30 марта 2021 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория "Крапивенский 4". С докладом на тему "Православно-мусульманские взаимоотношения в период возникновения ислама" выступил директор Института востоковедения РГПУ им. А.И. Герцена, доктор философских наук, профессор А.Л. Вассоевич.
Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы.
Предваряя выступление, докладчик напомнил, что наиболее распространенными религиями в России остаются Православие и исламское правоверие ислам суннитского толка. "От добрых взаимоотношений большинства, исповедующего Православие, и внушительного числа приверженцев традиционного ислама зависит благополучие нашей страны. Многократным попыткам столкнуть православных и мусульман мешают реальные исторические традиции, сформировавшиеся на самой заре возникновения ислама, когда эта мировая религия лишь появлялась на Аравийском полуострове", полагает А.Л. Вассоевич.
Исследователь напомнил, что традиционный ислам считает Иисуса Христа (в Коране пророк Иса) одним из величайших исламских пророков, бывших до Мухаммеда. "Проповедь пророка Мухаммеда это проповедь монотеизма, то есть единобожия. По свидетельству духовного лидера православных арабов архиепископа Феодосия (Ханна) современные православные арабы признают обе части шахады исламского символа веры. Конечно, они воспринимаются православными иначе, чем мусульманами. В то же время многие проблемы, связанные с недопониманием между православными и мусульманами, вызваны тем, что мы обычно говорим на языках, принадлежащих к разным языковым группам", считает докладчик.
А.Л. Вассоевич напомнил о драматическом моменте истории, когда первые мусульмане вынуждены были спасаться от преследования язычников, убегая в православную Эфиопию, которая оказала им гостеприимство в связи с теми обстоятельствами, что мусульмане были монотеистами и в исламе сохранялось исключительное уважительное отношение к Иисусу Христу и Пресвятой Богородице. "Эти первые страницы исламской истории и сегодня служат утверждению добрых взаимоотношений между православным и мусульманским духовенством. Эта традиция существенно выручала нас на протяжении всех веков российской истории", отметил исследователь.
"Бесспорно, между Православием и исламом существуют противоречия. Православный христианин никогда не согласится с тем, что мусульмане решили избавить Христа от смертных мук и считают, что Он был взят на небо и только распинающим показалось, что они предают Спасителя страшным мучениям. С точки зрения православного богословия это утверждение может вызвать лишь горькую улыбку. Но с другой стороны можно ведь допустить и такую мысль: а не с любовью ли о Господе первые мусульмане, жившие в VII веке на Аравийском полуострове, решили избавить Господа Иисуса Христа о тех страданий, которые от претерпел?" предположил докладчик.
"Мы должны осознавать тот факт, что люди, исповедующие ислам, считают "золотым веком" времена пророка Мухаммеда и четырех праведных халифов. На заре возникновения ислама сформировалось дружелюбное отношение между православными эфиопами и арабами, исповедующими ислам, был заложен надежный фундамент для мирных взаимоотношений, к которым нужно стремится в нашем неспокойном веке. Традиционно добрые отношения, взаимопонимание и соработничество между представителями традиционного ислама и Русской Православной Церковью должны и в дальнейшем укрепляться. Уверен, что история православно-мусульманских взаимоотношений на заре возникновения ислама тот поучительный пример, на который мы должны ориентироваться", заключил А.Л. Вассоевич.
Лекторий "Крапивенский 4" организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория "Крапивенский 4" первый проректор РПУ, доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит по средам с 18.00 до 19.00.