобы дальше структурировать и развивать это направление журналистики. Сегодня идея создания специализированных отделов религиозной публицистики встречает жесткое сопротивление, я чувствую это на собственном опыте. Но вскоре понимание придёт. Мы намерены повышать статус религиозной журналистики с помощью Методического совета по освещению религиозной тематики в СМИ при Минпечати, через инициативы Гильдии религиозной журналистики Медиасоюза, в тесном взаимодействии с конфессиональными изданиями и конфессиональными журналистскими ассоциациями. |
РЕКЛАМА |