поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка

03 мая 2023 :: Александр Щипков

Политический философ Александр Щипков: "Предлагаю дать название русскому геноциду: плаха"

Слово "геноцид" образовано от греческого genos ("род") и латинского cidium ("убийство"). ООН определяет геноцид как "действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую". Ключевые слова здесь – "как таковую", то есть речь идёт о массовом уничтожении людей именно по признаку принадлежности к некоей этнокультурной группе. Является ли секретом, что нацисты относили народы Советского Союза к "низшим расам" и на этом основании целенаправленно истребляли его гражданское население?

Широко известно слово "холокост", означающее геноцид евреев. Гораздо меньше известно слово "пораймос", означающее геноцид цыган. Что же касается геноцида русских – или, если брать шире, советских, – то название ему в широких кругах не дано, и вообще ставить вопрос об этом геноциде не очень-то принято. Такое положение дел недопустимо, уверен политический философ Александр ЩИПКОВ, доктор политических наук, кандидат философских наук.

– Отнюдь не любые действия, влекущие за собой массовую гибель гражданского населения, можно отнести к геноциду, так ведь?

– Разумеется, не любые. Часто приходится слышать, что коллективизация, или Гражданская война, или 1937 год – это геноцид. Всё перечисленное (и раскулачивание, и братоубийственная война, и репрессии) – вещи недопустимые, подлежащие осуждению. Однако к геноциду они не имеют ни малейшего отношения. Геноцид – понятие очень точное: оно означает, что людей уничтожают по национальному признаку, уничтожают только потому, что они русские, армяне, евреи, цыгане...

Геноцид русских я разделяю на три этапа. У нас практически неизвестны обстоятельства, связанные с первым этапом – австрийским. 1914 год, началась Первая мировая, австрияки двигают свои войска на восток. В Карпатах живут русские (русины). Живут со своей русской культурой, своими русскими газетами, вузами, предприятиями, но без армии. Австрийские стратеги решают: армии у русинов нет, но вдруг, когда мы продвинемся вглубь Российской империи, они восстанут, поднимут бунт у нас в тылу? Этнические (западные) украинцы не особенно симпатизируют России, а русины – ещё как. Давайте на всякий случай предпримем меры – уничтожим русинов, прежде всего мужское население. Сказано – сделано. Создаются (задолго до Освенцима, замечу) два концлагеря – Талергоф и Терезин, где истребляют 250 тысяч человек. Истребляют только за то, что они русины, русские.

Второй этап геноцида русских – германский, он основной и прекрасно всем нам известен. Говоря о русских, я в данном случае имею в виду все народы СССР. Речь, конечно же, о событиях Великой Отечественной войны. Оппоненты мне возражают: мол, война – это не геноцид. Что ж, давайте разбираться. В ходе Великой Отечественной погибло около 8–9 миллионов советских военнослужащих (немецких – примерно столько же). Остальные 20 миллионов погибших советских граждан – не военные. Они не держали в руках оружия, их уничтожали только за то, что они "не той" национальности. Женщины, дети, старики... 20 миллионов человек. Это чистой воды геноцид.

– А третий этап?

– Третий этап происходит сейчас, на наших глазах. С 2014 года.

– Русских Донбасса убивают за то, что они русские?

– За то, что они русские и хотят оставаться русскими.

– Вы называете этот этап геноцида украинским?

– Нет, главные виновники – вовсе не украинцы. Проведу аналогию. В геноциде 1941–1945 годов участвовали не только немцы, но и многие другие народы Европы (финны, французы, румыны и другие), однако инициатором и идеологом выступала Германия, поэтому я считаю правильным называть этот этап русского геноцида именно германским. А нынешний этап геноцида – англосаксонский. Государство Украина – лишь "руки", которыми распоряжаются США и Великобритания. Украинский этногенез (формирование этнонациональной идентичности. – Прим. "АН"), как и любой другой этногенез, – процесс длительный. Преследуя свои геополитические цели, англосаксы его искусственно форсируют. В истории подобное уже было с сербами: части сербов навязали латиницу и католицизм, убедили их, что они отдельный от сербов народ – хорваты – и натравили на сербских братьев.

Периодизация геноцида, которую я предлагаю (австрийский, германский и англосаксонский этапы), не является общепринятой. Да и вообще мало что можно прочесть по проблеме геноцида русских. И немудрено: долгое-долгое время эта тема была строго табуирована.

– Из-за чего была табуирована?

– Чтобы ответить на ваш вопрос аргументированно, нужно провести специальное научное исследование. Могу лишь высказать предположение: советская власть считала эту тему слишком национальной, слишком русской, опасалась подъёма русского национального самосознания. Коммунисты, как известно, – убеждённые интернационалисты (я сейчас не даю этому оценок, лишь озвучиваю факт). Вспомним так называемое "ленинградское дело" – разгром "русской партии", русского движения внутри КПСС. Или вспомним, как притесняли писателей-деревенщиков: они пробивались с большим-большим трудом.

Но вот случилась революция 1991 года – казалось бы, тема русского геноцида должна была получить огласку. Однако же этого не произошло. Она оставалась табуированной ещё долго – до середины 2010-х годов. Все помнят мюнхенскую речь Владимира Путина, но гораздо реже вспоминают другое его знаковое выступление – на заседании Валдайского клуба в 2013 году. Эту речь можно назвать "Русской речью Путина", она обязательно займёт своё почётное место в истории русской политики и русской мысли. Среди либералов она вызвала истерику. Её нужно читать с карандашом в руках (речь размещена на кремлёвском сайте). Конкретно геноцида президент не коснулся, но его выступление сработало как выстрел – общественная повестка заметно изменилась. Вскоре о геноциде прямо заявил тогдашний председатель Госдумы Сергей Нарышкин, возглавивший в 2012 году Российское историческое общество. Теме дали зелёный свет.

Мы с коллегами в 2012-м начали работу над философским сборником и издали его в 2013-м под названием "Перелом". Никто тогда не знал, что очень скоро произойдёт возвращение Крыма, не знали этого и мы, но у нас было предчувствие: вот-вот случится нечто очень важное, случится перелом в развитии русского общества. Речь в сборнике шла о том, что идеология либерализма исчерпала себя и ей на смену грядёт социальный консерватизм. Наши прогнозы сбылись на сто процентов.

– После "Перелома", уже в 2015 году, вы издали второй философский сборник – "Плаха". Именно это слово – "плаха" – вы предложили в качестве наименования геноцида русских.

– Наименование необходимо. Трудно говорить о явлении, которое никак не называется. Русский геноцид был и, увы, продолжается, а названия у него нет. Евреи подошли к наименованию своего геноцида весьма ответственно и выбрали крайне удачное название. "Холокост" по-древнегречески – "жертва всесожжения". Очень яркий и насыщенный образ, к тому же вызывающий религиозные ассоциации. И ведь тема холокоста не стоит на месте, её продолжают развивать. Израильские учёные проделали не только гигантскую научно-историческую работу, но и богословскую.

Мы, русские, находимся в самом начале этого пути. Начать нужно с названия. "Русоцид"? Сразу понятно, о чём речь, но слишком уж неблагозвучно для русского уха. Поэтому мы с коллегами предложили другое наименование – "плаха". Думаю, смысл ясен: казнь, место казни. Наш народ пытались казнить. Не получилось. Не получится и впредь.

– Двигают ли вами помимо стремления к истине ещё и практические соображения? Должна ли популяризация плахи послужить интересам русских на международной арене?

– Об этом мы с коллегами не задумываемся. Не считаю, что русские должны кому-то отомстить, кого-то наказать, потребовать с кого-то деньги. Если государство решит потребовать – пускай, я не против, но меня волнует не это. Мы, наш народ, должны осмыслить плаху сами для себя. Если будем помнить, кто, когда и из каких соображений хотел нас уничтожить, – мы будем непобедимы. Наша задача – защитить себя, защитить русский мир, защитить свой цивилизационный суверенитет.

К тому же это напрямую связано с другой, ещё более важной интеллектуальной задачей – осознанием нашей исторической миссии. Важно не попасть в ловушку самопревозношения: в неё попадают представители многих народов, особенно англосаксы, создатели колониализма и расизма с их "бременем белого человека". Нет, я имею в виду не самопревозношение, а самопознание. Каждому народу Господь определил своё предназначение, каждый народ вносит вклад в общемировую копилку человеческой цивилизации. Наш народ – в том числе.

– Когда в 2006 году Верховная рада Украины объявила голодомор геноцидом украинцев, мало кто в России не разглядел в этом паразитирование на общей трагедии. Не будет ли популяризация плахи воспринята в мире схожим образом?

– Если под "миром", как это часто делается, вы понимаете Запад, то нам не должно быть дела, как и что они там воспримут. На них нечего оборачиваться. Если же вы говорите о традиционной части мира, то не думаю, что возможно какое-то недопонимание по этому вопросу. Муфтии и раввины, с которыми мне доводится общаться, одобряют нашу инициативу, да и вообще поддерживают русский мир, который готов выстраивать братские равноправные отношения с арабским миром, китайским миром, угро-финским миром и так далее. Вместо англосаксонской тотальной диктатуры псевдодемократической унификации русские предлагают человечеству цивилизационную многополярность.

Источник: Аргументы недели

СМ.ТАКЖЕ

персоналии:

Александр Щипков

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

03.12.2023

Щипков. "Тезисы Путина и тезисы Патриарха. ВРНС-2023"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 287

01.12.2023

В Российском православном университете прошла конференция "Русский взгляд на феномен нацизма"

28.11.2023

Президент России В.В. Путин и Святейший Патриарх Кирилл выступили на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора

А.В. Щипков награжден медалью "Патриаршая благодарность"

27.11.2023

Состоялось заседание идеологической сессии XXV Всемирного русского народного собора

26.11.2023

Щипков. "Про неграждан и инфомошенников"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 286

18.11.2023

Депутаты Госдумы и профессура Российского православного университета обсудили вопросы признания человеческой жизни до рождения

12.11.2023

Щипков. "Путин – Валдай 2023"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 285

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты